Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада. Звук и буква О.
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Афанасьева Ольга Владимировна

 

На логопедическом занятии дети знакомятся со звуком и буквой О. Формируется понятие о «гласных звуках». Упражняются в четком произнесении звука О изолированно, в словах, в предложениях. Развиваются фонематическое восприятие, слух, речевое дыхание и интонационная выразительность темпа и ритма речи. Дети научатся выделять первый гласный звук в слове, подбирать слово на звук О. Развиваются слуховое и зрительное внимание, память, артикуляционная и мелкая моторика, графомоторные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kospekt_logopedicheskogo_zanyatiya_zvuk_i_bukva_o_.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»

 города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект логопедического занятия

в средней группе детей 4-5 лет

Тема: «Звук и буква О»

Подготовила учитель – логопед

Афанасьева Ольга Владимировна

Г. Чебоксары

2011

Конспект логопедического интегрированного занятия

в средней группе №3 «Сказка» детей с ОНР

МДОУ «Детский сад» №147 «Улыбка» комбинированного вида города Чебоксары

Учителя-логопеда Афанасьевой Ольги Владимировны

Тема занятия: ЗВУК И БУКВА О.

Задачи:

  1. Познакомить детей со звуком и буквой О.
  2. Продолжать формировать понятие «гласный звук».
  3. Упражнять в четком произнесении звука О изолированно и в словах, предложениях.
  4. Развитие фонематического восприятия и слуха, речевого дыхания и интонационной выразительности, темпа и ритма речи.
  1. Учить выделять первый гласный звук в слове, находить слово на звук О.
  2. Учить на слух определять темп речи и выполнять движение в соответствующем темпе.
  3. Развитие слуховое и зрительное внимание, памяти, артикуляционной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
  1. Научить детей аккуратно заштриховывать контурные рисунки, не выходя за края.

Оборудование: Символы «Живые звуки», магнитная доска, буквы, цветные домики, ноутбук, обучающая презентация, картинки, обезьянка, контурные изображения облака, озера, острова, цветные карандаши, листы с рисунками букв для раскрашивания.

Предшествующая работа: знакомство детей с гласными звуками А, У, артикуляционная гимнастика.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Сюрпризный момент—приход обезьянки. Обезьянка здоровается с детьми.

-- Ребятки, кто к нам пришел? Обезьянка. Она очень любит играть.

Игра «Эхо» Повторить ряд звуков. УАУ, ААУ, УУА, АУУ, АУА.

Поиграли с обезьянкой, а теперь мы ей покажем, как мы делаем гимнастику.

Артикуляционная гимнастика: «улыбка», «трубочка», «окошко».

Обезьянка очень удивилась. Покажите, как мы удивляемся. Дети показывают мимикой удивление, радость, грусть.

Не грусти обезьянка, лучше посиди и сказку послушай.

  1. Уточнение артикуляции и характеристики звука О.

Сказка «Живые звуки».

-- Жил-был звук О. (Демонстрируется символ «Живой звук» О, красный круг с лицом, рот в форме овала)

Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».

Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое ОБЛАКО! О! Какое глубокое ОЗЕРО! О! Какой зеленый ОСТРОВ!»

Звук О мог не только восторгаться всему вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:  О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.

В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»

Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Вопросы и задания:

-- О каком звуке эта сказка?

-- На что похож рот у звука 0? (На вытянутый кружок.)

-- От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)

-- Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)

-- Спой эту песенку. (О О О_ О О О_ О О О_ О О О О_.)

-- На что были похожи рты у всех поющих со звуком О? (На вытянутые кружки.)

-- Запишем песенку и споем.

На доске выставляются символы-круги большой – длительный звук, и маленький—короткий  в разном порядке. Первую песенку составляет логопед, затем дети.

Вариант: нажимать на ротик звука—символа, как на кнопочку и пропеть (индивидуально и хором).

Придумай мелодию для звука О, прохлопай и спой ее: Ооо, оОо, ооО.

Звук О голосисто поет, голос у него звонкий, поэтому его называют гласным звуком и носит он красную рубашку.

  1. Знакомство с буквой О.

О посмотрело вокруг, на улице стало холодно, часто идут дожди, на дворе ОСЕНЬ. Нужно построить дом для себя, скоро наступит зима. Нашла О колесо, оно ему подошло. (Выставляется буква) Ребята, на что похожа буква О? (на колесо, бублик, обруч, окно)

В этой букве нет угла,                

Оттого она кругла.  

До того она кругла—                                      

Покатиться бы могла.

Посмотри на колесо

И увидишь букву О.

Нарисуйте букву О в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе).

Ребята звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, пишем и читаем.

(Показ презентации 1 слайда).

  1. Произнесение слов со звуком О в начале слова.

Показ презентации. Слова проговариваются детьми, интонационно выделяя гласный звук О в слове, и букву О. Слова: облако, остров, озеро, осень, окно, очки, ослик, обруч, одуванчик, одежда, обувь, орел, огонь, овощи.

  1. Игра-упражнение  «Найди слово со звуком О»

Слайды презентации. Выбрать картинку слово со звуком О. ОЧКИ, арбуз, утюг. Апельсин, ОСЛИК, улыбка. Улитка, аист, ОБЛАКО. Мишка, ОДУВАНЧИК, часы.

Произносится слово, затем буква, появляющаяся под картинкой О.

  1. Пальчиковая гимнастика. «Обувь» Н.Нищевой

Посчитаем в первый раз,         (Попеременные хлопки и удары кулаками)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки         (На каждое название обуви загибают

Для Наташки и Сережки,           по одному пальцу начиная с большого.)

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

  1. Игра «Найди картинку-слово на звук О» и положи на облако, остров, озеро.

Работа с раздаточным материалом. На столе разложены картинки, и формы—облако, озеро, остров. Детям предлагается подобрать картинку со звуком О, и положить её на формы.

Отговаривание действий с детьми. Что ты выбрал? Очки? Куда ты положил Очки? Я положил очки на остров. И т.д. дети отвечают полным предложением на вопросы, при затруднении логопед помогает, побуждая повторить за ним предложение.

  1. Чистоговорки.

Ко-ко-ко – выпей молоко.                      Бок-бок-бок – круглый бок.

Но-но-но – посмотри в окно.                 Бок-бок-бок – колобок.

Но-но-но – там темно.

Ом-ом-ом – новый дом.

Мок-мок-мок – там замок.

  1. Упражнение на дыхание «Подуй на облако»

Посмотрите на обезьянку, она загрустила. Не грусти, подуй с ребятами на облако. Дети сдувают облако с ладошки.

  1. Игра «Скажем и покажем»

Дети на слух определяют темп речи и в соответствии с ним выполняют движения.

Мелет мельница зерно. (Круговые движения руками)

Наши ноги ходили по дороге. (Ходьба на месте в разном темпе)

  1. Штриховка буквы. Детям предлагается заштриховать буквы большого размера красным карандашом, буквы размером меньше прописываются карандашом с опорой на готовое изображение.
  2. Итог занятия.

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Звук О гласный. Какого цвета его рубашка? Как вы думаете, в каком доме он будет жить? В красном. Заселим нового жильца в красный дом. Позвоним в звонок. А петь будут жильцы дома. Ребенок нажимает кнопочку на крыше кружек, а дети хором поют гласные звуки А, У. Дверца открылась и О поселилась в дом гласных звуков. И стали они жить поживать дружно, да песни распевать. Буква О принесла вам угощение баранки. На что похожи баранки? Правильно на звук О. Угощайтесь, пожалуйста! Попрощаемся с обезьянкой.

  До свидания.

Список использованной литературы: Александрова Т.В.  Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005.

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Рекомендовано Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Москва «Просвещение» 2008.

Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб.: Детство-пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в средней группе детского сада "Домашние животные".

Цели занятия таковы. Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные». Формирование обобщающего понятия домашн...

Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада.

Конспект логопедического занятия "Встреча с Федорой" (лексическая тема: посуда) в средней логопедической группе детского сада (4-5 лет). Цель занятия: развитие лексико-грамматического строя речи с исп...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки и буквы Ы — И

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить ребенка внимательно слушать и различать музыкальные ритмы.2. Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу.3. Учить слухо-произносительной дифференц...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР «Звук и буква «А»

Занятие способствует воспитанию у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям. Цель занятия - четко произносить и выделять в словах звук "А", знакомство с буквой "А"....

конспект логопедического занятия в подготовительной группе.Тема: "Гласные звуки и буквы"

Обобщить знания о гласных звуках и буквах; закрепить умение делить слова на слоги, выделять голосом ударный гласный звук; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова; упражнять в употреблении...

Конспект логопедического занятия для средней группы детского сада

Занятие по тренировке дыхания, выработке речевого дыхания....

Конспект логопедического занятия для средней группы детского сада по лексической теме "Комнатные растения"

Обогащение словарного запаса, развитие мелкой и общей моторики, речевого выдоха....