Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Бессонова Татьяна Анатольевна

конспект предназначен для воспитателей старших групп детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 11

«Детский сад комбинированного вида»

Конспект занятия

по обучению грамоте

в старшей группе

Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».

Составила воспитатель старшей группы:

Бессонова Татьяна Анатольевна

Г. Кемерово 2016 г.

 Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».

Цели:

  • Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.
  • Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
  • Учить детей подбирать определения к существительным.
  • Продолжать учить детей разгадывать загадки и ребусы.
  • Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.

Демонстрационный материал: Таблица-дом, карточки с изображением деда и бабы для дид. игры «Угадай, как зовут?».

Раздаточный материал: Карточка для звукового анализа слова «баба» на каждого ребенка и фишки красного, синего цветов; набор полосок для работы над предложением.

Оборудование: Магнитофон, кассета с музыкой.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, музыка.

1.Организационный момент

Вос. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке.

2.Основная часть

Вос. Для того, чтобы нам отправиться в путешествие, нужно выполнить задание. Вот  послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

Что такое тишина?

Нам она сейчас нужна.

Если слышно ветерок,

Как колышет он листок;

Если слышно пенье птиц,

Что слетели с ветки вниз;

Если стрелка на часах

Песенку поёт: «Тик-так»

Значит, с нами тишина,

В уголке сидит она…

Слушать музыку готовы

Мы сегодня с вами снова!

Елена Бурлаченко («Нам нужна тишина»)

 Вос. Ребята, скажите, о чём говорится в стихотворении? (заслушать ответы детей) Правильно, в стихотворении говорится о тишине и о тех звуках, которые можно услышать в тишине.

Ребята, тишину нарушают разные звуки. Угадайте, что же это за звуки и шумы (дети отворачиваются, и определяют звуки, которые создает воспитатель: стук деревянными ложками, звон колокольчиком, шелест листьев бумаги, стук пальцев о стол и т.д.).

Вос. Мы слышим шум дождя, пение птиц - это все звуки окружающего мира. А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки нашего голоса. Они сливаются и получаются слова, и мы понимаем друг друга.

Затем воспитатель поёт  а-а-а, о-о-о, у-у-у... Что же это за звуки?

Дети: Гласные звуки!

Вос. Давайте попробуем поиграть с ними. Их можно петь.

д/и «У кого дольше получится пропеть звук».

Если вы будете внимательны, то узнаете по губам, какой гласный звук я произнесу беззвучно.

д/и « Угадай звук»

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Какой гласный звук спрятался в словах?». Я бросаю каждому мяч, а вы мне должны ответить, какой гласный звук есть в слове.

Бак, шар, рак, сад, таз

Дом, кот, сом, ком

Кит, мир, щит

Суп, дуб, лук, куб, зуб

Сыр, бык

Мэр, сэр...

Вос. А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук, а вы слово (дети называют свои слова).

Вос. Ребята, в слове может спрятаться не один гласный звук, а несколько, например: мыш - ка, ре - ка, сказ - ка .

Ой, ребята, я сказала слово «сказка» и к нам в гости просится сказка, а какая, вы должны угадать.

-Жи...бы...де...и ба... . И бы... у ни... Ку...Ря... . Сне... Ку... я... не про..., а зо... . Де... би..., би... – не раз... . Ба... би..., би... – не разби... . Мыш... бе... , хво... мах... , я... упа... и разби... .

Если дети затрудняются, можно предложить отгадать загадку:

 Дед с бабкой слезами горючим плачут - 

за что же такая нам вдруг неудача.

Лежало на полке яйцо золотое.

Да только вот мышь - наказанье такое -

разбила его. И сама уж не рада.

Но всех успокоила (Курочка Ряба)

 (дети называют сказку).

Вос. Правильно, ребята. Это сказка - «Курочка Ряба».

Давайте на столах полосками выложим название сказки.

- Сколько слов в этом предложении?

Дети: 2 слова.

Вос. Молодцы, ребята, справились с этим заданием!

Вос. Ребята, вы знаете, на сказочной улице, Которая называется « Курочка Ряба», есть дом, в котором живут герои сказки.

Дед баба мышка курочка

(1слог) (2слога) (2слога) (3слога)

(На доске повесить таблицу-дом, в котором 3 этажа. 1-ый этаж-3окна, 2-ой этаж-2 окна, 3-ий этаж-1- окно).

Вос. Ребята. Нам надо расселить героев сказки по этажам. На первом этаже живет герой, в названии которого 3 слога и т. д.

(Дети расселяют на первом этаже - слово «ку – роч - ка»

На втором этаже – слова «ба - ба», «мыш - ка»,

А на третьем - слово «дед»).

Воспитатель раздает детям карточки с изображением бабы и фишки для звукового анализа слова «БАБА».

- Сколько слогов в этом слове?

Дети: 2 слога

Вос. А звуков?

Дети: 4 звука.

Вос. Фишками (красными и синими) выложите это слово на своих карточках, затем проверьте на доске.

Ребята, а вы хотите угадать имена дедушки и бабушки?

Дети: Да!

Вос. Попробуйте! (воспитатель вывешивает карточки деда и бабы, на которых зашифрованы имена героев. Вместо букв помещены картинки).

топор - «к»

овца - «о»

лошадь - «л»

яблоко - «о» ТОЛЯ

дерево – «м»

ананас - «а»

шмель - «ш»

апельсин – «а» ДАША

Вос. Молодцы, ребята. Справились и с этим заданием!

А какими вы себе представляете героев сказки? (дети описывают).

Дед - старый, высокий, худощавый...

Баба - старенькая, седая, добрая, приветливая...

Курочка - большая, рябая, пестрая...

Мышка - серенькая, маленькая, проворная...

А как по-другому можно ласково заменить слово «баба»?

Дети: Бабушка, бабулечка...

Вос. А слово «дед»?

Дети: Дедушка, дедуся, дедулечка...

Вос. Ну вот, ребята, мы побывали с вами в сказке «Курочка Ряба», а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

 

 



Предварительный просмотр:

C:\Users\111\Desktop\964652e4263211e4a1483085a99aa192_ad0c0f1727a911e4a1173085a99aa192-480x640.jpg

C:\Users\111\Desktop\964652e5263211e4a1483085a99aa192_ad0c0f1827a911e4a1173085a99aa192-480x640.jpg

        



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»

- в игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки; - закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».

Цели:-Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.-Упражнять в определении гласных и согласных звуков.-Учить детей подбирать определения к существительным.-Продолжать у...

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство с гласным звуком [у] буквой У

Цель:  Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;Задачи: Учить детей определять  место звука в словах «утка», «арбуз»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звучащие слова

Тема: Звучащие словаВозрастная группа: средняя группаДлительность: 20 минутИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие.Цель: воспитание звуковой и интонационной культуры...