Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звуки [Х], [Х’]. Буква Х.»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

    Подкорытова Юлия Александровна

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений.

    «Звуки [Х], [Х’]. Буква Х.»

    Цели занятии:

    Коррекционно-образовательная:

    —        Научить детей характеризовать звуки [х], [х’] по акустическим и артикуляционным признакам.

    —        Закреплять умение дифференцировать звуки [х]-[х’] на слух и в произношении.

    —        Упражнять детей в определении места звуков в словах;

    —        Знакомство с графическим образом буквы «х».

    Коррекционно-развивающие:

    —        Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

    —        Развивать голос и дыхание;

    —        Развивать фонематические процессы.

    Коррекционно-воспитательная:

    —        Воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и речь окружающих.

    Оборудование: Звуковички Том и Тим, мультимедийная презентация, конструкторы «Собери букву», елочка, елочные игрушки с картинками, в названии которых есть звуки [Х], [Х’], цветные фишки, дидактическое пособие «Домик».


    План занятия:

    1. Организационный момент. Слайд 1.

    2. Сообщение темы занятия. Слайд 1.

    3. Развитие артикуляционной моторики. Слайд 1-7.

    4. Характеристика [х], [х’] по артикуляционным и акустическим признакам (с опорой на схемы). Слайд 8-10.

    5. Дифференциация [х] – [х’] на слух и в произношении. Слайд 11.

    6. Пальчиковая гимнастика «Елочка». Слайд 12.

    7. Игра «Украсим Елочку» (с ориентацией на первый согласный звук) Слайд 12.

    8. Определение позиции «х» в словах (по картинкам). Слайд 13-15.

    9. Знакомство с буквой «Х». Слайд 16-17.

    10. Итог занятия. Слайд 18.


    Ход занятия.

    Этапы занятия

    Слова логопеда

    Примерные ответы детей.

    1. Организационный момент.

    - Ребята, сейчас время года зима. На улице холодно, выпало много снега. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в зимний лес. В лесу тоже много снега и лежат кругом высокие сугробы.

    - А что нам нужно чтобы пройти через высокие сугробы по снегу? Лыжи и лыжные палки конечно. Оденем на ноги лыжи, возьмем в руки лыжные палки и отправимся в дорогу. Я пойду первой, а вы за мной друг за другом. Мои лыжи скользят по снегу и раздается такой звук Хь-Хь-Хь-Хь. Готовы? Ну тогда вперед.

    - Хь-Хь-Хь-Хь.

    Долго мы шли и оказались на лесной полянке. Отложим палки. Снимем лыжи. Подышим свежим, морозным воздухом! Вдох носиком, выдох ротиком.

    В лесу холодно у нас замерзли ручки. Погреем их. Вот так. Х-х-х-х.

    - Лыжи и лыжные палки.

    - Хь-Хь-Хь-Хь.

    Х-х-х-х.

    Слайд 1.

    2. Сообщение темы занятия.

    Пока мы грели ручки я, увидела, что кто-то прячется под елочкой. Ой да это же наши звуковички. Ребята знаете, что с ними приключилось? Том и Тим шли к вам в гости через лес и несли красивые елочные игрушки. А по дороге встретили озорных зверят Бельчонка, Зайчонка и Лисенка. Они обхитрили их и спрятали игрушки. Том и Тим просят вас помочь.

    - Поможем им?

    Хорошо. Они вернут нам игрушки, если мы выполним их задания.

    Да.

    Слайд 1.

    3. Развитие артикуляционной моторики.

    Первым к нам прибежал озорной бельчонок.

    Он отдаст нам игрушки, если мы научим его, делать артикуляционную гимнастику для губ и язычка. Смотрим на экран и следим за цифрами.

    Улыбка                                               

    Заборчик                                           

    Качели маленькие.

    Чистим нижние зубки

    Надуем правую щеку, потом левую.

    Молодцы! Очень хорошо! Бельчонок научился делать артикуляционную гимнастику. А за это он отдает нам спрятанные игрушки. 

    Слайд 1.

    Слайд 2.

    Слайд 3.

    Слайд 4.

    Слайд 5.

    Слайд 6.

    Слайд 7.

    3. Характеристика [х], [х’] по артикуляционным и акустическим признакам (с опорой на схему).

    Убежал бельчонок и прибежал веселый зайчонок.

    - Ребята скажите какой звук мы слышали, когда лыжи скользили по снегу? Хь-Хь-Хь.

    - А когда мы дули на ладошки какой звук произносили? Х-Х-Х.

    Зайчонок хочет, чтобы мы научили его произносить эти звуки, и тогда он отдаст нам игрушки. Давайте ему расскажем, как же мы произносим эти звуки.

    - Кто самый смелый, кто сможет рассказать, как нужно поставить губки и язычок, чтобы эти звуки произнести?

    - А кто расскажет, какие это у нас звуки?

    - Ребята, а это разные или одинаковые звуки? А что у них разного?

    Теперь зайчонок умеет правильно произносить звуки [Х], [Х’] и возвращает нам еще игрушки.

    Возьмем наших звуковичков с собой и пройдем на лесную полянку, сядем на пенечки.

    Хь-Хь-Хь.

    Х-Х-Х.

    При произнесении звуков [х], [х’] рот открыт, язык выгибается горкой, изо рта выходит тёплая воздушная струя, голосовые связки не работают.

    Эти звуки согласные, глухие, бывают твёрдыми и мягкими. Х – твердый, Хь – мягкий.

    Слайд 8.

    Слайд 9.

    Слайд 10.

    5. Дифференциация [х] – [х’] на слух и в произношении:

    А теперь к нам прибежал хитрый лисенок.

    Ребята, он не может разобраться какой звук твердый, а какой мягкий. Научим его не путать их.

    Сыграем в игру «Сигнальщики». 

    Возьмите карточки. Слушайте меня внимательно.

    Из ряда звуков: х, хь, хь, х, х, хь.

    Из ряда слогов: ха, хи, хе, хэ, ух, ох.

    Из ряда слов: Хомяк, хижина, охотник, духи, петухи.

    Вот теперь лисенок не будет путать эти звуки и вернул нам все остальные игрушки.

    Том и Тим простили озорников и предлагают вам украсить елочку для зверят. Я на полянке видела одну очень красивую. Пройдем к этой елочке.

    Дети поднимают карточку вверх синим или зеленым квадратом вверх, в зависимости от того, твёрдый или мягкий звук они слышат.

    Слайд 11.

    6. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

    В лесу на полянке холодно. Согреем пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику.

    Перед нами елочка:

    Пальцы рук сплетены, из больших пальцев – верхушка  «елочки».

    Шишечки, иголочки.

    Кулачки, указательные пальчики

      выставлены.

    Шарики, фонарики,

    «Шарики» из пальцев вверх, вниз

    Зайчики и свечки,

    «Ушки» из указат. и среднего

     пальцев; обе ладони сложены,  пальцы сжаты.

    Звезды, человечки.

    Ладони сложены, пальцы

     растопырены, средний и указательный стоят на столе.

    Слайд 12.

    7. Игра «Украсим Елочку» (с ориентацией на первый согласный звук)

    Теперь можно и елочку украсить. Посмотрите на каждой игрушке есть картинка. Вешать будем только те игрушки, в которых в начале слова слышится звук Х или Хь.

    Молодцы красивая получилась елочк?

    8. Определение позиции «х» в словах (по картинкам).

    А теперь Том и Тим хотят проверить, как вы научились искать звуки в словах. Пройдем снова к нашим пенечкам на полянку. Будем искать в словах звук Х. Какой у этого звука характер? Правильно твердый. Каким символом мы обозначаем звук Х? Правильно, маленьким синим кружочком. Достанем его. Возьмем наши домики с окошками. Слушаем слова внимательно.

    Дети определяют позицию звука [х] в словах «петух», «хобот», «хомяк» опираясь на слуховое восприятие, передвигают символ звука Х в зависимости от того, где слышится звук [х] в этих словах – в начале или в конце слова.

    Слайд 13.

    Слайд 14.

    Слайд 15.

    9. Знакомство с буквой «Х».

    Звуки Х, Хь живут в одном домике – в букве Х.

    Две палочки скрестили,

    Букву Х мы получили.

    Скажите сколько в этой букве палочек? Правильно две. Эту букву можно сделать из пальчиков, из ручек, сделаем ее. А можно сделать из счетных палочек. Возьмем 2 счетные палочки и выложим букву Х из счетных палочек. Конструктор «Собери букву».

    А теперь давайте посмотрим на что же похожа буква Х.

    Игра «На что похожа буква».        

    Слайд 16.

    Слайд 17.

    10. Итог занятия.

    Лесным зверятам очень понравилось с вами сегодня заниматься и они приготовили для вас подарочки – снежинки, чтобы вы могли украсить свою группу в детском саду.

    - Вам понравилось занятие?

    - А что понравилось?

    Попрощаемся с ними. А нам снова пора в детский сад. Наденем лыжи, возьмем палки и в дорогу. Наши лыжи скользят: Хь-Хь-Хь.

    Слайд 18.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы

    Конспект логопедического занятия в старшей группеТема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы...

    Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук и буква ы».

    Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква ы»....

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р...

    Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Петрушка покупает посуду.

    Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук С» Петрушка покупает посуду....

    Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ш».

    Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Ш"....

    Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа».

    Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква Т. В гости к медвежонку Топу"....