Конспект фронтального занятия в старшей группе Тема: «Звуки [Г] - [Г']. Буквы Г, г»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фатыхова Ильвина Филюсовна

Конспект фронтального занятия в старшей группе

Тема: «Звуки [Г] - [Г']. Буквы Г, г»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в старшей группе

Тема: «Звуки [Г] - [Г']. Буквы Г, г»

Подготовила:  Фатыхова И.Ф

Цель: познакомить со звуками [г] - [г'], буквами Г, г.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Познакомить со звуками [г] - [г'].
  • Упражнять в акустико-артикуляционной характеристике звуков [г]-[г’].
  • Упражнять в выделении их среди звуков, в слогах, из состава слова
  • Упражнять в дифференцировании звуков по твёрдости-мягкости.
  • Упражнять в звуковом анализе слов.
  • Упражнять в чтении слогов.
  • Упражнять в письме букв.
  • Упражнять в конструировании буквы из картона.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать правильное дыхание.
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать зрительное восприятие, память, мышление, внимание.
  • Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самодисциплину.
  • Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Оборудование: предметная картинка с изображением гусыни с гусятами; предметные картинки с изображением гусыни и гусенка; индивидуальные зеркала; предметные картинки с изображением гнома, гвоздей, гриба, пингвина, тигра, бегемота, сапог, гитары, снегиря, гири; карточки зеленого и синего цвета с колокольчиками для обозначения звуков; карточки для чтения; тетради; простые карандаши; полоски картона двух длин.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Игра «Самый внимательный»

Логопед называет первый звук в имени ребенка. Ребенок садится, когда слышит свой звук.

  1. Артикуляционная гимнастика:

«Лопаточка» -улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Горка» -улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

«Чашечка» – рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов

«Иголочка» -        язык        высунуть        далеко        вперед,        напрячь,        сделать        узким. Удерживать на счет до 5.

  1. Знакомство со [г], [г']

Отгадывание загадки.

На пруд шагает Капитан, За ней - матросы по пятам.

Идут вразвалочку И вспотыкалочку.

Пушистые матросики. Лопаткой - носики.

(Гусыня и гусята)

Логопед вешает на доску картинку с изображением гусыни и гусят.

  • Молодцы! К нам сегодня в гости пришла гусыня Гыса со своими гусятами.
  • Скажите, как гогочет гусыня?

Дети гогочат.

  • Молодцы! Послушайте: га. Назовите первый звук
  • А как гогочат гусята? Послушайте: гя-гя-гя. Назовите первый звук.

  1. Дыхательная гимнастика «Гуси шипят»

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс.

Под счет «раз, два, три, четыре» дети вытягивают шею, произносят на удлиненном выдохе [ш]. Повторить 4-5раз в медленном темпе.

  1. Анализ артикуляции [г], [г']. Характеристика звуков

  • Произнесите [г], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Расскажите о произношении [г].

Губы в улыбке. Зубы обнажены, разомкнуты. Кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов. Задняя часть спинки языка упирается в мягкое небо. Воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и мягким небом. Голос включается.

  • Произнесите [г']. Расскажите, как вы его произносите.

При произношении [г'] кончик языка упирается в нижние зубы.

Логопед вместе с детьми охарактеризовывает звуки. Звук [г] согласный, твердый, звонкий.

Звук [г'] согласный, мягкий, звонкий.

  1. Развитие фонематического слуха

  • Игра «Хлопни – топни» (среди звуков)

Когда дети слышат [г], хлопают в ладоши. Когда слышат [г'], топают ногами.

Упражнение проделывается стоя.

Гуси громко гоготали, Свои звуки называли. Звуки их определи. Хлопни или топни ты.

К, м, сь, з, г, р, гь, ль, нь, д, бь, т, г, гь.

  • Игра «Эхо» (в слогах)

Дети повторяют за логопедом. Упражнение выполняется индивидуально.

Га – гя – га

Го –гу –го

Ги – ге – гэ

Ги – гу –ге

Гу – гы- га

Гэ – ге –гэ

Аг – ог – иг

Гы – ги – гэ

Га – го –ги

  • Игра «Помоги гусыне Гысе и гусенку Гисе»

- Ребята, гусыня и гусенок Гися приготовили для вас картинки с нашими звуками. Но вот только пока шли от своего пруда, все картинки

смешались. Поможем разделить их. Гусыня несла картинки со звуком [г], а гусенок Гися – со звуком [г'].

На магнитной доске прикреплены картинки предметные. Дети выходят к доске, берут картинку и прикрепляют ее к гусыне или к гусенку в зависимости от звука внутри слова.

  1. Физминутка «Гусь»

На лугу гуляет гусь,

Хотьба на месте.

Эту птицу я боюсь:

Скрестить руки на груди.

Гусь шипит и нападает,

Соединять руки перед собой и разъединять.

Кверху крылья распускает.

Поднять руки. Хворостинку я возьму, Наклониться вниз.

Убегать теперь ему.

Бег на месте.

  1. Знакомство с буквами Г, г

Гусыня гогочет: «Га – га – га!» Какую букву принесла вам она?

  • Молодцы! Букву Г. Посмотрите на большую и маленькую буквы г. Скажите, из скольких элементов они состоят? Какие это элементы, назовите. Чем похожи и чем отличаются буквы?

Не гусь, не галка буква Г,

А цапля на одной ноге.

  1. Письмо буквы в воздухе, на столе. Конструирование буквы Г

Дети пишут букву Г указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.

Затем логопед раздает детям по две полоски разной длины, и дети при помощи клея конструируют букву Г.

  1. Развитие пространственных представлений. Игра «Зачеркни неправильно написанные буквы Г»

На доске мелом нарисованы знаки.

  • Ребята, гусыня для вас приготовила еще одно задание. Зачеркните неправильно записанные буквы Г.

  1. Чтение слогов

Логопед на доске магнитной вывешивает карточки с слогами. Причем там есть слоги не с буквой Г. Дети индивидуально выходят, находят с нужной буквой слог, читают его и присаживаются на место.

  1. Печатание буквы

Дети печатают буквы Г, г в своих тетрадях простым карандашом.

  1. Итог НОД

  • Ребята, с какими звуками познакомились?

-Чем звуки похожи и чем отличаются?

  • Из каких элементов состоит буква Г?
  • Приведите примеры слов со звуками [г], [г'].

Логопед вместе с детьми анализирует работу детей.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ш».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Ш"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Т. В гости к медвежонку Топу"....

Конспект фронтального занятия в старшей группе Тема: «Весна!»

Составитель: Учитель-логопед: Шодик  Н.И.  Фронтальное   занятие в  старшей  группеТема:  «Весна!»Цель: Расширение кругозора  детей,...

Конспект 2 занятия в старшей группе Тема «Звук и буква А».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звука А. Учить голосом выделять звук А в словах, определять его место в слове. Учить условно обозначать гласные звуки (фишкой кр...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звук [У]. Буква У.

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Автоматизировать звук [У].Познакомить детей с буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Развивать общую и мел...