Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Былкова Олеся Анатольевна

Конспект фронтального занятия

в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Звук и буква Й»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknoy_no9.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия

в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Звук и буква Й»

Тема: звук [Й] буква Й.

Цель: познакомить детей со звуком [Й] и буквой Й.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Закрепить навыки  чёткого произношения звука [Й];

-продолжать работу по звуковому анализу и синтезу слов;

-познакомить с графическим образом буквы Й;

- закрепить умение детей выделять звук [Й] из ряда слов;

- упражнять в определение места звука в слове (начало, середина, конец слова);

- Упражнять в чтении слогов со звуком [Й].

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух и внимание;

-развивать диалогическую речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом;

-развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к занятиям;

-вести контроль за собственной речью;

-формировать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать;

-воспитывать интерес к родной речи.

Оборудование: звуковички  - магниты (синего, зелёного, красного) цвета с магнитными дощечками, предметные картинки, попугай, ручки, зеркала, волшебные коробочки, тетради, азбуки.

Ход НОД:

1. Орг. момент:     Приветствие.

Сегодня к нам на занятие пришёл гость, который хочет с вами поиграть.

Он живёт в просторной клетке,

Говорить с ним любят детки:

Зря его ты не ругай –

Повторюшка... (попугай) Правильно это попугай, какой звук вы услышали в конце слова попугай?

 -Чтобы узнать тему занятия, я  вам загадаю загадку, а вы по отгадкам

узнаете звук, с которым мы сегодня будем работать.

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит … (воробей)

Есть цейлонский, есть зелёный

Есть цветочный – выбирай!

Хоть горячий, хоть студёный

С наслажденьем выпей... (чай)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

Какой звук повторяется в этих словах? ([Й])

В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - «йод», «йог», «йогурт».

- Давайте попробуем определить, в каких словах  может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах  будет звук (Й):

-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)

-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)

-Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? (Кощей Бессмертный)

-Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)

-Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)

-Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)

-Птица, которая хорошо поёт? (канарейка)

-Птица, которая умеет говорить? (Попугай)

-Морская белая птица? (чайка)

-Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)

-Городской транспорт? (Троллейбус)

-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?

- Согласна с вами - в середине и в конце слов.

2. Логопед  показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Й]:

Задание «Опиши звук». Давайте поможем Кеше описать звук [й].

- Когда мы произносим звук Й, воздух встречает на пути преграду?

- Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.)

- Что мешает воздуху проходить свободно (воздуху мешает язычок, который спинкой прижимается к небу).

- А этот звук звонкий или глухой?» (Чтобы ответить на ваш вопрос, дети закрывают ушки ладонями и произносят звук [й]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят - глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку).

- Послушай те меня и скажите, этот звук произносится мягко или твердо? (Обратить внимание детей на то, что этот звук всегда мягкий).

- А теперь давайте дадим полную характеристику звуку Й и подружим букву Й с гномиком  (Вызвать ребенка к доске): этот звук согласный, звонкий, может быть только мягким.

 — губки слегка в улыбке;

— зубки сближены;

— кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;

— горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), мягкий.

3. «Выкладывание Й»  

4. К нам на занятие пришёл …. попугай Кеша (игрушка попугай).

Он просит помочь ему справиться с заданием.

5. Игра «Определи нужный звук» А теперь давайте пройдём к столу и нужно рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, выбрать только те, в

названии которых есть звук [Й], определить место звука [Й] в словах:

майка, попугай, муха, книги, дом, чайник, ручей, чайка, лайка.

-Поставьте фишки в нужные клеточки (начало, середину или конец слова).

6. Игра «Су-джок». (Дети встают полукругом и сопровождают его движением).

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

7.  Игра «Живое слово», а остальные выкладывание слов за столом.

- Откройте кассы и найдите букву Й.

- Выложите слово мой (майка, сарай)

- Сколько слогов в слове? Лей - ка, ли - ней - ка, май - ка, чай - ка, во - ро - бей, чай, ру - чей, по - пу - гай, чай - ник.

8. Физкультминутка «Деревья»

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. 

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. 

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. 

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. 

 Мы размялись от души

И на место вновь спешим. 

9. Игра с мячом «Разноцветные попугайчики»

- Кеша хочет показать вам фотографии своих друзей - попугаев которые живут в Африке.

Подобрать как можно больше слов - признаков, отвечающих на вопрос «какой?».

(Зелёный, белый, синий, красный, разноцветный.)

- Какой последний звук во всех этих словах? ([Й])

10. Печатание в тетради.

- Буква Й.

Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

- Слова под диктовку: мой, майка, сарай.

- Предложения: Мой папа умный. (Дополнительное задание)

11. Итог занятия.

- С какой буквой нас познакомил попугай?

Кеша благодарит за помощь детей.

Дарит им на прощание картинки-раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К.

Закрепление пройденного материала. Дифференциация звуков [к] и [к\']...

Конспект занятия по обучению грамоте с элементами театрализации «Поездка в цирк» в подготовительной к школе логопедической группе Тема: Звук и буква «Ц»

В своей работе с детьми с ОНР регулярно использую элементы театрализованной игры с целью введения   детей в мир  сказки.      Используя сказочные игровые ситуац...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки [ф] И [ф’]. Буква «Ф».

Категория обучаемых: Подготовительная к школе коррекционная группа(дети с ЗПР).Цель: учить выделять звуки [ф] и [ф’]: изолированно, в слогах, в словах.Задачи:Учить выделять звуки [ф] и [ф&rsquo...

Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной логопедической группы тема: Звук [с]. Буква «с»

Занятие по развитию фонематического слухадля детей подготовительной логопедической группытема: Звук [с]. Буква «с»...

Конспект 2 занятия в старшей группе Тема «Звук и буква А».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звука А. Учить голосом выделять звук А в словах, определять его место в слове. Учить условно обозначать гласные звуки (фишкой кр...

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква Й»

Цель: познакомить и научить читать детей слоги, слова и предложения с буквой Й.Задачи:Коррекционно-образовательные:-Закрепить навыки  чёткого произношения звука [Й];-продолжать работу по зву...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе тема: «Звук и буква К»

Конспекторганизованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группетема:  «Звук и буква К»...