Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук и буква ы».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Подкорытова Юлия Александровна

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква ы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_nedelya_oktyabrya_zvuk_i_bukva_y_zanyatie_2.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква ы».

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

—        познакомить детей со звуком и буквой ы;

—        научить характеризовать звук ы по акустическим и артикуляционным признакам;

—        формировать умение проводить анализ звукового ряда, выделять первый звук, второй, третий.

—        формировать навык определять место звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

—        развивать у детей мелкую, общую и артикуляционную моторику;

—        развитие дыхания и голоса.

Коррекционно-воспитательная:

—        воспитывать аккуратное обращение с раздаточным материалом.

Оборудование: зеркала, мультимедийная презентация, наборы с цветными фишками для выкладывания звуковой схемы, счетные палочки и верёвочка для выкладывания буквы.


Ход занятия

Этапы

Слова логопеда

Примерные ответы детей

  1. Организационный момент.

- Мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.

«Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу детям плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Дети продолжали плыть. Теплоход опять загудел: Ы-Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут). Они на лодочке ловили рыбу и ныряли в воду и плавали (Показать движения)».

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Чтобы мы могли красиво отвечать на мои вопросы сделаем артикуляционную гимнастику.

«Улыбочка»  растянуть губы в улыбке.

«Трубочка» – вытянуть губы вперед.

«Улыбочка»  «Трубочка».

«Окошко» – широко открыть рот.

«Окошко открываем и закрываем».

«Орешки» – кончик языка оттягивает правую щёку, левую.

Выполняют артикуляционные упражнения.

  1. Работа над развитием дыхания и голоса.

Положить на нижнюю губу блинчик и подуть на кончик языка.

  1. Объявление темы занятия.

Педагог: кто помнит из рассказа, как гудел теплоход? (Ы-Ы-Ы-Ы). Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с этим звуком.

  1. Аккустико-артикуляционный образ звука.

- О каком звуке мы сегодня будем говорить? Какой это звук?

Как мы ставим губки?

Зубки открыты или закрыты?

Язычок куда-нибудь поднимается или лежит за нижними зубами?

Мешает ли что-нибудь при его произношении?

А мы можем этот звук пропеть?

Возьмем невидимую ниточку и протянем звук ы. Тянем длинную ниточку.

Теперь тянем короткую ниточку.

О звуке Ы.

Гласный.

Открыты, в форме овала.

Зубки открыты.

Язычок лежит за нижними зубками.

Преграды нет.

Можем пропеть.

Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы.

Ы-ы-ы-ы-ы.

  1. Развитие фонематического слуха.

Чтобы звук ы от нас никуда не убежал, нам нужно поймать все звуки ы. Слушаем внимательно и хлопаем когда услышим звук [ы[.

Какое мы знаем правило про звуки.

«Звуки мы слышим и произносим.»

Игра «Сломанный телевизор».

Молодцы звук [ы] мы поймали и он поселился в наших ротиках.

Встаем со стульчиков!

  1. Развитие мелкой моторики.

Чтобы пальчики нас слушались сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулаки)

Листья березы,

листья рябины,

листья тополя,

листья осины,

листья дуба мы соберем (загибают пальцы, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем («шагают» по столу средним и указательным пальцами).

Выполняют инструкцию.

Проговаривают вместе с логопедом.

  1. Связь звука и буквы.

Все звуки живут в особых домиках.

Как они называются? Правильно буквы.

В каком домике живет звук [ы]? Правильно.

Все на свете рыбаки

Очень любят букву Ы.

Без Ы не будет рыбы,

За это Ы спасибо.

В какую сторону смотрит животик у буквы? Выложим букву ы из палочки и веревочки на столах.

Буквы.

В букве «ы».

В правую.

  1. Закрепление звука в словах.

У наших девочек звуковичков есть еще одна подружка девочка звуковичок.

Какой звук она вам произносит?

У всех наших девочек звуковичков, есть имена, а у этой девочки нет имени. А все потому, что звук Ы очень стеснительный звук. Он боится вставать в начало слов. И слов, которые начинались бы на звук Ы, нет в русском языке. Звук Ы в словах мы можем услышать в середине или в конце. Давайте посмотрим на экран и узнаем в каких слова есть звук ы и попробуем определить где мы услышим звук Ы.

Ы.

  1.  Физминутка.

Мы листики осенние

На веточках сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

  1.  Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ звуковых рядов ыа, оуы. Выкладывание на столах символов.

  1. Итог занятия.

С каким звуком познакомились? Какой это звук? Вспомните слова со звуком Ы в названии.

  1. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы

Конспект логопедического занятия в старшей группеТема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Петрушка покупает посуду.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Петрушка покупает посуду....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ш».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Ш"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа».

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Т. В гости к медвежонку Топу"....

Конспект 2 занятия в старшей группе Тема «Звук и буква А».

Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять правильное произношение звука А. Учить голосом выделять звук А в словах, определять его место в слове. Учить условно обозначать гласные звуки (фишкой кр...