Конспект занятия по обучению грамоте: Буква Ъ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Новикова Юлия Сергеевна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -  Д/С №27 «РОСИНКА»

городского округа СТУПИНО

КОНСПЕКТ

ООД по обучению грамоте

 « Буква ъ»

Подготовила: учитель-логопед Новикова Ю.С.

Ступино

2018 год

Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Ъ. Формирование навыка чтения слов, предложений с новой буквой. Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. совершенствование навыков конструирования и печатания.

Развивающие задачи. Развитие фонематических представлений. Развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование.  Интерактивная доска, магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, пеналы с карандашами, контейнеры с палочками Кюизенера и шнурочками, контейнеры с буквами.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Упражнение «Подбери картинку»

Логопед обращает внимание детей на интерактивную доску, на которой изображена схема слова и предметные картинки.

http://printonic.ru/uploads/images/2016/03/01/.tmb/thumb_img_56d580c53e3bc_resize_900_5000.jpg  http://www.clipartbest.com/cliparts/ncB/E4K/ncBE4Kj4i.png   http://itd3.mycdn.me/image?id=812876327897&t=20&plc=WEB&tkn=*vJ3cHl-19RC4QTSPuHCbqYQE4wM

Логопед. Выберите картинку, название которой подходит к схеме, объясните свой выбор.

Ребёнок. Слово лось подходит к этой схеме, потому что в этом слове три звука: первый звук – твердый согласный [л], второй – гласный [о], третий – мягкий согласный [с,].

Ребенок. Слово гусь подходит к этой схеме, потому что в этом слове три звука: первый звук – твердый согласный [л], второй – гласный [о], третий – мягкий согласный [с,].

Логопед. Молодцы! Вы дали хорошие пояснения к заданию. А теперь составьте слова-названия картинок.

Дети выполняют задание.

Логопед. Почему во всех ваших словах букв больше, чем звуков?

Дети. Ь не обозначает звука.

Логопед. Правильно. И сегодня мы познакомимся с еще одной буквой, которая тоже не обозначает звука.

  1. Работа с букварем. Знакомство с буквой Ъ.

Логопед. Откройте буквари там, где лежат закладки. В верхней части левой страницы вы видите букву ъ. Это новая буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Она раскрашена в черный цвет, потому что не является ни гласной, ни согласной. А как вы думаете, почему под буквой нет ни одного кружка?

Дети. Значит, буква ъ не обозначает звуков.

Логопед. Посмотрите на картинку рядом с буквой и послушайте стихотворение к ней.

Запомни,  твердый знак мы пишем,

Но никогда его не слышим.

В словах подъезд и объявление

Он есть, ребята, без сомнения.

Логопед. Возьмите простые карандаши. Подчеркните в стихотворении слова с твердым знаком.

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Прочитайте слова под картинкой и найдите предметы, названия которых вы прочитали. Помните, что твердый знак показывает нам, что нужно сделать маленькую остановку, запинку.

Дети читают слова и показывают предметы на картинке.

Дети. Подъезд, объявление, подъемный кран.

Логопед. Теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.

Дети читают слова.

Логопед. Теперь прочитайте предложения.

Дети читают предложения.

Логопед. Вы хорошо читали сегодня.

3. Упражнение «Угадай слова».

Логопед. Посмотрите на половинки слов в нижней части страницы. Можете угадать, что это за слова и прочитать их?

Дети. Съел, подъезд.

C:\Users\User\Desktop\ЛОГОПЕД\занятия\IMG_20180315_091703.jpg

4. Пальчиковая гимнастика «На шоссе».

Посмотрите-ка, ребята!                                            Ритмично хлопают в ладоши.

У зайчат два самоката.                                             На каждое название животного загибают по        

В джипе едут три медведя.                                      одному пальчику сначала на правой, потом на

Мчится ёжик на мопеде.                                          левой руке.

Вы поверите едва ли –

Катит волк на самосвале,

А лисица в лимузине

И цветы везет в корзине.

В синем вертолете – белка,

Волк в летающей тарелке.

У бобра – велосипед,

А у льва кабриолет.

Только серый бегемот

По шоссе пешком идет.                                          Маршируют на месте.

5. Упражнение «Кто скорее?»

Логопед. Давайте проведем соревнование. Кто скорее сложит букву Ъ из палочек и шнурочка? Обратите внимание, что полукруг из шнурочка расположен справа от длинной вертикальной палочки внизу, а короткая горизонтальная палочка расположена слева от длинной палочки вверху.

Вы готовы? Раз, два, три, начали.

Дети выполняют задание.

Логопед. Замечательно. Вы одновременно закончили выполнение задания.!

6. Работа в тетрадях.

Логопед. Откройте тетради на странице 27. Что вы видите в верхней части страницы?

Дети. Твердый знак.

Логопед. Раскрасьте его черным карандашом.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

C:\Users\User\Desktop\ЛОГОПЕД\занятия\IMG_20180315_092204.jpg

Логопед. Теперь возьмите простые карандаши. Давайте напишем четыре твердых знака. Посмотрите, как я пишу твердый знак на доске. (Логопед пишет на доске твердый знак и комментирует свои действия). «Напишите» так же твердый знак в воздухе.

Дети выполняют задание.

Логопед. Обратите внимание, что Ъ никогда не стоит в начале слова, поэтому заглавной буквы ъ не бывает. Теперь можете написать буквы в тетради.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы очень старались и хорошо выполнили задание. А теперь прочитайте слова и напишите их самостоятельно. Будьте внимательными.

Дети выполняют задание.

7. Упражнение «Буква потерялась».

Логопед. И последнее задание сегодня. Посмотрите на слова в букваре в розовой рамочке. Какая буква потерялась?

Дети. Твердый знак.

Логопед. Возьмите карандаши и вставьте недостающую букву в слова.

Дети выполняют задание.

Логопед. Хорошо. Прочитайте слова.

Дети. Подъезд, подъем.

8. Окончание занятия.

Оценка работы детей. Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы своих товарищей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

г.о. Ступино

Конспект ООД

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР

«Обучение грамоте. Составление предложений по схемам.»

учитель-логопед: Новикова Ю.С

2022 г

Образовательные задачи: формирование навыка чтения слогов и слов с пройденными буквами, совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, формирование навыка анализа предложения с предлогом.

Развивающие задачи: развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного гнозиса.

Воспитательные задачи: формирование взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: магнитная доска, карточки с буквами, материалы для анализа предложения, буквари, карточки со слогами, карточки со словами.

        Ход  занятия.

  1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить и назвать буквы, которые изучили в подготовительной к школе группе. На магнитной доске  карточки с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, предметные картинки.

Логопед. Рассмотрите и назовите картинки.

Дети: Юбка, ёжик, енот, яхта, йод.

Логопед. Мы с вами  уже читали эти слова в букваре. Давайте вспомним, какая буква пишется в начале каждого слова, и поставьте каждую картинку к соответствующей букве.

Дети выполняют задание.

Логопед. Очень хорошо, а теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Логопед вешает на доску под картинки карточки со словами.

Дети читают слова.

  1. Работа по букварю.  Профилактика нарушений письменной речи.

Логопед. Откройте буквари там, где лежат закладки. В нижней части страницы вы видите буквы. Правильно они написаны?

Дети. Нет. Правильно написана только буква М. 

Логопед. Какие ошибки вы видите в написании других букв?

Дети. Буква Ю развернута влево, буква В написана лёжа, буква Б написана вверх ногами, буква Э повернута вправо.

Логопед. Молодцы. Всё правильно объяснили.

  1. Игровое упражнение «Собери слово». Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза, составления и чтения слов из данных слогов.

Логопед обращает внимание детей на карточки со слогами, размещенные на доске.

Логопед. Прочитайте слоги и попробуйте составить из них слова.

Дети выполняют задание.

Логопед. Назовите слова, которые у вас получились.

Дети. Я-го-ды. Я-ша. Ё-жик. У-тюг.

Логопед. Почему слово Яша написано с заглавной буквы?

Дети. Это имя мальчика. А имена людей пишутся с заглавной буквы.

Логопед. Молодцы.

  1. Работа по букварю.  Совершенствование навыка анализа предложений с предлогами.

Логопед предлагает детям вернуться к букварям и рассмотреть сюжетные картинки на той же странице, где работали.

Логопед. Составьте предложения с предлогами по картинкам.

Дети. У Нюши утюг.

Дети. У Егора юла.

Логопед ставит у доски контейнер с материалами для анализа предложений.

Логопед. Сосчитайте слова в предложениях и выложите схемы на доске. Не забудьте про предлоги.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

  1. Физминутка.

Логопед предлагает детям встать около столов и выполнить знакомое упражнение.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птица – злой орлан,

Птички, птички, по домам!

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название птицы.

Машут скрещенными ладонями.

Машут руками, как крыльями.

  1. Упражнение «Составь предложение». Совершенствование навыков синтеза предложений и чтения.

Логопед размещает на доске карточки со словами.

Логопед. Прочитайте слова на карточках и попробуйте составить из них предложения. Не забудьте, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка.

Дети выполняют задание.

Логопед. Прочитайте предложения.

Дети. Юнга видит маяк. Под скамейкой сидит ёжик. Яна ест ежевику.

Логопед. Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

  1. Игровое упражнение «Прочитай слово». Профилактика нарушения письменной речи.

Логопед размещает на доске карточки с буквами.

Логопед. Назовите буквы, которые вы видите на доске.

Дети. Н, г, ю, а.

Логопед. Подумайте, какое слово можно составить из этих букв?

Дети. Юнга.

Логопед. Пройдите к доске и составьте это слово.

Дети составляют и читают слово.

  1. Окончание занятия. Оценка работы детей

Логопед подводит итог занятия. Дети рассказывают о том, что им было особенно интересно. Оценка деятельности каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте: Буква Г.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности, для детей с ТНР. Тема: Буква Гг....

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте "Буква Б"

Тема: Звуки [б] и [бь]. Буква Б б.Цели:-Уточнить произношение звуков [б] и [бь].-Дифференцировать звуки [б] и [бь].-Упражнять детей в звуковом анализе слов.-Развитие фонематического восприятия.-Учить ...

конспект занятий по обучению грамоте " Буква и звук [Г] "

конспект занятий по обучению грамоте " Буква и звук [Г] "...

Конспект занятия по обучению грамоте "Буква Гг"

Конспект занятия по обучению грамоте "Буква Гг" в подготовительной группе по методике Машанёвой....