Консультация для педагогов
консультация по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Демидова Галина Владимировна

В данной консультации предложены приёмы работы по обучению дошкольников  звуковому анализу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_fonet._sintez_i_analiz.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте»

Дата  проведения: 13.10.2016 год

Цель: Сложить у участника целостное, развёрнутое, системное знание по

формированию звуковой аналитико – синтетической активности.

Рассматриваемые вопросы.

  1. Понятие синтеза и анализа звуковой стороны языка и речи;

       2.Система работы по формированию звуковой аналитико – синтетической активности;

3.Упражнения  на развитие звукового анализа и синтеза;

4.Упражнения  на развитие слогового анализа и синтеза.

5.Упражнения на преодоление ошибок деления предложений на слова и текста на предложения

Вывод: Упражнения в звуковом анализе и синтезе способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте.

Рекомендации:

  1. Пополнять развивающую предметно — пространственную среду по данной проблеме.
  2. Подобрать и систематически использовать специальные упражнения на развитие звукового, слогового анализа и синтеза.

Используемая литература:

  1.  Волкова Л.С. Логопедия. М. «Владос» 1998.
  2. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. М.: Мозаика — Синтез, 2009.

3.http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/09/28/razvitie-yazykovogo-analiza-i-sinteza-u-doshkolnikov 

4.https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-po-teme-igri-dlya-razvitiya-zvukovogo-analiza-i-sinteza-u-detey-let-s-onr-273492.html   

5.http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/02/15/sovremennye-metody-v-razvitii-fonematicheskogo-slukha-zvukovogo-0/ 

6.https://cribs.me/logopediya/zvukovaya-analitiko-sinteticheskaya-deyatelnost_

Ответственная: Демидова Г.В. учитель -логопед

Присутствовали: педагоги групп детей младшего и старшего дошкольного  возраста

Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
       
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. 
        Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.

В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала. 
         Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове, 
2) установление различительной роли звука,
3) выделение качественных основных характеристик звука» 
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.            

Презентация «Формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте»


Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Рябинка»

Консультация для воспитателей

«Формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте»

                                                                                                                                 

                                                                                                                                  Подготовила:

учитель-логопед

  Демидова Г.В.

                                 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....