Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Согласные звуки [р, р'],буквы Р, р »
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_zvuk_r.docx62.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 15 «Югорка»

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: «Согласные звуки [р, р'],буквы Р, р »

Воспитатель:

Бабицкая О.А

г. Мегион 2018

НОД по обучению грамоте

Тема: «Согласные звуки [р, р'],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].

Задачи:  Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их                       классификация; знакомить  с ударением; закреплять умение составлять слова,      их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; упражнять в решении кроссвордов; развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; развивать логическое мышление; воспитывать        чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.

Оборудование: карточка с буквой «Р», предметные картинки (рыба, луна, шары, лиса, радуга, машина, роза, телефон, карандаш, лимон, конфеты, стул, диван, кровать), разрезные картинки (компьютер, кенгуру),ребусы, набор семян (горох, фасоль), конструктор, мозаика, карандаш, лист бумаги на ребенка, игрушки (машина, матрешка, лопата, ведро, мышка, кукла, лейка, корабль), карточка с изображением 1 согласной и нескольких гласных букв, игрушка – замок, дверной замок, набор цветных квадратов – красные, синие, зеленые.

Ход     I. Организационный момент

                Дружно за руки возьмемся

                И друг другу улыбнемся

                Мы пожмем друг другу руки

                Побежит тепло по кругу.

                Вместе будем очень дружно

                На вопросы отвечать.

                Все хотим мы заниматься,

                Все хотим мы много знать.

(На столе разложены игрушки – машина, матрешка, мышка, лопата, ведро, кукла, лейка, корабль).

- Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите ее и встаньте в круг. (дети выполняют задание)

- Назовите выбранную игрушку, назовите первый звук в этом слове, охарактеризуйте его.

        II. Вступительная часть

- Ребята, сейчас у нас с вами занятие по обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)

- Чем отличаются звуки от букв?

- Какими бывают звуки?

- Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)

- Какие звуки называют согласными?

- Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми)

- А еще? (звонкими и глухими)

         Игра «Буква заблудилась»

                А О У И Р Ы

- Какая буква лишняя? Почему?

        III. Основная часть

  1. Знакомство с новым звуком.

- Послушайте и определите какой звук часто встречается в этом стихотворении?

Поосмотрите на Иринку:

Ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандаринку –

Бросит корочки в корзинку.

.

(Звук [Р])

- Правильно, с этим звуком мы знакомимся сегодня. У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь].

Артикуляционная гимнастика

А сейчас я предлагаю, Вам , ребята сделать гимнастику для язычка .

  1. «Улыбка-трубочка

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

  1. «Футбол»

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

  1. «Грибок»

Вырос гриб большой в лесу, 
В садик гриб я принесу. 
Раз, два, три, четыре, пять - 
Гриб мне надо удержать.

  1. «Гармошка»

На гармошке мы играем. 
Рот пошире открываем, 
Челюсть вверх, челюсть вниз, 
Ты, смотри, не ошибись.

- При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. Значит звук какой? (согласный) Почему? Он глухой или звонкий? (звонкий)

Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.

Произношение звука с разной громкостью.

  1. Игровое упражнение «Услышь звук».

- Я называю разные слова, а вы хлопаете в ладоши, когда слышите слово со звуком [Р].

(мандарин, ура, радуга, собака, буратино, гора, липа, река, рыжик, полено, лейка, фартук, роза, повар, луна, стол.)

  1. «Доскажи словечко»

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная … (радуга)

                Лесники ее котят

                Взять домой не захотят.

                Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

                Потому что это … (рысь).

Ра – ра – ра – начинается … (игра)

Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары)

Ро – ро – ро –у нас новое … (ведро)

Ру – ру – ру – продолжаем мы  … (игру)

Ре – ре – ре –стоит домик на …(горе)

Ри – ри – ри – на ветках … (снегири)

  1. Знакомство с буквой «Р».

(показ буквы «Р»)

- На что похожа буква «Р». (трость, парус)

     Висит на палочке кружок,
Всё – с буковку размер,
Как будто маленький флажок
В тетрадке буква (э)Р.

Написание буквы в воздухе

  1. Физкультминутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар – кар – кар! (Громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар – кар – кар! (Громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар – кар – кар! (Тихо)

  1. Выкладывание буквы «Р» из подручных материалов.

(семена, крупа, конструктор, счетные палочки, мозаика, шерстяные нитки и т.д.)

  1. Введение понятия «ударение».

Показать предметные картинки: ры –ба, лу – на, ша – ры, ли –са, ра – ду – га, машина.

- Вы заметили, что слоги в словах звучат по – разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче.

Ры – ба – вы слышите, как мой голос усиливается в начале слова – это слышится ударение.

(показ сказочного замка и дверного замка)

- Это сказочный замок, а теперь выделите другой слог в слове «замок» получится «замок», который висит на двери замка.

- Видите, как важно правильно делать ударение в слове.

- Ребята, у нас есть еще задания, давайте попробуем их выполнить.

Игровое упражнение «Составь картину»

(На столе разрезные картинки.)

- Дети поделитесь на 2 команды и каждая будет составлять свою картинку.

- Что получилось? Какой звук слышится в начале слова? Есть ли в этом слове звук [Р]?  Поделите слово на слоги и определите их количество, выделите ударный.

        Игровое упражнение «Ребусы»

 C:\Users\Public\Pictures\Sample Pictures\рыба.png  К      G:\hand---palm-facing-out_17-1017023004.jpgВ

 

 G:\hand---palm-facing-out_17-1017023004.jpgУ/Е

Игровое упражнение «Подели на слоги»

У детей на столах картинки - телефон, карандаш, лимон, конфеты, стул, диван, кровать.

- Дети, поделите слова на слоги и зарисуйте схемы на листе бумаги.

- Молодцы!

III. Итог.

- Ребята, с каким новым звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук?

Рефлексия.

- Дети, если занятие вам понравилось – поднимите зеленый квадрат, понравилось не очень – синий, не понравилось – красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [ы], буква «Ы»

Задачи: I Коррекционно – образовательные: 1. Познакомить детей со звуком [ы], буквой «Ы». 2. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах, предложениях. 3. Учить различать окончания ...

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

познакомить со звуком [ш], буквой Ш; повторить пройденные буквы, упражнять в определении словесного состава предложения; развивать фонематическое восприятие через  работу со словами-паронимами (о...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Глухой согласный звук [ш], буква Ш» .

Цель занятия: познакомить  детей с глухим согласным звуком    [ш] и буквой Ш; обогатить  представления детей о жизни медведей  в осенний период....