конспект логопедического занятия в подготовительной группе.Тема: "Гласные звуки и буквы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Изотикова Наталья Александровна

Обобщить знания о гласных звуках и буквах; закрепить умение делить слова на слоги, выделять голосом ударный гласный звук; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова; упражнять в употреблении предлогов: о, у, а, и; упражнять в составлении предложения по схеме; развивать внимание, мышление, память; продолжать учить работать в коллективе сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема:

Гласные звуки и буквы. Слог, ударение.

        Выполнила:

Учитель-логопед МДОУ д/с №4 «Сказка»

Изотикова Н.А.

Цель:

Обобщить знания о гласных звуках и буквах; закрепить умение делить слова на слоги, выделять голосом ударный гласный звук; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова; упражнять в употреблении предлогов: о, у, а, и; упражнять в составлении предложения по схеме; развивать внимание, мышление, память; продолжать учить работать в коллективе сверстников.

Оборудование:

Символы гласных звуков; гласные буквы (а, о, у, ы, и, э); предметные картинки: кот, кит, дым, дом, сок, сук, лук, лак, бык, бак, лиса, волк, паук, уж, рысь; картинки-схемы: рыба, мак, тигр, жук, малина, трава, сорока; карандаши; силуэты планет; кроссворд «дом».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Психотерапия (психологический настрой детей).

Логопед читает:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети проговаривают с логопедом:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

II. Сегодня на занятии мы повторим гласные звуки и буквы. И для начала вам предлагаю игру «Узнай гласные звуки». Логопед беззвучно артикулирует ряд гласных звуков: а, о, у, ы, и, э, дети воспроизводят голосом и показывают звуковую фишку.

Какие звуки вы называли?

Гласные тянуться в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Громкий гудок паровозу подать,

Нежно лошадкой могут заржать,

Даже медведем могут рычать,

Эхом далеким в лесу отвечать.

Изучив все гласные,

Ты можешь без труда,

Как маг или волшебник,

Превращать слова.

III. И следующая игра называется «Превращение слов». Слово «кот», какой гласный звук? Поменяем его на гласный звук [и]. Был «кот», а стал «кит». Аналогично производится «превращение» следующих слов:

Бык – бак; лак – лук; сок – сук; дом – дым.

Вот мы с вами и  стали волшебниками. Теперь можем смело идти в заколдованный лес, а заколдовал его наш Юпик. Он решил проверить ваши знания и навыки. Лес полон разных загадок, заданий, игр.

IV. Первое задание:

На каком этаже дома «живет» каждый из этих животных?

Давайте внимательно рассмотрим этот дом. Сколько этажей в доме? Каждый из животных занимает свой этаж. Мы знаем, что квадратиков столько, сколько звуков в слове. Помогут вам гласные звуки, они  обозначены звуковыми символами. Дети разгадывают кроссворд.

V. Физминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей кружили

Вот так, вот так.

Вращение головой в одну сторону, затем в другую.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали

Вот так, вот так.

Наклоны в сторону.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так.

Ходьба на месте на внешней стороне стопы. Наклоны вперед.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали

Вот так, вот так.

Поднимание ног, согнутых в коленях.

VI.Отправляемся дальше в путь.

Падают капли дождя,

В ладошку поймаю их я.

Не каждой капле дождя

Буква гласная.

Вот бы узнать,

Какой букве, в каком слове стоять.

Нужно расставить гласные буквы в схемы слов. Слово «Жук», какой гласный звук мы слышим в этом слове? Где он находится? Какой гласной буквой обозначается звук [у]. аналогично с другими словами: кот, тигр, мак, рыба, Эму.

VII. Ребята, скажите, а есть маленькое слово «У», а маленькое слово «О», а маленькое слово «а», «и»? И Юпик так считает. И следующее задание: придумать предложения с этими маленькими словами. Помогут нам схемы предложений и опорные слова-картинки. Смотрим внимательно на схему первого предложения. Сколько в нем слов? Какое маленькое слово есть в этом предложении? Какое предложение можно придумать к этой схеме? Аналогично с другими предложениям.

Предложения:

Ёжик несет яблоко и грушу.

Лисичка съедобный гриб, а мухомор нет.

У медведицы три медвежонка.

Дети заботятся о животных.

VIII. Пальчиковая гимнастика «Поздняя осень»

     Солнышко греет уже еле-еле

Перелетные птицы на юг улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

(Поочередно соединяют, начиная с большим, пальцы обеих рук (на каждую примету)).

Реки покрывается льдом в ноябре –

(Руки сжимают в «замок»).

Поздняя осень стоит на дворе.

(Развозят руками перед собой)

IX. Юпику очень понравились гласные звуки, какие они нежные, певучие, музыкальные, подумал он и решил назвать гласными звуками планеты. Планету фиолетового цвета Юпик назвал  - АОЭУ, а планету оранжевого цвета – ОЫУИ. Он боится, что забудет эти названия и просит вас напечатать на планетах их названия.

X. А теперь еще одна интересна игра.

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги надо так поставить,

Чтобы слово получить.

 Логопед мячом отстукивает слоги, бросает мяч ребенку, отгадавшему слово. Назвав слово, ребенок возвращает мяч логопеду. Слоги: сень – о; му – мор – ха; бы – гри; я – ды – го; вай – му – ра; бло – я – ко; ма – на - ли; со – ка – ро…

  1.   Ударный слог,

           Ударный слог –

Он назван так недаром…

Эй, невидимка молоток,

Отметь его ударом!

Ребята посмотрите Юпик взял молоток-невидимку и поставил ударение в словах. Давайте проверим, правильно ли он это сделал. Анализ звуко-слоговых слов: малина, трава, сорока.

У каждого из вас на столе лежит карточка, на ней вы видите картинку.  Составте слоговую схему этого слова и укажите ударный слог.

XII. Итог занятия  

Мы выполнили последнее задание Юпика и можем подвести итог нашего занятия.

Что мы знаем о гласных звуках?

На какой гласный звук, букву нет слов?

На что делятся слова?

Если в слове три гласных звука, то сколько в нем будет слогов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада. Звук и буква О.

На логопедическом занятии дети знакомятся со звуком и буквой О. Формируется понятие о «гласных звуках». Упражняются в четком произнесении звука О изолированно, в словах, в предложениях. Развиваю...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Звук и буква Жж. Семья."

Заключительное занятие по звуку и букве Ж в подготовительной логопедической группе на лексическом материале темы "Семья"....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Карнавал гласных звуков".

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Карнавал гласных звуков" по теме: закрепление понятия о гласных звуках....

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки и буквы Ы — И

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить ребенка внимательно слушать и различать музыкальные ритмы.2. Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу.3. Учить слухо-произносительной дифференц...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе. Звук и буква Щ.

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе.Составитель: Сергеева Юлия Владимировна.Тема: Звук и буква Щ.Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить  с его графическим обозначением...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе.Тема: "Гласные А,О,У, Ы,И"

Открытое занятие для родителей воспитанников группы. Дети показывают свои знания и умения по обучению грамоте, развитию речи и логического мышления. Родители знакомятся с методическими приемами работы...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Гласные звуки.

Представлен конспект итогового занятия по  теме "Гласные звуки". В нем предложены варианты игр и упражнений по закреплению представлений о гласных звуках, по развитию фонематического сл...