Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»детей средней группы Тема: «Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Осенние листья»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Сапронова Любовь Владимировна


Конспект образовательной деятельности по ОО " Речевое развитие " детей средней группы  Тема : " Заучивание стихотворения Н. Нищевой " Осенние листья "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение № 130 города Липецка

Конспект образовательной деятельности  

по ОО «Речевое развитие»

детей средней группе

Тема: «Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Осенние листья»

Автор конспекта ОД: Воспитатель первой квалификационной категории: Сапронова Любовь Владимировна

2016 год

Цель приоритетной образовательной области «Речевое развитие»: познакомить детей со стихотворением Н. Нищевой «Осенние листья» и помочь его запомнить. 

Задачи:

-  закреплять умения пользоваться морфотаблицей;

Обучающая:

Развитие звуковой культуры речи:

  • Тренировать интонационную выразительность речи при рассказывании стихотворения;

Грамматическая правильность речи:

  • Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью;
  • Формировать умение с опорой на наглядность, моделировать внутренний план высказывания.

Развитие связной речи:

  • Поддерживать стремление детей воспроизводить небольшое стихотворение

Развитие словаря:

  • Обогащать активный словарь дошкольников.

Развивающая: формировать представление детей о свойствах магнита, развивать память, логическое мышление, умение делать выводы.

Воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, природе.

Интегрируемые образовательные области – «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Планируемые результаты:

Целевые ориентиры: Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения.

Оборудование для педагога: шляпа с магнитом; мелкие металлические предметы (скрепка, кнопка, детали металлического конструктора и т.д.); лист ватмана; фломастеры;

Оборудование для детей:

Для игры: оборудование (на каждого ребенка) – листочки.

Для творчества: лист бумаги; альбомные листы; краски; цветные карандаши; фломастеры; пастель

  • Вводная часть  (мотивационный, подготовительный этап – введение в ситуацию)

Содержание ОД

Образовательные задачи

(вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Система знаний и ценностные ориентации

        Комментарий

- Ребята, я знаю, что вы все любите чудеса и превращения. Мне  хочется вас сегодня удивить, показать фокус.

Фокус. 

Волшебная шляпа, в которой спрятаны магниты. Предлагаем детям опустить    мелкие металлические предметы (скрепка, кнопка, детали металлического конструктора и т.д.) в шляпу. Поизносим заклинание и переворачиваем шляпу. Предметы не высыпаются.  

- Что вы видите? (Предметы не высыпаются)

- Ребята, а вы хотели бы узнать тайну фокуса?

- Что вам хочется об этом узнать?

- Давайте посмотрим, что же необычного в этой волшебной шляпе. Дети рассматривают шляпу и находят в ней интересный предмет.

- Кто знает, что это такое?  (камень……)

- Какой он на ощупь? (холодный, твердый, железный, тяжелый….)

- Кто –нибудь знает, как называется этот камень? (если дети затрудняются, то педагог называет сам). Это магнит. Он помог нам совершить чудо.

- Что сделал магнит с нашими предметами? (Притягивать предметы)

- Но не только такой магнит, может притягивать предметы к себе.  Магниты могут быть разными. Я хочу вас познакомить с магнитом – словом.

 Детям предлагается картинка с изображением дерева.

- Назовите одним словом, что вы видите на картинке? (дерево).

- Что есть у дерева? (ствол, корни, ветки, листья). Посмотрите, как много слов присоединило к себе слово «дерево».

Дидактическая игра по подбору прилагательных

«Осенние листья»

Цель: расширить словарь по теме «Деревья. Листья», подобрать к предложенному объекту признаки.  

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена, рябины, осины (на каждого ребенка)

Ход. 

Содержание игры заключается в следующем: дети по очереди показывают листочек и называют признак. Например, воспитатель рассказывает о своем листочке.  "Лист" — кленовый, красный

 - Я знаю об этих листочках стихотворение, послушайте. «Осенние листья».  

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

ВД

коммуникативная

Расширить и обогатить  активный словарь  старших дошкольников

ВД

коммуникативная

Слово,

показ фокуса

Слово

Слово

Слово

Углубление представлений детей о свойствах магнита.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей

Мотивом познавательной задачи является проделанный воспитателем фокус со шляпой и магнитом. Опираясь на знания детей, воспитатель вовлекает детей в опытно-экспериментальную деятельность

Развивая познавательный азарт, воспитатель предлагает детям найти магниты - слова, которые притягивают к себе другие слова. Воспитатель подводит детей к принятию ими цели работы – разбор стихотворения с опорой на слайды. Цель является основным компонентом деятельности,  который определяется как предполагаемый результат – запомнить стихотворение

2.        Основная часть (содержательный, деятельностный этап - актуализация; затруднение в ситуации, открытие детьми нового знания (способа действия); включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка)

Содержание ОД

Образовательные задачи (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Система знаний и ценностные ориентации

Комментарий

Практический этап.

Чтение стихотворения  Н. Нищева «Осенние листья»

(2 раза)

Осенние листья

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н. Нищева

как дети понимают, что такое резной?

1 – й слайд

Воспитатель: - о чем  это стихотворение? (о осени, ветре, листьях), давайте представим, что слово листик –  магнит, какие слова оно к себе притягивает?

Дети: - листики - дубовый, кленовый, рябиновый, с осинки.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание рябиновый лист какой? (резной), с березки? (золотой), с осинки последний.

Воспитатель: А еще, какое слово может быть магнитом? О чем еще говорится в стихотворении? (ветер)

Дети: - летал, считал, бросил.

- Итак, соберем нашу «магнитную» историю.

Ветер по лесу летал. Ветер листочки считал.  Листочек дубовый, листочек кленовый,  листочек рябиновый,  листочек с березки, листочек с осинки. Ветер бросил листочки на тропинку.

Воспитатель: Я предлагаю снова взять  наши листочки и превратиться в осенний листопад.

Игра-драматизация по стихотворению

Н. Нищева   «Осенние листочки»
           Ход игры:

Считалкой выбирают роль ветра, а остальные дети по желанию выбирают себе листочки. Под музыку листочки кружатся. Ветер подлетает к листочкам и считает: 1 листочек дубовый, 2 листочек кленовый, 3 листочек рябиновый, 4 листочек с березки, 5 листочек с осинки. Затем собирает их и бросает на «тропинку».

Воспитатель выступает в роли автора и одновременно оказывает помощь детям при игровых  перевоплощениях

Воспитатель: Мы с вами много говорили о ветре и листочках,  поиграли с  листочками о которых говорилось в стихотворении «Осенние листочки».

- А теперь, давайте попробуем повторить стихотворение, а поможет нам в этом живая таблиц с картинками.

(Дети смотрят и повторяют)

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь      

ВД

коммуникативная

Моделировать с опорой на наглядность, внутренний план высказывания

ВД

коммуникативная

Совершенствовать пантомимическую и речевую выразительность детей

ВД

коммуникативная,

двигательная

Слово, беседа

Слово,

беседа

Словесный

Логоритмическое упражнение

Слово

Слово

Игровые двигательные действия

Слово

Ребенок использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения.

Развитие памяти, логического мышления, мыслительных операции, умение делать выводы

Ребенок подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

Составление совместно с детьми наглядного плана действий. Он помогает сохранить в сознании детей цель, оправдывает выполнение отдельных действий. Способствует восстановлению детьми хода занятия и его осмыслению на рефлексивно-оценочном этапе

Анализ текста стихотворения. Разбиваем его на несколько частей, обсуждаем, о чем этот отрывок,   находим слова «магниты» и слова которые притягиваются к ним

Воспитатель собирает «магнитную» историю и проговаривает ее детям.

Игра-драматизация проходит  в контексте работы по продвижению к цели и  в тоже время идет как динамическая пауза. Делая

игровую  разминку, дети продолжают запоминать  стихотворение. В зависимости от уровня развития у детей проявляется воображение, фантазия, творчество.

  • Заключительная  часть (рефлексивный этап - осмысление (итог))

Содержание ОД

Образовательные задачи (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Система знаний и ценностные ориентации

Комментарий

Пальчиковая гимнастика.

- А теперь давайте присядем на ковер и поиграем с пальчиками (Пальчиковая музыкальная игра «Осенние листья»)

Ребята, для каждого на столах лежит знакомая вам таблица с картинками. Но только не все картинки цветные. Предлагаю вам раскрасить раскрасить их. Вы можете сами выбрать, чем вы будете рисовать: цветными карандашами, фломастерами, краски…(звучит музыка)

Художественное творчество.

- Какие красивые рисунки у вас получились.

Рефлексивно-оценочный этап.

- Ребята что сегодня вам особенно понравилось? Что вам запомнилось? Что было особенно интересно? А что было трудно? ...

Перспективный этап

Эту таблицу вы можете забрать домой, и глядя на свой красивый рисунок, сможете рассказать это стихотворение своим близким.

Продолжать развивать способность к образному восприятию, умение передавать  задуманное в композициях, пользуясь разными материалами

ВД

продуктивная деятельность

Беседа, изобрази-тельная деятель-ность

Слово, карандаши, фломастеры, краски

Развитие творческого  воображения

Звуковое сопровождение рисования может стать поводом  и основой для релаксации.  

Для более объемного видения, целостного восприятия и усвоения учебного материала (запоминания стихотворения) выполняется творческая деятельность. Воспитатель  предлагает детям разукрасить таблицу с картинками. Детям представлена возможность сконцентрироваться на ощущении собственной значимости, весомости своего вклада в общее дело. Так же дети по желанию выбирают, чем будут рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: "Заучивание стихотворения Е.Трутневой "Ёлка".

Предлагаю интересную методику заучивания стихотворения. Эта методика была апробирована в 2013 году при подготовке детей к Новогодним праздникам и дала положительные результаты, дети с желанием и лёгко...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей 2 младшей группы Тема. Путешествие в осенний лес.

ЦЕЛИ. Закрепить представления детей об осени, её признаках.ЗАДАЧИ.Расширять знания об осени, как времени год.Способность развитию познавательных способов.Закреплять знания цветов (жёлтый, красный...

Конспект ОД по области «Речевое развитие» в старшей группе. Тема: «Заучивание стихотворение кубанского автора В. Нестеренко « Осенние листья»»

Цель: формирование интереса и потребности к заучиванию поэтических произведений.Программные задачи:Образовательные: продолжать формировать у детей умение слушать, запоминать стихотворения, рассказыват...

Конспект образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» в средней группе тема: «Овощи»

Данное занятие будет итресно для педагогов групп среднего дошкольного возраста и может пригодися пр подготовке к открытым мероприятиям...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию детей в средней группе Тема: «Веселое путешествие»

Цель: развитие мелкой моторики рук.Программные задачи: Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной группе (6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема «Путешествие на остров Знаний»

Тема: «Путешествие на остров Знаний»Цель: выявление уровня усвоения программных задач по речевому развитию: развитию речи, подготовка к обучению грамоте...

Конспект занятия по развитию речи речи в средней группе Тема: Заучивание стихотворения Агнии Львовны Барто «Помощница».

Задачи:- совершенствовать умения детей выразительно рассказывать стихотворение;- развивать у детей память, речь, внимание, воображение;- воспитывать любовь к  любовь к художественной литературе и...