Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «Звуковой анализ слова «сани»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Звуковой анализ слова «сани»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, познавательная, практическая, коммуникативная, двигательная
Цель: Учить проводить звуковой анализ слов, определять и различать звуки
Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные. Закреплять знания со словообразовательной роли твердых и мягких согласных звуков. Продолжать учить называть слова с заданным звуком. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей. Воспитывать отзывчивость, дружелюбие.
Предварительная работа: звуковой анализ слов, игра «Наоборот», «Назови слово»
Материалы и оборудования: картина-схема слова сани, красные, синие, зеленые фишки (по 4 шт.); указка; фишки или мелкие игрушки.
Планируемый результат: дети делают зас сани, правильно определяют и обозначают фишками звуки
Структура занятия
1 | Вводная часть | Мотивационный момент. | 3 мин |
2 | Основная часть | 20 мин | |
1. | Знакомство с характ-кой звука с | Знакомство с артикуляцией и характеристикой звука с | 5 мин |
2. | Звуковой анализ слова сани | Отгадайте загадку, Звуковой анализ слова сани | 5 мин |
3. | Физминутка | По тексту | 1 мин |
4. | Игра «Какой звук заблудился?» | Замена звуков в словах | 4 мин |
5. | Игра – задание «Наоборот» | Называние слов, противоположных по значению | 4 мин |
3 | Заключительная часть | Итог. | 2 мин |
Длительность занятия 25 минут
Ход занятия
1. Вводная часть. Мотивационный момент.
- Ребята! К нам пришла посылка!
Давайте прочитаем, что же на ней написано?
- От кого: «От Деда Грамотея»
Откуда: « Из страны АБВГДейки»!
Кому: «Ребятам, группы «Ежата»
- Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда коробочку и письмо)
- Коробочка-то не простая! И еще письмо.
«Дорогие ребята группы «Ежата»!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но коробочка не обычная, откроется, когда выполните правильно мои задания. Когда откроете сундучок вас ждет сюрприз. Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей»
- Вот это да! Очень интересно узнать, что находится в коробочке? Будем выполнять задания, чтобы найти ключ?
(Ответы детей)
2.Основная часть
Знакомство с артикуляцией и характеристикой звука с
Задание 1.
1. Найди одинаковый звук в словах: слон, маска, лиса, автобус, стол, мастер, сосна, бусы. (Ответы детей)
2. Назовите слова, которые начинаются на звук с. (Ответы детей)
- Что вы знаете о звуке с?
Ответы детей - (согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий)
Когда мы произносим звук с: губы расплываются в улыбке, зубы видны. Кончик языка спрятался за зубы, струйка воздуха выходит изо рта. Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук, то горло не дрожит. Горло – это домик голоса. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Может произносится твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, василек)
С первым заданием мы справились.
Задание 2.
Отгадайте загадку:
Я катаюсь на нем до вечерней зари,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
А на горку всегда сам пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу. (Сани)
Звуковой анализ слова сани
-Сколько звуков в слове?
-Назовите первый звук в слове? Какой он? Согласный, твердый
- Какой фишкой будим обозначать согласный, твердый звук? (синей)
- Назовите 2 звук в слове? Какой он? Гласный
- Какой фишкой будим обозначать гласный звук? (красной)
- Назовите 3 звук в слове? Какой он? Согласный, мягкий
- Какой фишкой будим обозначать согласный, мягкий звук? (зеленой)
-Назовите 4 звук в слове? Какой он? Гласный
- Какой фишкой будим обозначать?
- Молодцы, второе задание выполнили правильно.
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Задание 3. Игра «Какой звук заблудился?» Замените звуки в словах так, чтобы стихотворение обрело смысл.
1. Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)
2. На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву
3.Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая, пушки (сушки)
- Молодцы, ребята, с третьим заданием вы тоже справились.
Задание 4. Игра – задание «Наоборот»
Назовите слова, противоположные по значению данным словам по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука с
Пасмурный – солнечный
Трусливый – смелый
Легкомысленный – серьезный
Мир – ссора
Открытый человек – скрытный
Соленый огурец – свежий
Тесная обувь – свободная
Кислое яблоко – сладкое
- А теперь немножко отдохнем.
- Мы выполнили все задания и попробуем открыть коробочку. Что же там?.
Сюрприз –от Деда ГРАМОТЕЯ за хорошую работу. Спасибо Деду Грамотею!
3. Заключительная часть. Итог.
- Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Какие слова со звуком «с» вы запомнили?
- В выполнении каких заданий у вас возникли трудности?
- Вы все молодцы! Спасибо всем за работу.
19.01.
Занятия по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Звуковой анализ слова «сани»
Содержание: Продолжали учиться проводить звуковой анализ слов САНИ, различать гласные, твердые и мягкие согласные. Закрепляли знания со словообразовательной роли твердых и мягких согласных звуков. Учились называть слова с заданным звуком. Развивали фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью. Способствовали сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей. Воспитывали отзывчивость, дружелюбие.
Рекомендации: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные. Провести звуковой анализ слова ГУСИ.
Подобрать слова к схеме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»
- в игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки; - закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».
Цели:-Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.-Упражнять в определении гласных и согласных звуков.-Учить детей подбирать определения к существительным.-Продолжать у...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе №3. "Звуковой анализ слов".
Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».
конспект предназначен для воспитателей старших групп детского сада....
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук "Р" (Р’). Буква "Р"»
Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звучащие слова
Тема: Звучащие словаВозрастная группа: средняя группаДлительность: 20 минутИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие.Цель: воспитание звуковой и интонационной культуры...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: “ Звуковой анализ слова “газета”.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: “ Звуковой анализ слова “газета”.Программное со...