Консультация для родителей "Как научить детей звуко-буквенному анализу слов"
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Григорьева Татьяна Аркадьевна
       Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук, например: ка или кэ, тэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется
аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки., определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове (звуковую последовательность).
Поэтому дети должны:
1 Уметь выделять звук на фоне слова;
2 Слышать и выделять первый и последний звук в слове;
3 Определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
4 Определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
5 Называть слова с заданным звуком;
6 Уметь составлять слова из звуков;
7 Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_po_obucheniyu_gramote.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 89»

Консультация

для родителей:

Как научить детей звуко-буквенному анализу слов

Подготовила :

Учитель-логопед

Григорьева Т. А.

        Саранск

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук, например: ка или кэ, тэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний.  Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

    При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки., определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове (звуковую последовательность).

Поэтому дети должны:

1. Уметь выделять звук на фоне слова;

2. Слышать и выделять первый и последний звук в слове;

3. Определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

4. Определять количество и последовательность звуков в слове, место звука      в слове по отношению к другим;

5. Называть слова с заданным звуком;

6. Уметь составлять слова из звуков;

7. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем.

 Методика обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки «поются», «тянутся», воздушная струя, выходящая изо рта, не встречает преграды.

Гласные звуки обозначаем красным кружком (О).

Гласные:

 «а», «о», «у», «ы», «э» - влияют на твердость согласных.

«я», «е», «ю», «и», «е» - влияют на мягкость согласных.

Согласные звуки не «поются», не  «тянутся» и воздушная струя во рту встречает преграду: губы, зубы, язык.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими :

звонкие произносятся с голосом («горлышко звенит», а глухие -  без голоса («горлышко спит»).

Согласные звуки бывают твердыми и мягкими:

Твердые, когда после согласного стоят гласные:

 «а», «о», «у», «ы», «э», «ъ» (например, па, то, ку, мы, нэ, ах, ир). Твердые согласные обозначаем синим кругом (О).

 Мягкие, когда после согласного стоят гласные:

 « я», «е», «ю», «и», «е», «ь». (например, пя, те, кю, ми, не).

 Мягкие согласные обозначаем зеленым кругом (О).

Согласные: «ч», «щ», «й» - всегда мягкие (О).                

    «ц», «ш», «ж» - всегда твердые (О).

Буквы: « Ъ», «Ь» - ЗВУКОВ НЕ ИМЕЮТ.

Слог – это часть слова (один гласный или гласный  + согласный):

а - на  - нас (3 слога),           мох (1 слог),        мно  - го (2слога).

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Сделать анализ слога – это значит определить количество звуков в слоге, произнести все звуки, назвать гласный звук и согласный.

Ударение – выделение голосом гласного звука (ли – мон: гласная

                                                                                      О – ударная).

Сделать анализ слова – это значит определить количество слогов и звуков в слове, дать характеристику каждому из звуков (гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий).

   

Составить схему слова – это значит определить количество слогов в слове, определить, из каких звуков состоят слоги, закрасить соответствующим цветом (О, О, О).

Например: КО – НИ

                      ___     ___

                     О О     О О

 Сделать анализ предложения – это значит определить количество слов в предложении и дать характеристику каждого слова.

 Например: Подул   холодный     ветер. Это предложение. В нем 3 слова:

                    _________________________  .

                   ====     ~~~~~~~~        _____

                  __  ___     _     _     _        _     _

                  оо  ооо    оо  ооо  ооо    оо  ооо

 

Слово ветер отвечает на вопрос ЧТО ЭТО ? И обозначает ПРЕДМЕТ.

Слово дует отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? И обозначает ДЕЙСТВИЕ.

Слово холодный отвечает на вопрос КАКОЙ? И обозначает ПРИЗНАК.

                   

     В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как научить детей звуко-буквенному анализу слов".

Данная информация будет полезна родителям детей 5-7 лет....

Консультация для родителей на тему: «Звуко-буквенный анализ»

Фонетический разбор — это определение звукового состава слова. Другими словами это разбор слова на буквы и звуки....

Рекомендации для родителей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»

laquo;Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»...

Обучение детей звуко-буквенному анализу слов

Целью педагога является знакомство дошкольника со словом - его смысловой (слово может обозначать предмет, действие или явление) и фонетической или же звуковой стороной (звучание слова, слово состоит и...

Как научиться делать звуко-буквенный разбор слов

Как научиться делать звуко-буквенный разборДля того, чтобы научиться делать звуко-буквенный разбор слова, важно понимать, что часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают.В слове мож...

Памятка для родителей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов, составлению слоговых схем, схем предложений».

Уважаемые родители!Предлагаю Вам небольшую шпаргалку+памятку «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов, составлению слоговых схем, схем предложений», которая поможет нам быстрее освоит...

Рекомендации для родителей «Обучение детей звуко-буквенному анализу слов»

Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте. Данное умение начинают формировать в детском саду в старшей группе и продолжают в течение всего времени обучения. З...