Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" (грамота) в подготовительной группе на тему: «Согласный звук [Ф]([Ф`]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «филин».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Иванова Надежда Алексеевна

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" содержит дидактическую игру, игровые упражнения, дыхательную гимнастику, пальчиковые гимнастики, физкультминутки, гимнастику для глаз, звуковой анализ слова, работу с предложением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Конспект

открытого показа

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие» (грамота)

для воспитателей ДОУ и родителей воспитанников

в подготовительной группе

на тему:

«Согласный звук [Ф]([Ф`]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «филин».                                                                                                                                        

                                                                                     

                                                                 Автор-составитель:

                                                         воспитатель Иванова Н.А.

г. Рязань, 2017 г.

Программное содержание:

Цель: создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф]([ф`]) и обозначать его буквой «Ф».

Задачи:

Образовательные:

-учить правильно произносить звуки [ф], [ф`];

-совершенствовать навык различения звуков [ф], [ф`] по мягкости-твёрдости, звонкости-глухости;

- продолжать работу по звуковому анализу слова;

- упражнять в выделении ударного слога и обозначения его на модели;

- учить определять место звуков в словах;

- познакомить с буквой «Ф»;

- учить анализировать оптико-пространственные и графические признаки буквы;

- продолжать закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

- развивать мимику, мелкую и общую моторику, мышление, внимание, речь, фонематический слух и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к получению новых знаний, желание приходить на помощь, выслушивать ответы друг друга.

Материалы и оборудование:  2 магнитные доски, столы и стулья по количеству детей, столы для конструкторского бюро.

Картинки с изображением профессий: футболист, фотограф, фокусник;

картинки по количеству детей со звуками [ф], [ф`]: фартук, шарф, футболка, сарафан, фуражка, туфли, портфель, шофёр, фея, фикус, филин;

картинки с подсказками для выполнения заданий: 1 - артикуляция звуков [ф], [ф`]; 2 - дерево с дуплом, 3 - звуковые дорожки, 4 - схемы предложений, 5 – буква «Ф» (заглавная и строчная – печатные), 6 - бархатная бумага с шерстяными нитями для выкладывания буквы «Ф», 7 – схема написания печатной буквы «Ф», 8 – конверт с буквами для выкладывания слова «филин»;  

картинка с изображением фокусника Фоки и обезьянки Фимы;

сундучок со звёздами, на которых надпись «умница», ключ;

зеркало (по количеству детей),  

фишки зелёного и синего цвета (по количеству детей),

три обруча – зелёный, синий, красный (обозначение звука), карточки с позицией звука в слове (начало, середина, конец); две коробки - синяя и зелёная для картинок;

карточки для составления схемы предложения,

фишки красного, синего и зелёного цвета для звукового анализа слова;

картинки с изображением «на что похожа буква «Ф» (филин, ключ, мальчик Федя),

лента букв, алфавит;

картинка «Конструкторское бюро «Луч», бархатная бумага с шерстяными нитками разной длины для составления буквы «Ф» (по количеству детей);

указка,

 тетради на печатной основе «Солнечные ступеньки» часть 1 (по количеству детей), тетради в большую клетку (по количеству детей),

простой и цветные карандаши (по количеству детей),

синяя ручка (по количеству детей).

Организация детей: начало ООД – стоя в кругу на ковре, перемещение по группе, затем сидя на стульях и работа за столами; конец ООД – стоя на ковре в кругу.

Предварительная работа: дидактическая игра «Назови профессию», звуковой анализ слов, составление схем предложений, работа в тетрадях.

Ход ООД:

Организационная часть . Создание эмоционального настроя.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их, улыбнёмся друг другу и гостям.

Дети: Каждый день всегда, везде,

           На занятиях, в игре

           Верно, чётко говорим

          И тихонечко сидим.

I этап – мотивационно-ориентировочный

Воспитатель: Дети, закройте глаза и представьте, что вы стали взрослыми. Какую профессию вы бы выбрали для себя? Кем бы вы хотели быть? Начинаем говорить со слов «Я бы хотел(а) быть…». Откройте глаза. (Воспитатель выслушивает каждого ребёнка).

Воспитатель: Вы назвали много замечательных профессий. Я знаю, что есть редкие, очень интересные профессии людей.

Дидактическая игра «Назови профессию»

Воспитатель: Назовите профессию по описанию и найдите соответствующую картинку.

- Кто играет в футбол? (Футболист). (Ребёнок находит и вывешивает картинку на доску).

- Кто фотографирует? (Фотограф).

- Кто показывает фокусы? (Фокусник).

- Сейчас я буду называть слова, а вы догадайтесь, о ком идёт речь, и узнаете, кто будет гостем  у нас сегодня: шляпа, улыбка, руки, цветы, волшебная палочка, чудо. (Фокусник).

- как можно назвать по-другому эту профессию?

Дети: Маг, чародей, волшебник, иллюзионист.

Воспитатель: Где можно увидеть фокусника? Как вы думаете, чем он занимается? (Ответы детей). (Появляется картинка с изображением фокусника Фоки и обезьянки Фимы).

Постановка проблемы.

Воспитатель: К нам в гости пришёл фокусник Фока со своей помощницей обезьянкой по кличке «Фима». У Фоки есть волшебный сундучок, в нём хранятся предметы, с помощью которых он показывает свои фокусы (Воспитатель показывает закрытый волшебный сундучок). У Фоки и Фимы случилась беда – ключ от их волшебного сундука похитил Филин. Он оставил только подсказки – задания (под цифрами от 1 до 8 – воспитатель показывает на доске подсказки), где найти ключ.

- Ребята, поможем Фоке и Фиме.

II этап – поисковый

Решение проблемы.

Воспитатель: А как мы можем им помочь?

Дети: Мы можем разгадать подсказки, выполнить задания и найти ключ от волшебного сундука.

III этап – практический

Воспитатель: Нам нужно быть очень дружными и внимательными, чтобы помочь нашим друзьям. Возьмёмся за руки, поднимем руки вверх, обнимем друг друга.

Упражнение на развитие мимики

Воспитатель: Фока удивился, когда узнал, что ключ потерялся (показать удивление).

Затем он огорчился, когда узнал, что ключ похитил Филин (показать огорчение).

Потом он обрадовался, когда узнал, что мы ему поможем найти ключ (показать радость).

Объявление темы ООД: Характеристика звуков [Ф], [Ф`].

1-е задание. Артикуляция звуков [Ф], [Ф`] (показывает картинку).

Дыхательная гимнастика. Тяжело нам будет (фу-фу-фу).

Фонетическая зарядка. Как фыркает кот? (Ф-ф-ф).

Воспитатель: Какой первый звук в словах футболист, фотограф, фокусник, Фока. Догадались, о каком звуке пойдёт речь? У нас в гостях звук [Ф].

Анализ звука. Звук [Ф] – глухой согласный звук, когда мы его произносим, губы у нас неподвижны, находятся в положении улыбки, щёки не надуваются. Узкая струйка воздуха проходит между верхними зубами и нижней губой (в щель). В этих словах звук твёрдый. Обозначаем синим квадратом.

-Какой первый звук в кличке обезьянки Фима.

- Звук [Ф`] – мягкий. Нижняя губа менее напряжена при его произнесении. (Рассматривают картинку).

- Будем учиться различать звуки [ф], [ф`].

2-е задание. Найти дом Филина.

Воспитатель: Где живёт Филин?

Дети: Филин живёт в дупле.

Воспитатель: Найдём дом Филина, может там ключ?

Воспитатель: Звуки тоже живут в своих домах.

Работа с лентой букв.

Дифференциация звуков на слух.

Воспитатель: Возьмите по одному квадрату синего и зелёного цвета. Сейчас я буду произносить звуки, а вы, если услышите твёрдый звук – поднимите вверх синий квадрат, а если мягкий – зелёный. (Ф, ф, фь, ф, фь, фь,ф).

Дифференциация в ряду слогов.

 Воспитатель: Я буду называть слоги, если услышите звук [ф] – хлопните в ладоши, [ф`] – топаем на месте. (Фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ).

Дифференциация в ряду слов.

Воспитатель: Я буду произносить слова, если услышите звук [ф] – подходим к синему домику (обручу), а если [ф`] – к зелёному. (Футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе, Фима, Фока).

Воспитатель: Пришли к дуплу (красный обруч). Ключа нет, а есть картинки.

Игровое упражнение «Найди нужную картинку»

Воспитатель: Давайте подарим картинки Фоке и Фиме. Фоке в синюю коробку, Фиме в зелёную. Находим нужную схему (позиция звука – где живёт звук – в начале слова, середине, конце). (Картинки: фартук, шарф, футболка, сарафан, фуражка, туфли, портфель, шофёр, фея, фикус, филин).

Воспитатель: Немного отдохнём.

Физкультминутка.

Филин спал в дупле глухом,
Вдруг услышал где-то звон.
Вылез он и посмотрел,
Всю округу оглядел.
Чуть подумал, посидел,
Вдруг вспорхнул и улетел,
В каждый глянул уголок,
Прилетел и спать залёг.

3-е задание. Звуковые дорожки.

Воспитатель: Нам нужно пройти по звуковым дорожкам. В этом нам помогут разноцветные камни. Филин хочет, чтобы вы выполнили звуковой анализ слова «филин».

Звуковой анализ слова «филин».

Воспитатель: Садимся тихо за столы. Подготовим к работе глаза.

Гимнастика для глаз.

Филин серый, филин старый (глаза закрыть на 3-4 сек.)

А глаза горят, как фары (широко раскрыть глаза)

Только ночью страшен филин (смотреть вдаль, не моргая,  5-6 сек.)

А при свете он бессилен (глаза закрыть на 3-4 сек.).

(Работа у доски по очереди и в тетрадях в большую клетку).

Воспитатель: Сколько звуков в слове «филин»?

Характеристика каждого звука: какой первый звук? Назовём его, дайте характеристику данному звуку (первый звук [ф`], он - согласный, т.к. при его произнесении встречается преграда, глухой, мягкий, обозначаем зелёным квадратом и т.д.).

- Поделим на слоги (хлопают в ладоши или отстукивают карандашом - 2 слога – сколько гласных звуков, столько и слогов).

- Выделим ударный слог (1-ый слог ударный).

- Читаем по звуковой схеме слово «филин». Идём по дорожке.

4-е задание. Работа с предложением. Составление схемы предложения.

Воспитатель: Давайте составим длинное предложение со словом «филин», чтобы побыстрее найти ключ.

Филин сидит в дупле.

Подготовим пальцы. Пальчиковая гимнастика.

Мы со звуком Ф играем, (сжимают и разжимают одновременно пальцы обеих рук в кулак).

И слова мы называем: фотограф,

Фермер, футболист, (загибают пальчики на обеих руках одновременно, начиная с большого)

Фокусник, фигурист.

Воспитатель: Составим схему этого предложения.

  1. Сколько слов в предложении?
  2. Какое слово в предложении первое? Как мы его обозначаем?
  3. Назовите второе слово в предложении?
  4. Какое слово следующее? Назовите последнее слово?
  5. Что ставим в конце предложения, чтобы слова не разбежались?

5-е задание. Знакомство с буквой «Ф».

Воспитатель: Звуки [ф], [ф`] – друзья, обозначаются одной буквой «Ф». (Показ буквы).

На что похожа буква «Ф»? (Показ картинок).

Филин — два огромных глаза —
Букву Ф напомнит сразу.
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат. (Степанов В.)

Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.
(Г. Виеру) (изображают, стоя у столов).

Всем известно без подсказки:
Буква Ф — как ключ от сказки.
Никогда его у нас,
Не отнимет Карабас.
(В. Степанов).

Воспитатель: Где живёт буква эф? (Подходят к алфавиту, находят букву. Выясняют, почему большая и маленькая? Заглавная и строчная).

- Из каких частей состоит буква «Ф»?

6-е задание. Бархатная бумага и шерстяные нитки.

Воспитатель: Для чего нам бумага и нитки?

Дети: Бумага и нитки нужны для того, чтобы самим сделать ключи. 

Воспитатель: Ключи мы сможем сделать сами. Отправимся в конструкторское бюро «Луч». (Дети самостоятельно выполняют задание).

Воспитатель: Покажите гостям, какие красивые ключи у вас получились.

Немного отдохнём.

Физкультминутка.

Обезьянка Фима, я (показывают на себя)

Вот как прыгаю друзья (прыжки по кругу на двух ногах друг за другом).

По деревьям (руки вверх)

По земле (идут по кругу в приседе)

Ничего не страшно мне (касаются своей груди руками, показывая на себя).

7-е задание. Рассматривание схемы написания буквы «Ф» в тетради.

Воспитатель: Эти ключи надо закрепить, чтобы их никто больше не похитил, напишем их в тетрадях. (Объяснение написания буквы по схеме). Прописывание пальцем в воздухе вместе с воспитателем.

Пальчиковая гимнастика.

Из пальцев и ручки делают букву «Ф».

Работа в тетрадях.

Воспитатель: Закрываем тетради, подарим ключи Фоке и Фиме.

8-е задание. Конверт с буквами. Составление слова «филин» из букв.

Воспитатель: Составим слово из букв. Прочитаем все вместе.

Воспитатель показывает ключ.

Воспитатель: Вот мы и нашли волшебный ключ Фокусника Фоки.

IV этап – рефлексивно-оценочный

Воспитатель: Кому мы сегодня помогали?

Как мы помогли?

Какие звуки учились различать?

Какой буквой обозначаются эти звуки?

Кому понравилось помогать поднимите руки вверх?

Воспитатель: Фока и Фима хотят вас поблагодарить за помощь. (Дети открывают с помощью ключа сундучок и достают подарки – звёзды).

Давайте попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»...

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Путешествие по родному городу»

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Путешествие по родному городу»...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной группы на тему " В музее скульптур"

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной группы на тему " В музее скульптур"...