Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшей группы грамоте Тема: « Согласные звуки [л ], [л’], буква Л, л»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Цель:

-формировать умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные, гласные, согласные твёрдые и мягкие);

- развивать умение определять место звука в слове;

- формировать умение наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков;

- вырабатывать графические умения проводить прямые и замкнутые линии;

-прививать элементарные гигиенические правила письма;

- развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

Дидактический материал к занятию:

Рабочая тетрадь «Я учу звуки и буквы» сост. Н. А. Гоголева, Л.Б. Цыбирева/ 

под ред. М. Д. Маханёвой, мультимедийная установка.

Мультимедийная игра « Помоги гласным буквам найти свой домик»

Ход занятия:

Педагог: Ребята, наш друг Незнайка прислал нам новую, компьютерную  игру. Он никак не может в ней разобраться. Хотите помочь Незнайке?

На мультимедийной доске игра «Помоги гласным буквам найти свой домик»

Педагог: Что вы видите на доске? (буквы)

Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами. ( [а], [о], [и], [м], [к])

На какие две группы мы можем разделить эти звуки?  (гласные, согласные)

Помогите  гласным буквам найти свой домик.

(Дети выбирают гласные буквы и отправляют их в домик, если ребёнок не правильно выбрал букву, возникает шумовой эффект)

Педагог: Дети, какие буквы мы поселили в домик? ( А, О, И)

Почему? (Они гласные) 

А какие остались? (М, К)  Почему? (Они согласные)

Педагог: Чем согласные звуки отличаются от гласных? (гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя, они короткие, встречают на своём пути преграды: губы, зубы, язык).

Педагог: Незнайка приготовил для вас трудные загадки.

Подкованы ноги,

Бежит по дороге:

Грива дугою,

А хвост метлою. (Лошадь)

Посмотрите-ка, какая-

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Педагог: Выделите первые звуки в словах. ([л], [л’] )

Давайте их произнесём. Определите по произношению, как работают ваши губы, зубы, язык? (Ответы детей)

Воздух встречает преграду, значит звуки несвободные, согласные. Бывают твёрдыми и мягкими.

 Педагог: В нашей физкультминутке тоже встречаются слова с мягким и твёрдым согласным [л ], [л’].  Попробуйте их найти.

Лев комарика ловил.  (дети делают из рук круг над головой,

                                       махи руками, хлопки в ладоши).   

Лапой нос себе разбил. (сгибание и разгибание по – очереди

                                          правой и левой  руки).

Педагог: Какие слова вы услышали с мягким и твёрдым согласным [л ], [л’]?

(лев, ловил, лапой, лоб, разбил)

Выполнение задания №1 из рабочей тетради. (Дети определяют место звука в слове, твёрдость, мягкость звука)

 Выполнение задания №2 из рабочей тетради.

Педагог: Ребята, Незнайка приготовил для нас  мягкий мешочек и твёрдую коробочку, чтобы мы помогли ему распределить слова, которые начинаются на мягкий согласный [л’] и твёрдый согласный [л].

Игра «Мешочек - коробочка»

(Дети называют слова с изученными звуками, определяют их твёрдость и мягкость и  фишками распределяют слова на две группы)

Педагог: Подведём итоги. С какими новыми звуками мы познакомились? Какие они: гласные или согласные? Почему? В разных словах  согласный звук может быть твёрдым и мягким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_zvuk_l_zanyatie_1.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

                                                                                                         

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по обучению детей старшей группы грамоте

Тема: « Согласные звуки [л ], [л’], буква Л, л».

                                           Составила: воспитатель

                                                                                 Зыкова О.О

г. Нижний Новгород

2018 г.

Цель:

-формировать умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные, гласные, согласные твёрдые и мягкие);

- развивать умение определять место звука в слове;

- формировать умение наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков;

- вырабатывать графические умения проводить прямые и замкнутые линии;

-прививать элементарные гигиенические правила письма;

- развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

Дидактический материал к занятию:

Рабочая тетрадь «Я учу звуки и буквы» сост. Н. А. Гоголева, Л.Б. Цыбирева/  

под ред. М. Д. Маханёвой, мультимедийная установка.

Мультимедийная игра « Помоги гласным буквам найти свой домик»

Ход занятия:

Педагог: Ребята, наш друг Незнайка прислал нам новую, компьютерную  игру. Он никак не может в ней разобраться. Хотите помочь Незнайке?

На мультимедийной доске игра «Помоги гласным буквам найти свой домик»

Педагог: Что вы видите на доске? (буквы)

Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами. ( [а], [о], [и], [м], [к])

На какие две группы мы можем разделить эти звуки?  (гласные, согласные)

Помогите  гласным буквам найти свой домик.

(Дети выбирают гласные буквы и отправляют их в домик, если ребёнок не правильно выбрал букву, возникает шумовой эффект)

Педагог: Дети, какие буквы мы поселили в домик? ( А, О, И)

Почему? (Они гласные)  

А какие остались? (М, К)  Почему? (Они согласные)

Педагог: Чем согласные звуки отличаются от гласных? (гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя, они короткие, встречают на своём пути преграды: губы, зубы, язык).

Педагог: Незнайка приготовил для вас трудные загадки. 

Подкованы ноги,

Бежит по дороге:

Грива дугою,

А хвост метлою. (Лошадь)

Посмотрите-ка, какая-

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Педагог: Выделите первые звуки в словах. ([л], [л’] )

Давайте их произнесём. Определите по произношению, как работают ваши губы, зубы, язык? (Ответы детей)

Воздух встречает преграду, значит звуки несвободные, согласные. Бывают твёрдыми и мягкими.

 Педагог: В нашей физкультминутке тоже встречаются слова с мягким и твёрдым согласным [л ], [л’].  Попробуйте их найти.

Лев комарика ловил.  (дети делают из рук круг над головой,

                                       махи руками, хлопки в ладоши).    

Лапой нос себе разбил. (сгибание и разгибание по – очереди

                                          правой и левой  руки).

Педагог: Какие слова вы услышали с мягким и твёрдым согласным [л ], [л’]?

(лев, ловил, лапой, лоб, разбил)

Выполнение задания №1 из рабочей тетради. (Дети определяют место звука в слове, твёрдость, мягкость звука)

 Выполнение задания №2 из рабочей тетради.

Педагог: Ребята, Незнайка приготовил для нас  мягкий мешочек и твёрдую коробочку, чтобы мы помогли ему распределить слова, которые начинаются на мягкий согласный [л’] и твёрдый согласный [л].

Игра «Мешочек - коробочка»

(Дети называют слова с изученными звуками, определяют их твёрдость и мягкость и  фишками распределяют слова на две группы)

Педагог: Подведём итоги. С какими новыми звуками мы познакомились? Какие они: гласные или согласные? Почему? В разных словах  согласный звук может быть твёрдым и мягким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р\'], с понятием "ударение"; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество с...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Согласные звуки [Ф]-[ФЬ]. Буква Ф"

Данное занятие - изучение нового материала: знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками [ф] [ф’], буквой Ф. Занятие построено в форме путешествия, присутствуют интересные задания....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Согласный звук (л), (л*), буква (Л)».

В  ходе занятия дети  знакомятся с согласным звуком (л), (л*), буквой (Л), проводят звуковой анализ слов....

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»

Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять пред...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" (грамота) в подготовительной группе на тему: «Согласный звук [Ф]([Ф`]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «филин».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" содержит дидактическую игру, игровые упражнения, дыхательную гимнастику, пальчиковые гимнас...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [р, р\'],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р'].Задачи:-познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р'], их  классификация.-знакомить  с ударением; закреплят...