Картотеки по обучению грамоте
методическая разработка по обучению грамоте на тему

Волкова Оксана Вячеславовна

Слог.Слова.Звуковой анализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slog.docx18.68 КБ
Файл zvukovoy_analiz._igry.docx27.39 КБ
Файл slova.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

         

          Про Сашу и Снеговика

Оборудование: Г. А. Тумакова «Звучащее слово»

Картина «Про Сашу и Снеговика»

Ход игры:

У Саши был друг Снеговик. Пришел Саша однажды к другу и говорит: «Давай играть, будем делить слова на части».

«Согласен, - отвечает Снеговик, - только я не умею».

Тогда Саша стал ему объяснять: «Берем какое-нибудь слово, например зима, и произносим его по частям, вот так: зи – ма. Посмотри повнимательнее на мою одежду и скажи, что на мне надето такое, что называется словом из двух частей».  

Поможем Снеговику. Разобрать слова: из 2-х частей – шапка, шуба, шарфик; из 3-х частей – варежки, валенки.

Поблагодарил Снеговик ребят за помощь и говорит:

« Теперь  я понял и постараюсь отвечать правильно.

У Саши есть сани, в этом слове 2 части: первая – СА, вторая часть – НИ.  И в слове совок тоже две части: первая – со, а вторая – вок. Верно?»

(Схема слова)

А если бы Снеговик спросил у Саши, можно ли слова сани и совок, состоящие из двух частей, превратить в слова из трех частей, то что бы ответил ему мальчик?»

(саночки, совочек)

Схемы выкладываются и прочитываются слова по слогам.

Почтальон принес письмо

        

Оборудование:  Г. А. Тумакова «Звучащее слово» Картина  «Почтальон принес письмо», индивидуальные конверты, в каждом из которых лежит по 2 – 3 предметные картинки, названия предметов должны быть из 2 – 3 слогов.

Ход игры:

Все дети получают конверты с картинками, внимательно рассматривают изображенные на них предметы  и по заданию педагога отбирают  те, названия которых состоят из 2-х частей, затем те, названия которых имеют 3 части.

Отвечают дети по очереди. Остальные внимательно слушают и проверяют правильность ответа на слух. Ответивший правильно кладет перед собой счетную палочку. В конце занятия подсчитываются результаты.

Купи игрушку

Оборудование: игрушки: мяч, кукла, лиса, мишка, машина, петрушка, собака, Буратино, Чебурашка.

Ход игры: Каждому играющему дается задание – купить игрушку, в названии которой два слога. Игрушки разложены на столе.

Педагог первый покупает игрушку, он четко произносит ее название, затем делит его на слоги, произносит отдельно каждый слог, определяет их кол –во.

После того, как игрушки с двусложными названиями (кукла, мишка, лиса) будут куплены, педагог предлагает детям купить игрушки, в названии которых слышится 3 части (машина, петрушка, собака).

Затем выясняется, почему никто не стал покупать мяч, Буратино, Чебурашку. Дети должны ответить, что по правилам игры нужно было покупать игрушки, названия которых состояли из 2х и 3х частей.

Измерим удава

Оборудование: Сюжетная картинка; слоговые линейки: индивидуальные – для детей, демонстрационные – для педагога

Ход игры:

Однажды друзья: Слон, Жираф, Мартышка и Черепаха – пришли в гости к Удаву.

- Заходите, пожалуйста, - услышали они приветливый голос Удава, но за длинным его телом не увидели головы.

- Давайте шагать вдоль его тела, доберемся до головы и будем беседовать, - решили друзья.

- Шагайте от хвоста, - советует хозяин. – только каждый пусть столько шагов сделает, сколько частей слышит в его названии. Интересно, кто ближе всех приблизится к моим глазам и ушам?

 Первым зашагал слон и огорчился: только один шаг и успел шагнуть. Вы догадались почему?

Затем отправился Жираф. Сколько шагов он сделал?

Пришла очередь Мартышки. Много ли шагов  удалось ей сделать? Вдруг слон сказал:

-Друзья, разрешите мне слово слон изменить на

более длинное, чтобы оказаться рядом с Мартышкой.

- Пожалуйста, - ответили все.

Слон  радостно приблизился к обезьянке. Кто знает, какое слово он произнес?

Наконец не спеша поползла черепаха и оказалась дальше всех. Догадались почему? Но, хотя и далеко уползла черепаха, а до головы добраться тоже не смогла.

Пригорюнились все. А Удав свернул свое длинное тело кольцом, голова его оказалась рядом с

 друзьями: «А вот и я!»

Все были рады встрече.

Что написал нам Петрушка?

Оборудование: поезд с тремя вагонами, картинки с изображением птиц, названия которых состоят из двух или трех слогов.

Ход игры:

-Петрушка прислал вам письмо, в котором просит вас выполнить несколько заданий со словами. Постараемся их выполнить, а потом будем учить этому наших кукол.

 Вспомните, пожалуйста, птиц, в названии которых только 2 части (ут-ка, гал-ка, дя-тел, чай-ка, го-лубь…)

Найдите картинку с изображением называемой птицы, еще раз произнесите название так, чтобы хорошо были слышны его части, и поставьте картинку в соответствующий вагон.

А теперь вспомните птиц, названия которых состоят из 3х частей (со-ро-ка, во-ро-на, си-ни-ца, ку-ри-ца).

Разделите слова на части, расселите птиц в нужный вагон.

Какая птица осталась? (гусь) В каком вагоне он поедет? (в первом)

Деление слов на слоги

«Отстукивание слогов»

Цель: Обучение слоговому анализу слов.

Оборудование: Барабан, бубен.

Ход игры: Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Деление слов на слоги

«Телеграф»

Цель: Обучение слоговому анализу слов.

Ход игры:

-Сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город.

Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (машина, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.

Деление слов на слоги

         « Найди вкусное слово»

Цель: Обучение слоговому анализу слов.

Ход игры:

-Представьте, дети, что мы будем отмечать день рождения куклы Наташи. Накроем стол к чаю, поставим побольше вкусных угощений. Но, выбирая лакомства, нужно помнить, чтобы названия их состояли только из 2х или 3х частей. Ребята, которые сидят слева, будут называть лакомства из 2х частей, а справа – из 3х.

-Какие слова с Л, ЛЬ вы можете предложить, чтобы они обозначали угощение к чаю? (вафли, калач, булка, лимон, халва;  пастила, бублики, леденцы, соломка, шоколад).

-Почему никто не предложил слово пирожное?

В конце занятия подсчитывается количество названных детьми слов каждого ряда.

Деление слов на слоги

«Говори – не задерживай»

Цель: Учить самостоятельно подбирать слова с определенной частью (слогом), а также находить слова, начинающиеся с последнего слога услышанного слова.

 

Ход игры: Дети стоят, образуя круг. Один из них первым говорит какое-нибудь слово, очень громко произносит его по частям, а рядом стоящий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. Он также громко проговаривает свое слово по слогам, чтобы следующий смог легко выделить последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога, начинающееся с последнего слога. (Н-р, ва-за, за-ря, ря-би-на)

Если кто-либо из детей ошибается при ответе, он должен выйти из круга. В конце игры все поздравляют победителей.

Деление слов на слоги

«Накорми животное»

Цель: Учить самостоятельно подбирать слова с определенной частью (слогом)

Ход игры:

Прежде чем начать игру, педагог объясняет детям, какое животное что ест. Затем он предлагает ребятам называть только двусложные слова, обозначающие пищу, и говорить, какому животному можно это дать. То же с трехсложными словами. (Сено, овес, мясо, сало…; сметана, молоко, капуста)



Предварительный просмотр:

Где спрятался звук?

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование: У педагога набор предметных картинок, у детей – карточка, разделенная на 3 квадрата и цветная фишка (красная или синяя)

Ход игры: Педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова.

Магазин игрушек

Цель: развитие умения выделять первый согласный звук  в слове и определять его по глухости – звонкости, соотносить с буквой.

Оборудование: Игрушки: кукла, собачка, грибок, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки – буквы.

Ход игры: Педагог раскладывает на столе игрушки и предлагает детям поиграть в магазин.

- Я буду продавцом, а вы  - покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить, но покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игрушки. Надо объяснить, какой это звук – звонкий или глухой.

Каждому свое место

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование: набор предметных картинок и 3 карточки, каждая из которых разделена на 3 квадрата. В одной карточке закрашен первый квадрат, в другой – средний, в 3ей – последний. Цвет закрашенных квадратов (красный или синий) зависит от хар – ки изучаемого звука (глас. или согл.)

Ход игры:

Дети размещают картинки под той или иной карточкой, в зависимости от места изучаемого звука в слове (в начале, в середине, в конце)

6-7 лет

Что перепутал художник?

Цель: развитие умения проводить сравнительный буквенный анализ.

Оборудование: карточки со словами и предметными картинками: булка (картинка белка), кот – кит, горка – норка, мышка – мишка, лужи – лыжи, ворота – ворона.

Ход игры: Художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Художник был маленький мальчик. Рисовал он очень хорошо, а читать правильно не научился. Определите, что перепутал художник? Какую букву в каждом слове он прочитал неверно?

Называют картинку, читают слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом.

Что видел зайка?

Цель: развитие умения осуществлять буквенный анализ.

Оборудование: к доске прикреплены картинки обратной стороной наружу; на столе фигурка зайца.

Ход игры:

Раз, 2, 3, 4, 5 –

Вышел зайка погулять.

Где зайчишка побывал?

Что зайчишка повидал?

Ребенок выходит к доске, берет зайку и указывает на одну из картинок.

Ребенок называет предмет, анализирует буквенный состав слова.

Что изменилось?

Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ слова.

Оборудование: буквы из разрезной азбуки.

Ход игры: Педагог составляет слово из букв разрезной азбуки. Дети прочитывают его.

Затем они закрывают глаза, а педагог меняет, вставляет или убавляет 2 – 2 буквы. Открыв глаза, дети прочитывают слово и определяют, что изменилось.

Сом – сок – сон - сын

Мак – лак – лук – жук - сук

Бочка – ночка – точка

Репка – лепка – кепка

Шапка – папка – лапка

Рука – ручка

Мишка - миска

Заполни клетки

Цель: развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществление звуко-буквенного анализа.

Оборудование: прямоугольники, разделенные на клетки.  Вначале каждой строчки – картинка (сани, шар, кони, кот…)

Ход игры:

Ребенку необходимо заполнить в прямоугольнике клетки буквами, составляющими название предмета. (Можно рядом использовать звуковую схему)

        

Где наш дом?

Цель: развитие умения  определять количество звуков в слове.

Оборудование: три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, 5); набор предметных картинок (ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка)

Ход игры:

Ребенок берет картинку, называет предмет, считает количество звуков в слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове.

.

Поймай рыбку

Цель: активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков

Оборудование: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (контуры), коробка и удочка с магнитом.

Ход игры:

Дети вылавливают удочкой различные предметы, называют их. Затем определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука, его место в слове.

Кто больше?

Цель: нахождение звука в названиях предметов по картине

Оборудование: сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Ход игры:

Педагог показывает детям картину, н-р, «Огород». После рассматривания картины предлагает рассказать, что собирают дети на огороде.

Затем ставится задача сказать, в названии каких предметов слышится звук (С)? (Р)?

Камень – вата

Добавь слово

Цель: дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Оборудование: синие и зеленые фонарики у каждого ребенка

Ход игры: Дети поднимают синий фонарик, если в последнем слове стихотворной строки услышат твердый согл. звук (м), и поднимают зеленый фонарик, если услышат мягкий звук (мь)

На полу скребется мышка,

Спит в берлоге бурый мишка,

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка,

Спать залег в берлогу мишка,

Мальчик мал, но очень мил,

Он водичкой руки мыл.

Петя был мал,

 он траву мял,

Увидала мать,

Не велела мять.

        

Найди картинке ее домик

Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: предметные картинки (утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, зонт, лампа, носки, арбуз, платье), синий и красный кружок у каждого ребенка.

Ход игры:

Дети раскладывают картинки под синим или красным кружками (в красный или синий домики) в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки.

То же самое по звонкости – глухости, твердости – мягкости.

Сказка о буквах

Оборудование: буквы М, А, К; кукла, цветок мак.

 Жили-были буквы  А, К, М.

А – была очень дружелюбная буква, и ее часто приглашали друзья и знакомые в гости. Были у нее подруги М и К. Когда они собирались вместе, то для остальных друзей это был большой красивый праздник.

Оля в самый разгар зимы справляла свой день рождения. Ее друзья решили сделать ей подарок и пригласили А с подругами М и К. Буквы пришли вовремя и были очень красивы. Ребята попросили Олю закрыть глаза, а сами подготовили из букв сюрприз: поставили буквы по порядку и к ним  нарисовали  очень красивую открытку (МАК)

-Кто может сказать, какой сюрприз увидела Оля и прочитала, когда открыла глаза?

-Оля увидела и прочитала слово МАК. Это цветок. Друзья подарили ей зимой красивый цветок.

Рассыпанные буквы

Цель:

развитие умения составлять слова из данных букв, звуко-буквенный анализ

Оборудование: разрезная азбука

Ход игры:

Педагог называет буквы, дети набирают их из разрезной азбуки и составляют слово.

Ударный слог

Ударный слог,

Ударный слог –

Он назван так недаром…

Эй, невидимка – молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит.

И четко речь моя звучит!

        

Как появились буквы

Палочки, крючочки, закорючки, точки

Бегали толпою и поодиночке.

Ссорились, мирились, прыгали без дела.

Наконец, без дела  жить им надоело.

И сказал им кто-то умный и серьезный:

 - Взяться за работу никогда не поздно.

Слышим мы повсюду

Много разных звуков,

Но для них покуда

Нету знаков – букв.

Эй, крючки и точки,

Черточки, кружочки!

Собирайтесь вместе,

Становитесь в строчки

И шагайте слаженно

По листу бумажному!

Черточки послушались,

Прекратили драки,

Превратились в нужные,

Правильные знаки!

        Измайлов Е.

Сказка о буквах

«Всегда вместе»  (А. Шибаев)

Однажды не поладили буквы гласные и согласные  - и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотели поговорить – и никак! Кашлянули: Кх! Чихнули: Пчх!, Хмыкнули: Хм! Зачем-то назвали кошку: Кс, кс, кс! И заскучали…

Вдруг: Тсс!

Показалось им, что кто-то где-то рыдает… Прислушались.

-А –а- а! О-о-о! – кричали гласные.

Они плакали, как малые дети: Уа,уа!

Аукались: Ау, ау!

И согласные крикнули им (вернее хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):

-Бдм, всгд, вшест

И услышали радостное (тоже непонятное):

- Уее а е е

Заключили буквы мир, снова стали рядом, внятно сказали:

-Будем всегда вместе!

И с тех пор никогда больше не разлучались.

Разные звуки

Где – то собаки рычали – р-р-р

В стойле коровы мычали: Ммуу!

В комнате мухи жужжали: Ж-ж-ж!

Мимо машины бежали: Трр!

Гудели от ветра все провода: Ззнь!

Капала в кухне из крана вода: Динь!

Перекликались в ночи поезда: У-у-у!

Листья по ветру шумели: Тсс!

Змеи в лесу шипели: Ш-ш-ш!

И комары все пели: Ззз!

Непоседа мячик днем и ночью

Успокоиться не хочет:

-Пам, пам!

Куклы кашляют в постели

Днем мороженое ели:

_Кхх! Кхх!

Чудесный мешочек

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование: мешочек из пестрой ткани с различными предметами.

Ход игры:

Дети вынимают из мешочка предмет, называют его, делят слово-название по слогам.

        

Игра «Дедушка Мазай!»

Цель: обогащение словарного запаса за счет глаголов.

Ход игры:

-Здравствуй, дедушка Мазай,

С длинной бородой,

С длинными усами,

С черными глазами

Водящий, в роли дедушки отвечает:

-Здравствуйте дети! Где вы были, что вы делали?

По жестам играющих водящий должен угадать и назвать действия. (пишет, рисует, спит, моет…)

Игра в слова (А. Барто)

Скажи погромче слово «гром» -

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише «шесть мышат» -

И сразу мыши зашуршат.

Скажи: «Кукушка на суку»-

Тебе послышится: «Ку-ку»

А скажешь слово «Листопад» -

И листья падают, летят,

И, словно наяву,

Ты видишь осень:

Желтый сад и мокрую траву.

Скажи «родник» -

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом,

(Ключ от дверей тут ни при чем.)

Приведите свои примеры слов «шуршащих», «звенящих», «гремящих»..

Звуки громкие и тихие, приятные и нет:

- грохот, гром, автомобильные гудки;

- пение птиц,

- музыкальные звуки,

- скрежет, визг, тарахтенье

Живые - неживые

Цель: закрепление понятий «одушевленные и неодушевленные предметы»

Ход игры:

На одушевленные предметы дети хлопают, на неодушевленные – делают выталкивающие движения вперед прогнутыми ладонями.

Аист        санки

Кубик        диван

Полотенце                 карандаш

Пингвин            девочка

свинья           кресло

Дедушка

Дом        

Лиса

Ученик

Дельфин

Бабушка

Котенок

Стол

Собака

Заяц

        

        Кто это? Что это?

Цель: постановка вопросов к предметным картинкам с одушевленными и неодушевленными предметами (по образцу)

Самолет летит. – Что летит?

Утка летит. – Кто летит?

Девочка идет. – Кто идет?

Дождь идет. – Что идет?

 

Угадай последнее слово

Цель: развитие умения подбирать в рифму нужные по смыслу слова.

1.Не поедет без бензина

Наша быстрая    машина

2.Для мамы сегодня внимательный сын

Чудесные розы поставил   в кувшин.

3. Захотели малыши

Поточить    карандаши.

4. Наша Мурка спит и слышит

Как в углу скребутся   мыши.

5.Собирают ребятишки

В парке желуди и    шишки.

6. за лесом в болотной глуши

От ветра шуршат    камыши.

   

7. Слоник хоботом, как душем

Моет спину, моет   уши.

Доскажи словечко

Цель: упражнение в узнавании предмета

по действию.

Мяукает – кошка

Клюет –

Лает –

Летает –

Греет –

Гудит –

Едет –

Звенит –

Отдыхает –

Квакает –

Учится –

Поет –

Дует –

Светится –

Катится -

Полминутки для шутки

Цель: умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

Оборудование: предметные картинки: звери, маки, жук, сом, венки, двери, раки, лук, дом, щенки.

Ход игры: Дети находят ошибку в стихотворении и подбирают картинку – отгадку.

        

  1. Закричал охотник: «Ой,

Двери (звери) гонятся за мной!»

  1. Посмотрите-ка, ребятки,

Раки  (маки) выросли на грядке.

  1. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

-Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами!

  1. Говорят один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

  1. Мы собирали васильки,

На голове у нас щенки. (венки)

  1. Миша дров не напилил,

Печку кепками топил. (щепками)

        



Предварительный просмотр:

«Длинные и короткие слова»               Ст. гр.

                                                   

«Лисята – братья»

Цель: учить самостоятельно подбирать длинные и короткие слова

Оборудование:

Картина «Лисята-братья» (Г.А. Тумакова «Звучащее слово»

Ход игры:

- Жили-были два лисенка. Как их звали? Придумайте, дети, им кличку. У одного лисенка кличка должна быть короткой. Как его назовем?  (Лис, Киш, Таф, Тиш, Рыж)

А кличка второго лисенка длинная. (Патрикеевич, Рыжулька, Остроносик, Рыжехвостик)

Пусть это будут Киш и Рыжехвостик. Киш любил все то, что называлось короткими словами, а Рыжехвостик, наоборот, то, что называлось длинными словами.

Много хлопот было у мамы-лисы с приготовлением обеда: кому что готовить – не знает.

Поможем, дети, ей выбрать первые блюда.

Что стал бы есть Киш? Не забудьте, названия должны быть короткими. (суп, уху, щи, борщ)

-А что можно приготовить для Рыжехвостика? (рассольник, свекольник)

-А что из вторых блюд могла бы приготовить для Киша мама-лиса? (плов, рагу, кашу, яйца)

-А для Рыжехвостика? (котлеты, тефтели, макароны)

-Что мог бы получить Киш на третье? (чай, сок, морс, квас)

-А Рыжехвостик? (лимонад, простоквашу, ряженку)

-Очень рады были лисята услышать ваши ответы.

        Ср. гр.

«Самолет»

Цель:        уметь четко и ясно произносить слова, вслушиваться в их звучание, находить слова, сходные по звучанию. Активизировать слова, обозначающие действия (глаголы)

Оборудование: картина «Самолет» (Г.А. Тумакова «Звучащее слово»)

Ход игры:

-В самолете летят разные звери. Они хотят посетить столичный зоопарк. Расскажем что-то интересное про каждое животное.

Окошко «Кот»

-Кто это? Какой он? (серый, пушистый, большой, важный…)

-Как вы думаете, что делает кот, когда мы его гладим? (мурлычет, радуется, выгибает спинку)

Хорошие слова вы вспомнили. А что он делает, когда видит мышку? (подкрадывается, бежит, ловит, прыгает)

Что может делать кот, если увидит нитку с бантиком? (бегать, подкрадываться, хватать, тащить, радоваться)

Что еще может делать кот? (мурлыкать, лакать молоко)

Как мы назовем кота?(Васька, Мурзик, Пушок) Как в сказках называют кота? (Котофеич, Базилио,

Мурлыка)

Окошко «Заяц»

-Кто это? (Заяц, зайка, зайчонок, заюшка, зайчоночек, зайчишка)

Это зайка. Какое сходное по звучанию слово можно к нему добавить? (Побегайка) Послушайте, что получилось: зайка- побегайка.

Окошко «Лиса»

-Кто это? Как еще можно назвать это животное? (лиса, лисичка) А что делает лиса – пассажир? (смотрит, прислушивается, выглядывает)

-Какая эта лиса? (большая, рыжая, красивая) 

-Это лиса. Какое еще сходное по звучанию слово можно вспомнить? (оса, коса) Какие слова по звучанию сходны со словом лисичка? (сестричка, невеличка)

Окошко «Петух»

-Это петух. Расскажите про него. (Петух красивый. У него красный гребешок. Петух поет громко)

-Кто это? Скажите про петуха, используя  разные слова (Петушок, Петя) 

-Произнесите отчетливо слово петушок. Подберите к слову петушок слова, сходные по звучанию. (Пушок, вершок, корешок)

Ст. гр.

«Самолет»

Цель: закреплять знания о звучащем слове (звуки в слове разные, звуков в нем много).

Оборудование: картина «Самолет» (Г.А. Тумакова «Звучащее слово»)

Ход игры:

-В самолете летят разные звери. Они хотят посетить столичный зоопарк. Расскажем что-то интересное про каждое животное.

Окошко «Кот»

1.Какие звуки слышатся в слове кот? Произнесите слово так, чтобы в нем слышались звуки к, о, т, и, к. (котик)

2. Какую кличку можно подобрать озорному коту, чтобы ясно слышались звуки ш, у, о? (Пушок)

3.В слове кот много или мало звуков? Измените это слово так, чтобы оно звучало по-другому и в нем стало больше звуков (Котик, котеночек)

4. Назовите слова, обозначающие еду, которую любит кот. В каждом слове обязательно д.б. звук С.  (сало, сметана, мясо, колбаса) Какое слово из названных самое длинное? Как вы узнали?

Окошко «Заяц»1. Как по-разному можно назвать этого зверька-пассажира?

2. Измените слово заяц так, чтобы оно звучало по-другому, чтобы звуков в нем стало больше. (зайчонок, зайчишка)

2.Назовите любимое лакомство зайца, в названии которого слышатся звуки м, к, р,. (морковка)

Окошко «Лиса»

1.Кто это? Назовите по-другому это животное. Какими словами можно сказать про то, какая это лиса? (Рыжая, хитрая)

2. Какие звуки слышатся в слове лиса? Измените слово так, чтобы оно звучало по-другому, чтобы звуков стало больше. (лисичка) 

3. Назовите животное словами, в которых слышится звук С. (сестричка, лисонька)

Окошко «Петух»

1.Какие звуки слышатся в слове петух? Как изменить это слово, чтобы оно звучало по-другому? (петушок, Петя) Петушок какой? (голосистый)

2.Какая любимая еда у петуха? В названии есть звук Р. (зерно)

Деление слов на слоги        Подг.гр.

«Самолет»

Цель: закреплять знания о слоговом строении слова.

Оборудование: картина «Самолет» (Г.А. Тумакова «Звучащее слово»)

Ход игры:

-В самолете летят разные звери. Они хотят посетить столичный зоопарк. Расскажем что-то интересное про каждое животное.

Окошко «Кот»

1.Кто выглядывает из окна? Скажите про него словом из двух частей. Есть такая потешка: «Котя-Котенька-коток..» Назовите слова потешки из 2х и из 3х частей. (Ко-тя, Ко-тень-ка)

2.Как сказать про нашего кота словом из 3х частей? Выложите столько палочек, сколько частей в слове кисуля. Прочитайте это слово.

3. Для нашего пассажира будем подбирать клички, состоящие из 2х и 3х частей. (Мурка, Пушок…) Из одной части? (Мур, Кис)

Окошко «Лиса»

1.Кто это? Какое новое слово можно образовать от слова лиса?  Какие новые слова можно образовать от слова хитрая, зверь? (Хитрющая, звериный)

2. Весело выглядывает наша лиса-путешественница из окошка самолета. Наша лиса веселая. Какие еще слова можно вспомнить о веселой лисе? (Резвая лиса)

А если бы эта лиса была невеселая, то какие слова вы бы вспомнили? (грустная, печальная)

3. Какими словами называют этого хитрого, осторожного зверька в русских сказках. Назовите их. (Лизавета Ивановна, лиса-краса, кумушка, лисонька-матушка)

4.Составьте загадку про нашу лису, чтобы в словах встречался звук Р. (Хитрая, пушистая, живет в лесу, любит кур).

5.Подберите для лисы-путешественницы клички, состоящие из 2х и из 3х частей. (Лиса – краса, лиса Алиса)

6. Вспомните два слова: одно должно иметь 2 части, второе – три части (лиса – плутовка, кума – лисица)

7. Назовите лисьи лакомства из 2 – 3 частей. (утка, курица, цыпленок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Картотека игр "Обучение грамоте"

Методический материал...