Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ш».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Подкорытова Юлия Александровна

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Ш".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_sh.docx47.43 КБ

Предварительный просмотр:

1 неделя февраля.

Тема: Звук и буква Ш.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

  • Познакомить детей со звуком Ш и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.
  • Познакомить с графическим обозначением звука Ш – буквой Ш.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать навык звукового анализа односложных слов.
  • Обогащать активный словарь по теме «Мебель».
  • Развивать связную речь.
  • Развивать психические процессы.

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.
  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.

Оборудование: мультимедийное оборудование, схема для характеристики звуков, наборы символов для звукового анализа, панно дом, картинки с изображением мебели, карточки с контуром буквы Ш, карандаши.

Ход занятия:

Этап.

Слова и действия логопеда.

Слова и действия детей.

  1. Орг. момент.

1. Психогимнастика. (Презентация слайд № 1.)

Вокруг себя повернись и в маленьких мышат превратитесь. Увидели мышата большую серую кошку. Покажите, как они испугались. Побежали они скорей от кошки, спрятались в своем домике – норке. Успокоились и расслабились. Вокруг себя повернись и снова в ребят превратись.

  1. Основная часть.

2. Артикуляционная гимнастика. (Презентация слайд № 2.)

Послушайте историю про маленького мышонка. Проснулся мышонок утром. Улыбнулся солнышку. Открыл окошко. Отправился на кухню печь блинчики.  Налил себе чашечку вкусного чая. А потом стал кушать блинчики с очень вкусным малиновым вареньем.

3. Упражнение на дыхание. Фонетическая зарядка «Шина лопнула».

После завтрака Мышонок Мыша хотел приехать к нам в гости на своей машине. Решил он сначала накачать насосом шины. Ш…Ш…Ш (произносим звук отрывисто), сел он в свою машину, да вот только он отьехал от дома, так тут же проколол шину гвоздем и воздух стал выходить из шины: ШШШшшш… (звук произносится плавно с переходом на шопот).

4. Сообщение темы занятия. Артикуляция, характеристика, символ звука.

Не смог мышонок отправиться к нам и поэтому мы сами отправимся в гости к мышонку Мыше и познакомимся с новым звуком. Давайте присядем на свои места.

Ребята скажите, когда выходил воздух из шины, какой звук мы произносили? Правильно звук Ш. Возьмите зеркала.

Анализ артикуляции: Когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. А теперь теплой воздушной струей подуем на язычок: [ш]. Положите руку на горлышко и произнесите еще раз звук [ш].

Характеристика звука по таблице: Звук [ш] - согласный, глухой, и всегда твёрдый. Звук [ш] мы будем обозначать фишкой какого цвета? Да, всегда фишкой синего цвета.

А в имени Мыша мы слышим звук Ш? А где же мы его слышим?

А теперь нам пора в путь.

5. Развитие фонематического слуха. (Презентация Слайд № 3.)

Путь к домику мышонку лежит через лес. Ветер по лесу раздувает разные звуки, слоги и слова, давайте поймаем в наши ладошки звук Ш. 

Игра «Поймай звук Ш»: ш, п, к, ш, ша, па, ка, шу, шапка, кот, ворона, кошка, карандаш.

6. Слоговые дорожки. (Презентация Слайд № 4.)

Вышли мы из леса и теперь наш путь идет через болото, а на болоте растут камыши и поют веселые песенки. Давайте встанем и аккуратно перейдем через болото, высоко поднимая колени.

Ша-Шо-Шу     Шу-Ша-Ши

Аш-Ош-Уш     Ош-Уш-Иш

Шта-Што-Шту-Шты

7. Звуковой анализ слова шум. (Презентация Слайд № 5.)

Присядем на стульчики. Весело и с песенками мы прошли мимо болота, и подошли к домику мышонка. А из его дома доносятся разные непонятные звуки. Когда раздается много разных шумных звуков, значит, что мы слышим?

Ребята, скажите, какой первый звук мы услышали в слове Шум. Какой это звук? Какой мы слышим второй звук? Какой это звук? Какой слышим третий звук? Какой это звук? Выложим на столах схему слова Шум. А теперь давайте проверим, правильно ли вы выложили схемы?

Что же за шум раздается из домика, давайте прислушаемся? Мышонок решил в своем домике к нашему приходу сделать перестановку и переставить красиво в домике мебель. Но не успел. А мы с вами ему сможем помочь?

8. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук - пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». Нам нужно много сил, чтобы расставить мебель, поэтому разомнем наши пальчики.

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.

Загибаем  пальчики на каждое название мебели.

Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.

9. Развитие связной речи.

Возьмите себе любую картинку. По очереди называйте, что у вас на картинках, для чего нужен этот предмет мебели и куда мы его поставим? Я начну. Это вешалка. На нее можно вешать одежду. Я повешаю ее в прихожей.

10. Позиция звука в словах, деление слов на части. Ребята, скажите в каких названиях мебели есть звук Ш? Давайте определим, где же в этих словах он спрятался? В начале, середине или в конце? Давайте теперь узнаем, а сколько же в этих словах слогов.

11. Буква Ш. (Презентация Слайд № 6.)

Мышонок Мыша благодарит вас за то, что вы помогли поставить мебель в его домике, и хочет вам подарить свою любимую букву. Возьмите карточки на столах и карандаш. Это буква Ш. Домик звука Ш. Он живет в этом домике один.

Буква Ш, как гребешок.

Куклу причеши, дружок!

Три зубца рядочком ставим

И внизу соединяем.

Нам нужно красиво раскрасить букву. Каким цветом будем раскрашивать?

Ш…Ш…Ш

ШШШшшш…

Звук Ш.

Фишкой синего цвета.

Да.

В середине слова.

Шум.

Ш – согласный, глухой, всегда твердый.

У – гласный.

М – согласный, звонкий, твердый.

Составляют свои рассказы.

Вешалка, шкаф.

Раскрашивают букву Ш.

  1. Подведение итогов занятия.

Гусь этим звуком всех пугает,

Его произносит змея,

Из проколотой шины он вылетает

Звук этот скажите, друзья!

Что понравилось на занятии? А что не понравилось? Что было сложно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы

Конспект логопедического занятия в старшей группеТема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Петрушка покупает посуду.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Петрушка покупает посуду....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Т. В гости к медвежонку Топу"....

Конспект 2 занятия в старшей группе Тема «Звук и буква А».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звука А. Учить голосом выделять звук А в словах, определять его место в слове. Учить условно обозначать гласные звуки (фишкой кр...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звук [У]. Буква У.

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Автоматизировать звук [У].Познакомить детей с буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Развивать общую и мел...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Гласные звуки и буквы.

Тема. Гласные звуки.Цели.1.Коррекционно-образовательная.Дифференцировать гласные звуки.Соотносить звук с буквой.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание....