Этапы занятия | Слова логопеда | Примерные ответы детей. |
|
1. Организационный момент.
| - Ребята, сейчас время года зима. На улице холодно, выпало много снега. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в зимний лес. В лесу тоже много снега и лежат кругом высокие сугробы. - А что нам нужно чтобы пройти через высокие сугробы по снегу? Лыжи и лыжные палки конечно. Оденем на ноги лыжи, возьмем в руки лыжные палки и отправимся в дорогу. Я пойду первой, а вы за мной друг за другом. Мои лыжи скользят по снегу и раздается такой звук Хь-Хь-Хь-Хь. Готовы? Ну тогда вперед.
- Хь-Хь-Хь-Хь.
Долго мы шли и оказались на лесной полянке. Отложим палки. Снимем лыжи. Подышим свежим, морозным воздухом! Вдох носиком, выдох ротиком. В лесу холодно у нас замерзли ручки. Погреем их. Вот так. Х-х-х-х.
|
- Лыжи и лыжные палки.
- Хь-Хь-Хь-Хь.
Х-х-х-х. | Слайд 1. |
2. Сообщение темы занятия.
| Пока мы грели ручки я, увидела, что кто-то прячется под елочкой. Ой да это же наши звуковички. Ребята знаете, что с ними приключилось? Том и Тим шли к вам в гости через лес и несли красивые елочные игрушки. А по дороге встретили озорных зверят Бельчонка, Зайчонка и Лисенка. Они обхитрили их и спрятали игрушки. Том и Тим просят вас помочь. - Поможем им? Хорошо. Они вернут нам игрушки, если мы выполним их задания.
|
Да. | Слайд 1. |
3. Развитие артикуляционной моторики.
| Первым к нам прибежал озорной бельчонок.
Он отдаст нам игрушки, если мы научим его, делать артикуляционную гимнастику для губ и язычка. Смотрим на экран и следим за цифрами.
Улыбка Заборчик Качели маленькие. Чистим нижние зубки Надуем правую щеку, потом левую.
Молодцы! Очень хорошо! Бельчонок научился делать артикуляционную гимнастику. А за это он отдает нам спрятанные игрушки.
|
| Слайд 1.
Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6.
Слайд 7. |
3. Характеристика [х], [х’] по артикуляционным и акустическим признакам (с опорой на схему).
| Убежал бельчонок и прибежал веселый зайчонок.
- Ребята скажите какой звук мы слышали, когда лыжи скользили по снегу? Хь-Хь-Хь.
- А когда мы дули на ладошки какой звук произносили? Х-Х-Х.
Зайчонок хочет, чтобы мы научили его произносить эти звуки, и тогда он отдаст нам игрушки. Давайте ему расскажем, как же мы произносим эти звуки.
- Кто самый смелый, кто сможет рассказать, как нужно поставить губки и язычок, чтобы эти звуки произнести?
- А кто расскажет, какие это у нас звуки?
- Ребята, а это разные или одинаковые звуки? А что у них разного?
Теперь зайчонок умеет правильно произносить звуки [Х], [Х’] и возвращает нам еще игрушки.
Возьмем наших звуковичков с собой и пройдем на лесную полянку, сядем на пенечки.
|
Хь-Хь-Хь.
Х-Х-Х.
При произнесении звуков [х], [х’] рот открыт, язык выгибается горкой, изо рта выходит тёплая воздушная струя, голосовые связки не работают. Эти звуки согласные, глухие, бывают твёрдыми и мягкими. Х – твердый, Хь – мягкий.
| Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10. |
5. Дифференциация [х] – [х’] на слух и в произношении:
| А теперь к нам прибежал хитрый лисенок.
Ребята, он не может разобраться какой звук твердый, а какой мягкий. Научим его не путать их. Сыграем в игру «Сигнальщики».
Возьмите карточки. Слушайте меня внимательно.
Из ряда звуков: х, хь, хь, х, х, хь. Из ряда слогов: ха, хи, хе, хэ, ух, ох. Из ряда слов: Хомяк, хижина, охотник, духи, петухи.
Вот теперь лисенок не будет путать эти звуки и вернул нам все остальные игрушки. Том и Тим простили озорников и предлагают вам украсить елочку для зверят. Я на полянке видела одну очень красивую. Пройдем к этой елочке.
|
Дети поднимают карточку вверх синим или зеленым квадратом вверх, в зависимости от того, твёрдый или мягкий звук они слышат.
| Слайд 11. |
6. Пальчиковая гимнастика «Елочка».
| В лесу на полянке холодно. Согреем пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику.
Перед нами елочка: | Пальцы рук сплетены, из больших пальцев – верхушка «елочки». | Шишечки, иголочки. | Кулачки, указательные пальчики выставлены.
| Шарики, фонарики, | «Шарики» из пальцев вверх, вниз | Зайчики и свечки, | «Ушки» из указат. и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты.
| Звезды, человечки. | Ладони сложены, пальцы растопырены, средний и указательный стоят на столе. |
|
| Слайд 12. |
7. Игра «Украсим Елочку» (с ориентацией на первый согласный звук)
| Теперь можно и елочку украсить. Посмотрите на каждой игрушке есть картинка. Вешать будем только те игрушки, в которых в начале слова слышится звук Х или Хь. Молодцы красивая получилась елочк?
|
|
|
8. Определение позиции «х» в словах (по картинкам).
| А теперь Том и Тим хотят проверить, как вы научились искать звуки в словах. Пройдем снова к нашим пенечкам на полянку. Будем искать в словах звук Х. Какой у этого звука характер? Правильно твердый. Каким символом мы обозначаем звук Х? Правильно, маленьким синим кружочком. Достанем его. Возьмем наши домики с окошками. Слушаем слова внимательно.
| Дети определяют позицию звука [х] в словах «петух», «хобот», «хомяк» опираясь на слуховое восприятие, передвигают символ звука Х в зависимости от того, где слышится звук [х] в этих словах – в начале или в конце слова. | Слайд 13. Слайд 14. Слайд 15.
|
9. Знакомство с буквой «Х».
| Звуки Х, Хь живут в одном домике – в букве Х.
Две палочки скрестили, Букву Х мы получили.
Скажите сколько в этой букве палочек? Правильно две. Эту букву можно сделать из пальчиков, из ручек, сделаем ее. А можно сделать из счетных палочек. Возьмем 2 счетные палочки и выложим букву Х из счетных палочек. Конструктор «Собери букву».
А теперь давайте посмотрим на что же похожа буква Х. Игра «На что похожа буква».
|
| Слайд 16.
Слайд 17. |
10. Итог занятия.
| Лесным зверятам очень понравилось с вами сегодня заниматься и они приготовили для вас подарочки – снежинки, чтобы вы могли украсить свою группу в детском саду. - Вам понравилось занятие? - А что понравилось? Попрощаемся с ними. А нам снова пора в детский сад. Наденем лыжи, возьмем палки и в дорогу. Наши лыжи скользят: Хь-Хь-Хь.
|
| Слайд 18. |