Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки и буквы Ы — И
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Уски Виктория Сергеевна

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка внимательно слушать и различать музыкальные ритмы.

2. Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу.

3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [И] — [Ы].

4. Познакомить ребенка с правилом: звук [И] обеспечивает мягкость предыдущего согласного звука.

5. Учить анализировать и составлять всевозможные слова из ранее изученных букв.

Ход занятия

1.      Знакомство со звуком [Ы]. Фонетические упражнения.

Сделали дыру, вырыли нору,

Солнце сияет, а они не знают (кроты).

 

Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе).

Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...; пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы...

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ы]:

— губки не напряжены;

— зубки разомкнуты;

— язычок отодвинут глубоко в ротик;

— горлышко «работает».

Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с символом звука [Ы]: пароход гудит: ЫЫЫ... (см. цветную вклейку), и обозначением: красный кружок.

         2. Знакомство со звуком [И].

Взрослый загадывает ребенку загадку, просит ее отгадать, назвать первый звук в отгадке.

Всех на свете обшивает,

Что сошьет — не надевает. (Иголка)

Что у елки вместо листьев? (Иголки)

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [И]: когда мы произносим звук [И], то:

— губки — «в улыбке»;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

— язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;

— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).

Ребенок правильно произносит звук [И] перед зеркалом, затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса.

Взрослый объясняет: звук [И] — гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); а для его обозначения используется красный кружок. Взрослый знакомит ребенка с символом звука [И]: ослик кричит: ИИИ...

2.      Дифференциация звуков [Ы] — [И].

И-И-И - ротик к ушкам потяни.

Ы-Ы-Ы - губку вниз ты опусти.

Фонетические упражнения.

Песенка ослика: ииииииии...; мишка ревет: ыыыы... (на плавном длительном выдохе).

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [И]»:

и, ы, и, ы, ы...; им, ым, ды, ди...; мышка, мишка, Дима, дыня...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

мы-ми, ды-...; им-ым...

Взрослый предлагает ребенку сравнить пары слов, понаблюдать за изменением твердости — мягкости согласного звука, который стоит перед звуками [И] — [Ы]; объясняет ребенку правило: звук [И] придает мягкость предыдущему согласному; просит составить с этими словами предложения:

быть — бить; выть — вить; забыть — забить; мыла — Мила.

4. Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в словообразовании).

сапог — сапоги, топор — топоры, кулак — ..., стол — ...

Определить последний звук в образованных словах.

5. Дидактическое упражнение «Большие — маленькие» (упражнение в словообразовании):

сады — садики, зонты — ..., мосты — ..., коты — ..., банты — ..., носы — ..., кусты — ..., кроты — ..., усы — ...

Назвать последние звуки в каждой паре слов.

6. Взрослый называет слова, а ребенок поднимает или пишет букву И или Ы из этого слова:

Дима, дым; мишка, мышка; Мила, мыло.

7. Физминутка

Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Головой качаем,
Плечи поднимаем.
Руки мы сгибаем,
Дружно приседаем,
На носочки встанем – солнышко достанем.

Выучить считалку:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар,

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты — это я.

Выучить чистоговорки:

И-и-и — ротик к ушкам растяни;

И-и-и — хорошо сиди;

И-и-и — песенку тяни.

8. Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать и выполнить инструкции:

— Указательным пальцем левой руки покажи свой левый глаз.

— Указательным пальцем правой руки покажи свое левое ухо.

9. Знакомство с буквой Ы. Напомнить детям, что буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим….

С палкой ходит буква Ы,

Ищет ягоды, грибы.

О. Гофман

На что похожа буква Ы?

Игры с буквой.

Буква И — как три иголки.

Три иголки очень тонки.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква И?

Игры с буквой.

9. Работа в тетради.

10.Итог занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл y-i.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки и буквы Ы — И

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка внимательно слушать и различать музыкальные ритмы.

2. Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу.

3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [И] — [Ы].

4. Познакомить ребенка с правилом: звук [И] обеспечивает мягкость предыдущего согласного звука.

5. Учить анализировать и составлять всевозможные слова из ранее изученных букв.

Ход занятия

  1. Знакомство со звуком [Ы]. Фонетические упражнения.

Сделали дыру, вырыли нору,

Солнце сияет, а они не знают (кроты).

Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе).

Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...; пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы...

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ы]:

— губки не напряжены;

— зубки разомкнуты;

— язычок отодвинут глубоко в ротик;

— горлышко «работает».

Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с символом звука [Ы]: пароход гудит: ЫЫЫ... (см. цветную вклейку), и обозначением: красный кружок.

         2. Знакомство со звуком [И].

Взрослый загадывает ребенку загадку, просит ее отгадать, назвать первый звук в отгадке.

Всех на свете обшивает,

Что сошьет — не надевает. (Иголка)

Что у елки вместо листьев? (Иголки)

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [И]: когда мы произносим звук [И], то:

— губки — «в улыбке»;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

— язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;

— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).

Ребенок правильно произносит звук [И] перед зеркалом, затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса.

Взрослый объясняет: звук [И] — гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); а для его обозначения используется красный кружок. Взрослый знакомит ребенка с символом звука [И]: ослик кричит: ИИИ...

  1. Дифференциация звуков [Ы] — [И].

И-И-И - ротик к ушкам потяни.

Ы-Ы-Ы - губку вниз ты опусти.

Фонетические упражнения.

Песенка ослика: ииииииии...; мишка ревет: ыыыы... (на плавном длительном выдохе).

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [И]»:

и, ы, и, ы, ы...; им, ым, ды, ди...; мышка, мишка, Дима, дыня...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

мы-ми, ды-...; им-ым...

Взрослый предлагает ребенку сравнить пары слов, понаблюдать за изменением твердости — мягкости согласного звука, который стоит перед звуками [И] — [Ы]; объясняет ребенку правило: звук [И] придает мягкость предыдущему согласному; просит составить с этими словами предложения:

быть — бить; выть — вить; забыть — забить; мыла — Мила.

4. Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в словообразовании).

сапог — сапоги, топор — топоры, кулак — ..., стол — ...

Определить последний звук в образованных словах.

5. Дидактическое упражнение «Большие — маленькие» (упражнение в словообразовании):

сады — садики, зонты — ..., мосты — ..., коты — ..., банты — ..., носы — ..., кусты — ..., кроты — ..., усы — ...

Назвать последние звуки в каждой паре слов.

6. Взрослый называет слова, а ребенок поднимает или пишет букву И или Ы из этого слова:

Дима, дым; мишка, мышка; Мила, мыло.

7. Физминутка

Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Головой качаем,
Плечи поднимаем.
Руки мы сгибаем,
Дружно приседаем,
На носочки встанем – солнышко достанем.

Выучить считалку:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар,

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты — это я.

Выучить чистоговорки:

И-и-и — ротик к ушкам растяни;

И-и-и — хорошо сиди;

И-и-и — песенку тяни.

8. Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать и выполнить инструкции:

— Указательным пальцем левой руки покажи свой левый глаз.

— Указательным пальцем правой руки покажи свое левое ухо.

9. Знакомство с буквой Ы. Напомнить детям, что буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим….

С палкой ходит буква Ы,

Ищет ягоды, грибы.

О. Гофман

На что похожа буква Ы?

Игры с буквой.

Буква И — как три иголки.

Три иголки очень тонки.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква И?

Игры с буквой.

9. Работа в тетради.

10.Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Звук и буква Жж. Семья."

Заключительное занятие по звуку и букве Ж в подготовительной логопедической группе на лексическом материале темы "Семья"....

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки К-Кь и буква К

Коррекционно-развивающие задачи:1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.2. Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.3. Науч...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЗВУКИ (к) и (кь)

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"7324423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 4px; width: 5px;"}}]]Цель:Научить детей различать  звуки [К] и [К\'] по...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Звуки «З», «Зь». Буква З»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группепо теме«Звуки «З», «Зь». Буква З»      Подготовила  учитель-логопед Кра...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Звук и буква У"

Найдешь сучок в любом лесу И ты увидишь букву У. А у зайчишки на макушке, Как У торчат забавно ушки. У — рогатка, все тут ясно, Из нее стрелять опасно!...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Звуки [н]-[н]"

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Звуки [н]-[н]"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: Звук /Т/ /Ть/ и буква Т. «В гостях у медвежонка Топа"

ЦелиРазвитие высших психических функций: память, внимание, усидчивость;Развитие связной речи;Развитие фонематического слуха и внимания;Формирование грамматических категорий;Обучение грамоте;Восп...