Конспект НОД «Звуки [М]-[М’]. Буква М».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Федосеева Азиза Азизовна

Конспект НОД «Звуки [М]-[М’]. Буква М».

Задачи:

1. закрепить звуки [м], [мь];

2. познакомить с их графическим обозначением ;

3. уточнить понятие о твердых и мягких согласных звуках, звонких и глухих;

4. продолжать обучать выделению звуков М и Мь из состава слова;

5. сформировать умение читать обратный и прямой слог;

6. развивать логическое мышление, внимание

7. продолжать обучать дифференциации звуков по твердости-мягкости;

8. обучать звуко- буквенному анализу;

9. развивать интонационную выразительность речи, зрительное восприятие.

10. формировать навык письма букв М, м и слогов с ними;

Оборудование:

Ход занятия

1. Организационный момент.

—В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша.

—Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь (написано на доске, дети читают):

у — а — и

э — ы — о

Какие это звуки?

2. Повтор звуков М-Мь

—У Маши в деревне живет ее любимое домашнее животное. О каком из домашних животных эта загадка? (Корова Милка)

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.

Воспитатель демонстрирует картинку коровы.

- Как мычит корова? (Му)

—Звук [м] гласный или согласный? Почему? Звонкий или глухой?

—Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Звук [м] звонкий, так как в его произношении участвует голос.

— Звук [м] обозначается синей фишкой с колокольчиком. Колокольчик на фишке «говорит», что звук [м] звонкий.

- А как будет звучать звук М мягко? Какой звук Мь? Характеристика.

Воспитатель демонстрирует условное обозначение звуков:

Звук [м] —согласный твердый, обозначается синей фишкой.

Звук [мь] — согласный мягкий, обозначается зеленой фишкой.

Колокольчики на фишках говорят, что звуки [м] и [мь] — звонкие.

а) Дифференциация по твердости-мягкости

В слове Маша – звук М, в слове Милка- звук Мь. Давайте определим какие предметы достанутся Маше, а какие корове Милке? (вывешиваю все картинки рядом с Машей и Милкой на доску, дети подходят и определяют кому достанется какая картинка).

(мороженое, масло, малина, молоко, мяч, мед, сметана).

б) Определение места звука в слове:

(картинки на доску вывешиваю, вызываю детей, они определяют местоположение звука, клеют соответстветственного цвета магнит).

—Идет корова среди травы, выбирает что повкуснее — разные цветочки:

«мак»«ромашку». Отгоняет хвостом «мух»«комаров». Принесет корова в «дом», вкусное «молоко».

Физминутка

Маша с Милкой предлагают друзьям подвигаться, и мы, ребята, давайте с ними.

Раз, два — все вставайте,

Три, четыре — приседайте,

Пять, шесть — повернитесь,

Семь, восемь — наклонитесь,

Влево- вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

— Доскажите словечко:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

— Нет на свете никого

Лучше нашей (мамы)

Произнесем слово МАМА с разной интонацией: !.

3) Знакомство с буквами М,м.

— Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [м], [мь].

Воспитатель демонстрирует буквы М м.

а) Анализ буквы.

—Сколько элементов у буквы М? Какие это элементы? (2 вертикальные прямые и одна ломанная). Буквы похожи? Чем отличаются? Когда пишется большая буква М? а когда маленькая? Пишу на доске буквы М, м.

 Игра «Изобразим букву»

Быстро парами мы встали

На букву М похожи стали. — Дети изображают букву в парах.

- как можно построить букву М с помощью пальцев рук?

д) Чтение обратных и прямых слогов. (на доске плакат)

Ма, мо, му мы, ми Ам, ом, ум, ым, им

Мягкий звук [мь] тоже обозначается буквой М. Буквой М обозначается и твердый и мягкий звук. При прочтении слога Ми -буква И показывает, что М надо произносить мягко. БУКВА И ВСЕГДА СМЯГЧАЕТ!

4. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

—Посчитайте, сколько букв М в тексте афиши.

Текст афиши вывешивается на доске.

Милая Маша,

Я сварила суп и компот.

Мама

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Звуки [М]-[М’]. Буква М».

Задачи:

1. закрепить звуки [м], [мь];

2. познакомить с их графическим обозначением ;

3. уточнить понятие о твердых и мягких согласных звуках, звонких и глухих;

4. продолжать обучать выделению звуков М и Мь из состава слова;

5. сформировать умение читать обратный и прямой слог;

6. развивать логическое мышление, внимание

7. продолжать обучать дифференциации звуков по твердости-мягкости;

8. обучать звуко- буквенному анализу;

9. развивать интонационную выразительность речи, зрительное восприятие.

10. формировать навык письма букв М, м и слогов с ними;

Оборудование:

Ход занятия

1. Организационный момент.

—В деревне Масленкино жила маленькая девочка Маша.

—Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь (написано на доске, дети читают):

у — а — и

э — ы — о

Какие это звуки?

2. Повтор звуков М-Мь

—У Маши в деревне живет ее любимое домашнее животное. О каком из домашних животных эта загадка? (Корова Милка)

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.

Воспитатель демонстрирует картинку коровы.

- Как мычит корова? (Му)

—Звук [м] гласный или согласный? Почему? Звонкий или глухой?

—Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Звук [м] звонкий, так как в его произношении участвует голос.

— Звук [м] обозначается синей фишкой с колокольчиком. Колокольчик на фишке «говорит», что звук [м] звонкий.

- А как будет звучать звук М мягко? Какой звук Мь? Характеристика.

Воспитатель демонстрирует условное обозначение звуков:

Звук [м] —согласный твердый, обозначается синей фишкой.

Звук [мь] — согласный мягкий, обозначается зеленой фишкой.

Колокольчики на фишках говорят, что звуки [м] и [мь] — звонкие.

а) Дифференциация по твердости-мягкости

В слове Маша – звук М, в слове Милка- звук Мь. Давайте определим какие предметы достанутся Маше, а какие корове Милке? (вывешиваю все картинки рядом с Машей и Милкой на доску, дети подходят и определяют кому достанется какая картинка).

(мороженое, масло, малина, молоко, мяч, мед, сметана).

б) Определение места звука в слове:

(картинки на доску вывешиваю, вызываю детей, они определяют местоположение звука, клеют соответстветственного цвета магнит).

—Идет корова среди травы, выбирает что повкуснее — разные цветочки:

«мак»«ромашку». Отгоняет хвостом «мух»«комаров». Принесет корова в «дом», вкусное «молоко».

Физминутка

Маша с Милкой предлагают друзьям подвигаться, и мы, ребята, давайте с ними.

Раз, два — все вставайте,

Три, четыре — приседайте,

Пять, шесть — повернитесь,

Семь, восемь — наклонитесь,

Влево- вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

— Доскажите словечко:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

— Нет на свете никого

Лучше нашей (мамы)

Произнесем слово МАМА с разной интонацией: !.

3) Знакомство с буквами М,м.

— Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [м], [мь].

Воспитатель демонстрирует буквы М м.

а) Анализ буквы.

—Сколько элементов у буквы М? Какие это элементы? (2 вертикальные прямые и одна ломанная). Буквы похожи? Чем отличаются? Когда пишется большая буква М? а когда маленькая? Пишу на доске буквы М, м.

 Игра «Изобразим букву»

Быстро парами мы встали

На букву М похожи стали. — Дети изображают букву в парах.

- как можно построить букву М с помощью пальцев рук?

д) Чтение обратных и прямых слогов. (на доске плакат)

Ма, мо, му мы, ми Ам, ом, ум, ым, им

Мягкий звук [мь] тоже обозначается буквой М. Буквой М обозначается и твердый и мягкий звук. При прочтении слога Ми -буква И показывает, что М надо произносить мягко. БУКВА И ВСЕГДА СМЯГЧАЕТ!

4. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

—Посчитайте, сколько букв М в тексте афиши.

Текст афиши вывешивается на доске.

Милая Маша,

Я сварила суп и компот.

Мама

у — а — и

э — ы — о

Милая Маша,

Я сварила суп и компот.

Мама

Звук [м]

Звук [мь]

М     м

Ма, мо, му мы, ми

Ам, ом, ум, ым, им


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Звуки "П", "Пь". Буква П.

Конспект занятия для детей  седьмого  года жизни с ЗПР....

Конспект занятия "Звуки М, М. Буква М"

Цели:1. Чёткое произнесение звуков  в слогах, словах, фразах.2 .Развивать фонематический слух; упражнять в подборе антонимов.3. Развитие внимания и памяти, мышления и фонематического сл...

Конспект "Дифференциация звуков С-З. Буквы С,З. Приставочные глаголы."

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей подготовительного возраста с ТНР, ОНР III ур.р.р. на тему "Дифференциация звуков С-З. Буквы С, З. Приставочные глаголы" с использов...

Конспект НОД " Звуки Д, Дь, буква Д"

Предстадлен конспект НОД по обучению грамоте...

Конспект НОД Звуки К,Кь.Буква К в подготовительной группе для детей ОНР IIIур. речевого развития

Конспект открытого НОД по обучению грамоте с использование ИКТ  звуки К,Кь.Буква К"Поможем Крошу"...

Конспект занятия "Звуки а, у. Буквы А,У". Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Конспект занятия "Звуки а, у. Буквы А,У" с использованием мультимедийной презентации. Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Конспект НОД Звуки М МЬ. Буква М.

Конспект НОД Звуки М МЬ Буква М...