Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»
Цель: Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей.
Оборудование: Игрушка - волк, зеркала, картинка «Предметы на звук Р», простые карандаши, карточки с заданиями «Найди в предложении букву Р, подчеркни ее и составь схему предложения».
Ход занятия:
Знакомство со звуком Р (Р’)
Артикуляционная гимнастика, скороговорка
Пара птиц порхала, порхала,
Да и выпорхнула.
Лексическая игра «Назови слово»
Интонационное выделение звука Р в словах. Воспитатель дает образец произношения слов: ррак, морроженое, самоварр и др. (картинка «Предметы на звук Р») 
Дети называют слова, выделяя звук: ррама, моторр, горра, маррка, кррыша и др. за каждое названное слово ребенок поощряется фишками. 
Артикуляция звука «Р»
При произношении звука Р язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь! 
Загадка про волка
За горами, за полями, 
За высокими лесами 
Хищник - ворище 
Ночами рыщет, 
Добычу ищет, 
Зубами щелк. 
Кто же это?.... 
(волк) 
(иллюстрация или игрушка волка) 
Посмотрите, к нам пожаловал в гости сам волк. Ребята, давайте, порычим, как серый волк: р-р-р-р… А он проверит правильно ли произносите этот звук. Где находится язычок? Посмотрите в зеркала (индивидуально у каждого зеркало). 
Как мы произносим этот звук? (При произношении звука Р, возникает преграда - язык и зубы). 
К какой группе звуков мы отнесем звук Р? (Согласный звук, он может быть твердым - «Рак» или мягкий - «Речь»). 
Анализ буквы «Р»
Загадка про топор
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(топор)
Дрожу от страха до сих пор! –
Воскликнуло полено, -
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
На что похожа буква «Р»?
Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг. Давайте прорисуем букву в воздухе. А кто попробует изобразить букву? (дети прорисовывают букву в воздухе, изображают с помощью пальцев, тела) 
Слияние слогов
Чтение слогов с договаривание до целого слова по азбуке большого формата
РА АР Раки АРбуз 
РО ОР Розы ОРел 
РУ УР Руки УРок 
РЫ ЫР Рысь сЫР 
Физминутка
На зарядку солнышко поднимает нас, 
Поднимаем руки мы по команде «раз». 
А над нами весело шелестит листва. 
Опускаем руки мы по команде «два» 
(Движения соответствующие тексту) 
Индивидуальная работа с разрезными азбуками
А сейчас поселим в домик нашей кассы еще одну букву, как она называется? (Р) 
Из букв составить слова: ШАР, СОР, СЫР, СОМ, РАМА, ЛАРА, ЛУНА, ШУРА (детям раздаются карточки со словами, они прочитывают слова, затем составляют их по образцу) 
А сейчас давайте определим, сколько же слогов в ваших словах? (дети определяют количество слогов в словах). И зарисуем схему слова в рабочих тетрадях. 
Попробуем придумать предложение со словом, которое вы составили и составим схему предложения. (дети придумывают предложения и зарисовывают схему предложения). 
Подвижная игра «Вороны»
Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Для этого нужно выбрать одного водящего, он будет ВОЛК (предложить в руки ребенка игрушку волка). 
А остальным ребятам нужно разделиться на две команды: одни изображают елочку – встают в круг и, опустив руки говорят: 
«Как под елочкой зеленой 
Скачут, каркают вороны». 
Вторая команда изображают ворон: прыгают в круг и каркают: 
«Кар-кар-кар….» (2 раза) 
Елочки говорят: 
«Из-за корочки подрались, 
Во все горло раскричались» 
Вороны в кругу каркают. «Кар-кар-кар….» 
(2 раза) 
Елочки говорят хором: 
«Вот и волк прибежал 
И ворон всех распугал». 
В круг вбегает ВОЛК и со словами «РРРРР….», пытается поймать ворон. Вороны убегают в домики, на стульчики. Дети меняются ролями и игра повторяется. 
Итог:
Как кричат вороны? (карррр…) 
Какой звук слышится на конце? (р) 
Что вы можете рассказать про этот звук? (он согласный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»

- в игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки; - закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».

Цели:-Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.-Упражнять в определении гласных и согласных звуков.-Учить детей подбирать определения к существительным.-Продолжать у...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Согласные звуки [Ф]-[ФЬ]. Буква Ф"

Данное занятие - изучение нового материала: знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками [ф] [ф’], буквой Ф. Занятие построено в форме путешествия, присутствуют интересные задания....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».

конспект предназначен для воспитателей старших групп детского сада....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство с гласным звуком [у] буквой У

Цель:  Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;Задачи: Учить детей определять  место звука в словах «утка», «арбуз»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с согласной буквой Ф и звуками [ф], [фь]»

учить определять твердость и мягкость буквы эф; закрепить умение давать характеристику звука [эф], читать слоги с буквой эф; выкладывать букву Ф из палочек; учить прописывать букву Ф. Закрепить поняти...