Главные вкладки

    конспект логопедического занятия в подготовительной группе.Тема: "Гласные звуки и буквы"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Изотикова Наталья Александровна

    Обобщить знания о гласных звуках и буквах; закрепить умение делить слова на слоги, выделять голосом ударный гласный звук; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова; упражнять в употреблении предлогов: о, у, а, и; упражнять в составлении предложения по схеме; развивать внимание, мышление, память; продолжать учить работать в коллективе сверстников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

    Тема:

    Гласные звуки и буквы. Слог, ударение.

            Выполнила:

    Учитель-логопед МДОУ д/с №4 «Сказка»

    Изотикова Н.А.

    Цель:

    Обобщить знания о гласных звуках и буквах; закрепить умение делить слова на слоги, выделять голосом ударный гласный звук; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова; упражнять в употреблении предлогов: о, у, а, и; упражнять в составлении предложения по схеме; развивать внимание, мышление, память; продолжать учить работать в коллективе сверстников.

    Оборудование:

    Символы гласных звуков; гласные буквы (а, о, у, ы, и, э); предметные картинки: кот, кит, дым, дом, сок, сук, лук, лак, бык, бак, лиса, волк, паук, уж, рысь; картинки-схемы: рыба, мак, тигр, жук, малина, трава, сорока; карандаши; силуэты планет; кроссворд «дом».

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Психотерапия (психологический настрой детей).

    Логопед читает:

    Кто хочет разговаривать,

    Тот должен выговаривать

    Все правильно и внятно,

    Чтоб было всем понятно.

    Дети проговаривают с логопедом:

    Мы будем разговаривать

    И будем выговаривать

    Все правильно и внятно,

    Чтоб было всем понятно.

    II. Сегодня на занятии мы повторим гласные звуки и буквы. И для начала вам предлагаю игру «Узнай гласные звуки». Логопед беззвучно артикулирует ряд гласных звуков: а, о, у, ы, и, э, дети воспроизводят голосом и показывают звуковую фишку.

    Какие звуки вы называли?

    Гласные тянуться в песенке звонкой,

    Могут заплакать и закричать,

    Громкий гудок паровозу подать,

    Нежно лошадкой могут заржать,

    Даже медведем могут рычать,

    Эхом далеким в лесу отвечать.

    Изучив все гласные,

    Ты можешь без труда,

    Как маг или волшебник,

    Превращать слова.

    III. И следующая игра называется «Превращение слов». Слово «кот», какой гласный звук? Поменяем его на гласный звук [и]. Был «кот», а стал «кит». Аналогично производится «превращение» следующих слов:

    Бык – бак; лак – лук; сок – сук; дом – дым.

    Вот мы с вами и  стали волшебниками. Теперь можем смело идти в заколдованный лес, а заколдовал его наш Юпик. Он решил проверить ваши знания и навыки. Лес полон разных загадок, заданий, игр.

    IV. Первое задание:

    На каком этаже дома «живет» каждый из этих животных?

    Давайте внимательно рассмотрим этот дом. Сколько этажей в доме? Каждый из животных занимает свой этаж. Мы знаем, что квадратиков столько, сколько звуков в слове. Помогут вам гласные звуки, они  обозначены звуковыми символами. Дети разгадывают кроссворд.

    V. Физминутка «Медвежата»

    Медвежата в чаще жили,

    Головой своей кружили

    Вот так, вот так.

    Вращение головой в одну сторону, затем в другую.

    Медвежата мед искали,

    Дружно дерево качали

    Вот так, вот так.

    Наклоны в сторону.

    Вперевалочку ходили

    И из речки воду пили

    Вот так, вот так.

    Ходьба на месте на внешней стороне стопы. Наклоны вперед.

    А потом они плясали,

    Выше лапы поднимали

    Вот так, вот так.

    Поднимание ног, согнутых в коленях.

    VI.Отправляемся дальше в путь.

    Падают капли дождя,

    В ладошку поймаю их я.

    Не каждой капле дождя

    Буква гласная.

    Вот бы узнать,

    Какой букве, в каком слове стоять.

    Нужно расставить гласные буквы в схемы слов. Слово «Жук», какой гласный звук мы слышим в этом слове? Где он находится? Какой гласной буквой обозначается звук [у]. аналогично с другими словами: кот, тигр, мак, рыба, Эму.

    VII. Ребята, скажите, а есть маленькое слово «У», а маленькое слово «О», а маленькое слово «а», «и»? И Юпик так считает. И следующее задание: придумать предложения с этими маленькими словами. Помогут нам схемы предложений и опорные слова-картинки. Смотрим внимательно на схему первого предложения. Сколько в нем слов? Какое маленькое слово есть в этом предложении? Какое предложение можно придумать к этой схеме? Аналогично с другими предложениям.

    Предложения:

    Ёжик несет яблоко и грушу.

    Лисичка съедобный гриб, а мухомор нет.

    У медведицы три медвежонка.

    Дети заботятся о животных.

    VIII. Пальчиковая гимнастика «Поздняя осень»

         Солнышко греет уже еле-еле

    Перелетные птицы на юг улетели,

    Голы деревья, пустынны поля,

    Первым снежком принакрылась земля.

    (Поочередно соединяют, начиная с большим, пальцы обеих рук (на каждую примету)).

    Реки покрывается льдом в ноябре –

    (Руки сжимают в «замок»).

    Поздняя осень стоит на дворе.

    (Развозят руками перед собой)

    IX. Юпику очень понравились гласные звуки, какие они нежные, певучие, музыкальные, подумал он и решил назвать гласными звуками планеты. Планету фиолетового цвета Юпик назвал  - АОЭУ, а планету оранжевого цвета – ОЫУИ. Он боится, что забудет эти названия и просит вас напечатать на планетах их названия.

    X. А теперь еще одна интересна игра.

    Буду я сейчас водить,

    Буду слоги говорить.

    Слоги надо так поставить,

    Чтобы слово получить.

     Логопед мячом отстукивает слоги, бросает мяч ребенку, отгадавшему слово. Назвав слово, ребенок возвращает мяч логопеду. Слоги: сень – о; му – мор – ха; бы – гри; я – ды – го; вай – му – ра; бло – я – ко; ма – на - ли; со – ка – ро…

    1.   Ударный слог,

               Ударный слог –

    Он назван так недаром…

    Эй, невидимка молоток,

    Отметь его ударом!

    Ребята посмотрите Юпик взял молоток-невидимку и поставил ударение в словах. Давайте проверим, правильно ли он это сделал. Анализ звуко-слоговых слов: малина, трава, сорока.

    У каждого из вас на столе лежит карточка, на ней вы видите картинку.  Составте слоговую схему этого слова и укажите ударный слог.

    XII. Итог занятия  

    Мы выполнили последнее задание Юпика и можем подвести итог нашего занятия.

    Что мы знаем о гласных звуках?

    На какой гласный звук, букву нет слов?

    На что делятся слова?

    Если в слове три гласных звука, то сколько в нем будет слогов?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада. Звук и буква О.

    На логопедическом занятии дети знакомятся со звуком и буквой О. Формируется понятие о «гласных звуках». Упражняются в четком произнесении звука О изолированно, в словах, в предложениях. Развиваю...

    Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Звук и буква Жж. Семья."

    Заключительное занятие по звуку и букве Ж в подготовительной логопедической группе на лексическом материале темы "Семья"....

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Карнавал гласных звуков".

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Карнавал гласных звуков" по теме: закрепление понятия о гласных звуках....

    Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки и буквы Ы — И

    Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить ребенка внимательно слушать и различать музыкальные ритмы.2. Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу.3. Учить слухо-произносительной дифференц...

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов".

    Конспект занятия по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов", с использованием песочной терапии....

    Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе. Звук и буква Щ.

    Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе.Составитель: Сергеева Юлия Владимировна.Тема: Звук и буква Щ.Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить  с его графическим обозначением...

    Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме" Звуки В, Вь" "Путешествие в Звукоград"

    Конспект подгруппового  занятия  для детей с ФФНР по теме "Звуки В и Вь"  с использованием зрительных символов и сказочных персонажей города Звукограда. Дети отправляются в ве...