Конспект занятия по обучению грамоте "Буква Р, звук Р РЬ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Марченко Полина Дмитриевна

Занятие по обучению букве Р и звукам Р РЬ для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_r_r.docx499.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Р. Буква Р"

Цель: выделение заданного согласного звука  в начале,

           в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;

           дифференциация звуков р-рь;

           воспроизведение и чтение слов из 4-7 звуков.

             Оборудование:  домики для  гласных и согласных звуков, буква Р большая и маленькая, красные, синие и зеленые кружки (у детей и педагога); куклы Незнайки, мальчика и девочки; картинки: скворец, ворона, сорока, воробей, коростель, свиристели, снегири, стрижи, Буратино, Петрушка, Чебурашка, крокодил Гена; картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц; магнитная доска с буквами.    

                                         Ход занятия.

1. Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите, как каркает ворона? (Кар-р-р). Как мурлычет кошечка? (Мур-р-р). Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. (Р-р-р). Изобразите, как рычит маленький тигренок. (Рь-рь-рь). Ребята, вы догадались, какие звуки мы с вами сегодня будем изучать? (Звуки р, рь).

2. Отгадайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем повторять.

Маленький мальчишка

В сером армячишке По дворам шныряет,

Крошки собирает. (Воробей).

На шесте дворец,Во дворце певец,

А зовут его… (скворец).

Какой звук вы услышали в слове воррробей? (Звук р). А в слове скворец? (Звук рь).

Характеристика звуков р, рь по артикуляционным и акустическим признакам. Произнесите звук р. Какой он? Радостный или грустный? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий. Назовите братца звука р. (Это мягкий звук рь).

3. Игра «Поймай звук».

   Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук р, хлопните в ладошки, а если услышите звук рь – топните ногой: рак, руки, реки, репка, радуга, рот, рис, дорога, снегири, Марина, корова, забор, фонарь, букварь, топор. брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул

4. Игра «Что за птица?»

   Открывается картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц. Рядом расположены предметные картинки с птицами.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам в кормушку прилетели…

Вносится кукла Незнайка.

Незнайка хочет узнать, кто прилетел в кормушку. Сначала назовите птиц, в названии которых есть звук р. (Ворона, сорока, воробей). Разделите эти слова на слоги.

А какие птицы со звуком рь прилетели к кормушке? (Свиристели, снегири.) Разделите эти слова на слоги.

Кого мы увидели в кормушке? (Воробьев, ворон, сорок, свиристелей, снегирей). Какие это птицы? (Зимующие).

5. Проводится игра «Кто улетел» и с каким звуком.

Дети закрывают глаза, убирается 1 картинка, дети угадывают, кто улетел. (Например, улетел воробей. В слове воробей твердый звук р.)

6. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

Задания от имени Незнайки:

* узнавание птиц по первому и последнему звуку;

* Выставляются 2 куклы – мальчик и девочка. Ребята Рома и Рита пришли покормить птиц. Выложите их имена кружочками.

* Мы сегодня говорили о зимующих птицах. А каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей. Выложите кружочками слово стрижи;

 7. Физкультминутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар – кар – кар! (Громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар – кар – кар! (Громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар – кар – кар! (Тихо)

8. А теперь давайте определим место звука р в словах. Рука. Рак. Повар. Пар. Рыба. Рот.

9. «Знакомство с буквой Р».

Букву Р писать несложно.

Снова к палке осторожно

Подрисуем мы кружок,

И получится флажок.

 Чтение слогов: ра, ро, ру, ры, ри, ар, ор, ур, Ир. Чтение слов: Рома, Рита, радуга, гагара, воробей, топор, комар.

10.Итог. Оценка деятельности детей.


C:\Users\Полина\Desktop\snegir-milaya-ptichka.jpgC:\Users\Полина\Desktop\1674666530_grizly-club-p-klipart-sviristel-6.jpgC:\Users\Полина\Desktop\757223b17363479cb4ee98fe37eec4bc.jpg

C:\Users\Полина\Desktop\3703f713b2d84dc97975d119e8996b79.jpgC:\Users\Полина\Desktop\artage-io-thumb-d9dc7670bc3e28da925452678d20187f.pngC:\Users\Полина\Desktop\istockphoto-508963801-612x612.jpgC:\Users\Полина\Desktop\e2b6849e36ad5b097228e708adb68e48.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".

Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект занятия по обучению грамоте "Планета звуков и букв".

Занятие по обучению грамоте в старшей группе....

Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада

На занятие по обучению детей грамоте   учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами.  С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...

Конспект заняти по обучению грамоте " Дифференциация звуков З-С.Сказка " настоящие друзья"

Все учебные задания данного занятия с использованием интерактивных технологий....