Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рогачевских Наталья Андреевна

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ura_urok._bukva_r.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква Р

Цель: Учить различать звуки [р]-[р'].

Задачи:

- Учить детей правильно произносить и различать звуки [р]-[р'], давать им характеристику, опираясь на звуковой профиль;

- Закрепить правильное произношение звука [р] в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.

- Развивать фонематическое восприятие;

- Учить определять позицию звука в словах.

- Совершенствовать навык анализа предложений

- Развивать фонематические  представления, мышление, артикуляционную, общую и тонкую  моторику, слуховое внимание.

- Развивать навыки звукового анализа и синтеза слов.

- Обучать детей работать в командах, сообща, развивать коммуникативные навыки.

- Ознакомить с буквой Р.

Материал: Картинки со звуком [р]. Картинка остров, бескозырки, фишки для звукового анализа слов, фишки-домики для анализа предложений.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Дети входят в группу.

- Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте повернемся к гостям поздороваемся и улыбнемся, улыбнемся друг другу.

 

Повторим правило:

Каждый день всегда, везде

На занятии в игре.

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Давайте ребята вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки  от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Логопед. Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. А на чём мы будем путешествовать - догадайтесь сами! Соберите детали.

Дети. На корабле.

Логопед. Я приглашаю вас в путешествие на корабле (дети надевают бескозырки). Сегодня мы познакомимся со звуками [р][р'] и буквой р. Отправляемся. Я капитан.

Поднимаемся по трапу. Размещаемся в каютах (дети садятся в импровизированный корабль). Отдать швартовы! Берем курс на остров.

Поставьте зеркало перед собой. Спинка прямая, ножки вместе.

Выше моря, ниже неба, 

Волны плещутся у ног.                                    Качели

Плывет-плывет кораблик
На запад, на восток,                                         Часики


Канаты - паутинки,
А парус - лепесток.                                          Парус

На палубе матросы - 
Бегут, снуют, спешат,                                     Грибок

Вместе с капитаном

Мотор завести хотят. (Р-р-р)

Характеристика звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Логопед: Посмотрите в зеркало. Давайте произнесем звук [р] все вместе.

Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, губы улыбаются, между зубами есть небольшая щель, где находится язык (наверху). Действительно кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. Как вы думаете звук [р] гласный или согласный? (Согласный)

Приложите руку к горлышку, произнесите это звук и определите он глухой или звонкий? (Звонкий).

Логопед.  Твердый или мягкий?

Дети. Твердый.

Логопед.  Верно, это  согласный твердый звонкий звук.  

Логопед. Превратите его в мягкий звук, что получится?

Дети. Рь-рь-рь.

Логопед. Дайте характеристику звуку [р'].

Дети. Он согласный, звонкий, мягкий на схеме обозначаем зеленым кружком.

Логопед. Итак, ребята, что общего у звуков [р] и [р’]? Посмотрите на доску.

Ответы детей. Они согласные, звонкие.

Логопед. А чем они отличаются друг от друга? (Звук р - твердый, а звук р’ – мягкий.)

Приготовьте сигналы сейчас вы покажите синий сигнал если услышите твердый звук [р] и зеленый если услышите мягкий звук [р']

Моряк, рыба, якорь, иллюминатор, трап, река, парус.

Произношение звука [р] в слогах.

          Плывем, а волны бьются о борт корабля: бра-бро-бру, пра-про-пру, дра-дро-дру, гра-гро-гру (дети повторяют за логопедом слоговые цепочки)

Логопед. Что вы сейчас произнесли? (Слоги)         

Развитие фонематических представлений

Чтобы в путешествии не было скучно поиграем в игру «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «р» (ра, бо, пы, ры, га, ва, ро, рыба, вода, рак, мак, водоросли, команда, трап, клад, труба, палуба, матросы...) Молодцы, ребята, все были внимательны!

Произношение звука [р] в словах.

          Кажется, прямо по курсу показался остров! (на магнитную доску логопед помещает картину острова с тропическими растениями)

          Но, где же все? Почему нас никто не встречает. Вспомните животных в названии которых есть звук [р]. Определите позицию этого звука в слове.

Физминутка «Море»

Проходите все сюда отдохнуть пришла пора.

Море очень широко,                (Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.               (Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,       (Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.        (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Упражнение «Составь схему» [Совершенствование навыка звукового анализа слов]

На столе рыбки на скрепках.

Логопед. - Моряки, речники очень любят ловить рыбу.

- А вы знаете названия рыб? (карась, осетр, гурами, Гарибальди, рыба-зебра, красноперка, форель, угорь, склярия). (перечисляют)

- А знаете ли вы название рыб со звуком [р]? А где можно назвать такую информацию? Давайте вы дома спросите у родителей или посмотреть в книгах или Интернете.

Я вам предлагаю тоже поймать по одной рыбке. Дети ловят рыбу.

Рыбки эти не простые, рыбки эти звуковые. Присаживайтесь на свои места. Сделайте звуковой анализ слова Рыба.

Дети раскрашивают карандашом. Логопед задает контрольные вопросы.

Произношение звука [р] в предложениях.

Давайте составим предложения о животных, которых мы встретили на острове.

Какое предложение получилось у тебя Алина? А у тебя Егор?

Логопед. Составьте предложение из слов:

Остров, жираф, красивый, живет, на.

Дети составляют предложения.

Логопед. Какое предложение получилось?

Упражнение «Составь схему» [Совершенствование навыка анализа предложения]

Логопед ставит на столы контейнера с фишками.

Логопед. Давайте сосчитаем слова в этом предложении и составим его схему. Перечислите слова по порядку.

Дети.  Красивый жираф живет на острове.

Логопед. Составьте схему.

Логопед. Почему первый домик не такой как все, а с высокой крышей?

Дети. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Логопед. Сколько всего слов в этом предложении?

Дети. В этом предложении  5 слов.

Логопед. Назови первое? Второе? И т.д.

Логопед. Что мы поставим в конце предложения. (Точку)

Логопед. Верно. Молодцы! Разберите схемы.

Показ буквы Р. Нахождение среди других букв.

Логопед. Вот ребята буква Р.                 

Букву Р писать несложно.

Справа к палке осторожно.

Пририсуем мы кружок.

И получится флажок.

Логопед. На что похожа буква Р. (Ответы детей)

Логопед. А теперь я вам предлагаю выбрать картинки, которые на ваш взгляд похожи на букву Р (Дети проходят к мольберту и выбирают картинки)

Логопед. Скажите из каких элементов состоит буква Р?

Дети.   Палочка и полукруг.

Логопед. Куда направлена буква вправо или влево?

Дети. Вправо.

Правильно. Сконструируйте букву Р из гороха. (Работа в парах) Дети выполняют задание.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.

Паруса подниму,
Синим морем поплыву.

А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.

Работа с раздаточным материалом [Развитие тонкой моторики, зрительного внимания]

Я для вас приготовила заколдованные картинки. Переверните листочки, возьмите цветной карандаш, найдите и закрасьте все фрагменты с буквой Р.

- Что у вас получилось?

- Я вам предлагаю взять этот корабль домой. А вечером вы покажите его мамам и папам, и расскажите где мы сегодня побывали и с каким звуком познакомились.

Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Логопед. Подошло к концу наше путешествие. Раз, два, три повернись и в группе окажись. Что сегодня для вас было самым интересным?

Какое задание было самым трудным?

Логопед. Я благодарю вас и очень хочу, чтобы вы росли здоровыми, красивыми, трудолюбивыми и всегда дружили со звуком [р].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук и буква ы».

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква ы»....

конспект логопедического занятия в подготовительной группе.Тема: "Гласные звуки и буквы"

Обобщить знания о гласных звуках и буквах; закрепить умение делить слова на слоги, выделять голосом ударный гласный звук; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова; упражнять в употреблении...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ш».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Ш"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Т. В гости к медвежонку Топу"....

Логопедическое занятие в подготовительной группе ТЕМА: «Звук и буква У».

Логопедическое занятие в подготовительной  группе         ...