МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «СЛОГОВИЧОК»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Ооржак Кара-Куске Аргатановна

Рабочая программа кружка «Слоговичок» для детей 5 - 6 лет ,(первый год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1216363.docx48.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Салгакчы» с.Солчур Овюрского кожууна

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

РАБОТЫ КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«СЛОГОВИЧОК»

на 2017 – 2018учебный год

Составил:

 воспитатель

Ооржак  К-К.А.


2017г.

Рабочая программа кружка

«Слоговичок» для детей 5 - 6 лет

(первый год обучения)

Пояснительная записка

Программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет.

Форма обучения: специально организованные занятия. Занятия из программы включены в раздел «Дополнительное образование».

Количество занятий: 1 занятия в неделю.

1 раз в 3 месяца совместные мероприятия с родителями.

Итогом могут служить открытые занятия, праздники, развлечения.

Длительность занятия 30 минут.

Актуальность:Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Данные задачи решаются в системе непосредственно образовательной деятельности по:

  • развитию речи и подготовке к обучению грамоты
  • введению в художественную литературу
  • ознакомлению с окружающим миром
  • введению в математику.

Цель программы: В старшей группе особое место занимает совершенствование  фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи, активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:

  • подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
  • составлению из слогов слов, из слов –предложенийзнакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
  • зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
  • пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
  • слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
  • сенсомоторные координации,
  • точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Задачи программы:обучение дошкольников элементам грамоты

  • Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
  • Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им,  что является важной предпосылкой успешности дальнейшего обучения.

Формы работы: Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий, рабочих тетрадей.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

  1. Артикуляционная / речевая гимнастика
  2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
  3. Новый материал:
  • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
  • буква, её образ и графическое написание
  • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
  • составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
  • Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
  1. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  2. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

Предполагаемый результат: Показатели уровней развития речевых навыков и умений детей в области грамоты . Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения

  • умение ориентироваться в содержании этого общения,
  • выполнять поручения

      2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности

  • о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
  • о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
  • о выразительных средствах речи

3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР

4.  Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:

  •     наличие у него представления о модели и процессе моделирования
  •     способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу

Основной материал изучения: звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

Основные этапы и содержание работы:

  1. Подготовительный:
  • закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
  • интонационное выделение заданного звука в слове
  • графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
  • деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
  1. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
  • знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
  • понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
  • определение места звука / буквы в слове
  • обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
  1. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
  • алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
  • понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
  • гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
  • чтение слогов с изученными звуками и буквами
  • составление и чтение слов из знакомых букв
  • работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
  1. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
  • гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
  • графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
  1. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
  • звуковой (фонетический) анализ слова
  • понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
  • переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
  1. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й,  Ь и Ъ – и их особенностями
  • закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
  • переход к чтению несложных текстов
  1. Повторение и закрепление пройденного материала

К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте  подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.

Принципы создания программы:

1.Доступность:

- учет возрастных особенностей;

- адаптированность материала к возрасту детей.

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному;

- частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.

3. Наглядность материала;

4. Динамичность:

- интеграция программы в разные виды деятельности;

5. Дифференциация;

- учет возрастных особенностей.

В основе работы  используется главный психологический принцип обучения по системеД.Б.Эльконина - обеспечить практические, материальные действия ребенка со словом.

Развивающая среда в группе:

Магнитная азбука; Дидактические настольные игры: «Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы». Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работ


Перспективное планирование программного содержания

на учебный год

Месяц

(№) Занятия, тема

Октябрь

(1.) Тема: Звук и буква А. Звук А: граф. изобр. гласного звука (красн.квад.), место звука в слове (нач., сер., конец) место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

(2.) Тема: Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

(3.) Тема:Звуки буква У. Звук У: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов,место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

(4.) Тема: Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы.

(5.) Тема: Звук и буква Э: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э).

(6.)Тема: Чтение слогов АУ, УА, Закрепление пройденного матер.

печатание слогов.

(7.)Тема: Слово,сравнение слов по звучанию, протяжённостьслов (длинные и короткие).        

Игра “Назови вкусные слова” (фишки).

Игра “Слова- друзья” (с мячом)         “Звуковые часы”

(8.)Тема: Сравнение слов по звуковому составу, находить одинаковые и разные звуки в словах, умение подбирать слова с заданным звуком.

Игра “Живые звуки”

Сравнение слов “дом” и “дым”

Игра “Назови слова”

Ноябрь

(1.)Тема: Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, печатание буквы.

(2.) Тема: Звук и буква М: граф.изобр. твёрдого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.

(3.)Тема: Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов

(4.) Тема: Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения

(5.)Тема:Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами, чтение слов.

(6.)Тема – Буква Я: буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я),  мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелён. квадр.), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений.

(7.)Тема:Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков), деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА, МАШИНА, ЛОПАТА), ударный слог и ударный гласный в слове.

(8.)Тема: Знакомство с предложением  «МАМА МЫЛА РАМУ», чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изобр. предложений.

Декабрь

(1.) Тема: Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК)

(2.)Тема: Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков,  чтение и фонетический разбор слов (МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ).

(3.) Тема - Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков,  чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).

(4.)Тема – Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА).

(5.)Тема:Закрепление пройденного материалаЗвуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А), фонетический разбор слова (ОРЛЫ), чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ).

(6.) Тема:Звуки Г и Гь, К и Кь:граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), буквы Г и К, письмо букв. Фонетический разбор слов (ГОРА/КОРА,),

(7.) Тема – Повторение: Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), чтение предложений из знакомых слов

(8.) Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3 слов и записать условным обозначением.

Январь

(1.)Тема: Звуки Д и Дь, Т и Ть: граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Д и Т

(2.)Тема: Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф:граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв В и Ф. Чтение слов с буквами В/Ф и фонетический разбор слов (ВОЛК/ФЛАГ), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА/ФОНАРИ.

(3.) Тема:Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С: граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов,  письмо букв З и С. Чтение слов буквами З/С и фонетический разбор слов (РОЗА/ВАЗА), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) – ЗАМОК, составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА, РОСА).

(4.) Тема:Тема - Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П:граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов,  письмо букв Б и П. Чтение слов буквами Б/П и фонетический разбор слов (БЫЛ/БИЛ, ПАРТА/ПЕНАЛ), составление слов из слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ)

(5.) Тема: Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуков граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Х, фонетический разбор слов ХОМЯК, ХИТРЕЦ (сам-но).

(6.) Тема:Звуки и буквы Ж и Ш: х-ка, звуков, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),  чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ), письмо букв Ж и Ш.

Февраль

(1.) Тема: Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),  чтение слогов, фонетический разбор слов (ЩЕКА, ЩЁЛК – сам-но), чтение отрывка из стих-я, письмо букв Ч и Щ.

(2.) Тема: Звук и буква Ц: х-ка звука, место звука в слове, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЦВЕТОК, ПТЕНЦЫ), составление слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ), чтение отрывка из стих-я, письмо буквы Ц

(3.)Тема:Звук и буква Й: х-ка звука, чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ), письмо слов по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА), чтение стих-я

(4.)Тема: Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь

(5.)Тема: Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений

(6.)Тема:Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение рассказа и поиск слов с заданным звуком.

(7.)

(8.)

Март

(1.) Тема: Твёрдый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стих-й

(2.) Тема: Чтение слов, слогов, предложений. Игровые упражнения, разгадывание первых ребусов, загадывание загадок.

(3.)Тема:Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам.

(4.) Тема: Чтение стихотворения.  

(5.) Тема:        Звуковой анализ слова; качественно характеризовать звуки;  выделять ударный звук в слове,проведение графические линии в пространстве рабочей строки:        игра “Какой звук заблудился?”,        игра “Цепочка слов”

(6.) Тема: Звуковой анализ слова; качественно характеризовать звуки;  выделять ударный звук в слове,проведение графические линии в пространстве рабочей строки:

Звуковой анализ слова “мишка”.

Игра “Живые звуки”,игра “Назови слова” ,подбор родственных слов

к словам “большой”

Апрель

Мониторинг.

Мониторинг.

(1.) Тема: Звуковой анализ слов и характеристика звуков, выделение ударного звука в слове.умение подбирать  слова с заданным звуком.

Звуковой анализ слова “мышка”.Сравнение слов “мишка” и “мышка”        Игра “Какой звук заблудился?” Подбор родственных слов к словам  “горный”, “холод”

(2.) Тема:        Соотношение 3-х, 4-х и 5-ти  звуковые слова с заданными  схемами.Проведение графических линий         Звуковой анализ слова “слива”. Игра “Живые слова”, игра «Подбери картинку» Подбор родственных слов

к словам  “высота”, “глаз”

(3.) Тема: Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово.

(4.) Тема: Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова.

(5.)Тема:Звуковой анализ слова “замок”.

Игра “Назови слова” (со звуком “й”), подбор родственных слов

к словам  “лёд”, “возить”

(6.)Тема:Звуковой анализ слов Развивать умение выделять ударный звук в слове. Соотношение слова, состоящие из 3-х,  4-х, 5-ти звуков, с заданными схемами.

Звуковой анализ слова “лейка”.

Игра «Погрузим продукты в поезд»

Подбор родственных слов

к словам  “белый”, “готовить”***

(7.)Тема:        

Звуковой анализ слова “речка”.

Игра “Живые слова”

Игра «Погрузим продукты в поезд»

Работа в тетради

(8.)Тема:Закрепление: заучивание стихотворений, звуковой анализ слов

Май  

(1.) Тема: Закрепление: алфавит, чтение стихотворений

(2.) Тема - Ребусы, загадки, чтение стих-й.

Повторение – закрепление.

*Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.

Критерии развития интереса и способностей к чтению

Ребёнок к концу года должен:

  • проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
  • ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
  • понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
  • записывать слова, предложения печатными буквами;
  • разгадывать ребусы, кроссворды;
  • читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
  • ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
  • рисовать предметы в тетради в линейку.

Литература:

  1. Гербова В.В.-Развитие речи в детском саду.Средняя группа.-М.:Мозаика-Синтез,

2014г

  1. Максаков А.И.-Развитие праильной речи ребенка в семье.-М.:Мозаика-Синтез,2011
  2. Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
  3. Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа работы кружка по развитию речи "СЛОГОВИЧОК" в средней группе

Программа кружка включает в себя перспективный  план  занятий, которые носят комплексный характер. и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребёнка....

ПРОГРАММА работы кружка по развитию творчества и воображения у детей младшего и среднего возраста «Мастерская Капитошки»

               ПРОГРАММА              работы кружка поразвитию творчества и воображения ...

Программа работы кружка «Школа правильной речи» в старшей группе общеразвивающей направленности

В программе определены цели и задачи работы, а также выделены следующие направления работы:- развитие сенсо-моторных функций;- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;- развитие пс...

Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»

Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего  возраста «Умелые ручки»...

Программа работы кружка по развитию речи «Речецветик» для детей средней группы

Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе«Речецветик» для детей средней группы...

Программа работы кружка по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Звуковичок» на 2022-2024 учебный год

Программа работы кружка по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Звуковичок» на 2022-2024 учебный год...