Программа по дополнительно организованной деятельности "Я учусь читать"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Дьячкова Наталья Владимировна

Программа разработаны для кружковой работы в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_obucheniyu_gramote_ya_uchus_chitat.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Звездочка»

Рабочая программа дополнительной организованной деятельности по обучению грамоте

«Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ»

для детей 6-7 лет

Срок реализации 1 год

Воспитатели:

Дьячкова Наталья

Владимировна,

Максименко Евгения

Анатольевна

ЗАТО п. Солнечный

2018 г.


СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка                                                                             2
  2. Учебно-тематический план                                                                      4
  3. Календарно-тематическое планирование                                               5
  4. Литература                                                                                                 6
  5. Приложение №1. Диагностика                                                                 7
  6. Приложение №2. Конспекты занятий                                                    10

  1. Пояснительная записка

Важное место в подготовке детей 6 лет к школе принадлежит развитию речи. Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность на более раннем этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное взрослым; рассказывать содержание просмотренных диафильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций, картин. В конечном итоге эти умения позволят ребенку без страха поступить в школу и не разочароваться в школьной жизни. Именно на это и направлена данная программа обучения грамоте.

Цель: научить ребенка осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, усилить внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге.

Данная программа предполагает последовательное решение следующих задач:

 

Образовательные:

-  развитие фонематического слуха детей;

- работу над узнаванием, выделением и различием фона;

- обучение детей первоначальному чтению, введение понятия «слог», затем предложения как целого;

- обогащение детей впечатлениями от окружающей действительности, получаемыми в процессе наблюдений и экскурсий, и на их основе расширение и уточнение представлений детей о жизни;

- обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала;

- обучение логичному и последовательному построению описания, умению задавать вопросы;

- совершенствование культуры речи детей, чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения;

- обучение плавному слоговому чтению слов и предложений.

Воспитательные:

- воспитание любви к родителям и родным;

- формирование уважительного и внимательного отношения к старшим и друзьям, к природе, вещам, созданным трудом людей, любви к родному краю;

Развивающие:

- совершенствование навыков общения со сверстниками и взрослыми, на основе формирования представлений о доброте, дружбе, справедливости и смелости;

- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира, понимания содержания произведений искусств, художественных произведений;

- развитие наблюдательности и любознательности детей.

Занятия планируются на основе аналитико-синтетического звукобуквенного метода и закрепляются работой по развитию речи на основных ее уровнях – звуковая культура, словарная работа, предложение, связное высказывание. Данный метод предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом смягчения и оглушения согласных, редуцирования гласных.

Все основные направления работы представлены в структуре каждого занятия. Условно можно выделить 4 этапа работы:

  1. Фонетико-графический, моторный.
  2. Звуко-буквенный и слоговой.
  3. Лексико-грамматический.
  4. Закрепление, контроль.

В работе используются рабочие тетради «По дороге к Азбуке» 5 часть, разработанные Кисловой Т.Р. и Ивановой А.А.

Учет психологических особенностей детей данного возраста диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий: оптимальное разнообразие видов деятельности, проведение физминуток, их смена, использование игрового материала.

С целью развития мелкой моторики рук используется прием штриховки шаблонов.

Работа проводится с подгруппой детей 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.

Программа рассчитана на 1 год.

  1. Учебно-тематический план занятий.

Тема

Количество часов

Диагностика

3часа

1.

Гласные звуки и буквы: А, О, И, У, Э, Ы

6 часов

2.

Звук [Й], буква Й

1 час

3.

Звонкие, глухие согласные

15 часов

4.

Двузвучные гласные Е, Ё, Я, Ю

4 часа

5.

Шипящие согласные

5 часов

6.

Буквы ь,ъ

2 часа

Итого:

36 часов


  1. Календарно-тематическое планирование.

месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Диагностика

2

1.

сентябрь

Звук [У], буква У

1

2.

Звук [А], буква А

1

3.

октябрь

Звук [И], буква И

1

4.

Звуки [П, П’], буква П

1

5.

Звуки [Т, Т’], буква Т

1

6.

Звуки [К, К’], буква К

1

7.

Звуки [М, М’], буква М

8.

ноябрь

Звук [О], буква О

1

9.

Звук [Ы], буква Ы

1

10.

Звуки [С, С’], буква С

1

11.

Звуки [Н, Н’], буква Н

1

12.

декабрь

Звук [Э], буква Э

1

13.

Звуки [Х, Х’], буква Х

1

14.

Звук [Й], буква Й

1

15.

Звуки [Й][А], буква Я

1

16.

январь

Звуки [З, З’], буква З

1

17.

Звуки [Б, Б’], буква Б

1

18.

Звуки [В, В’], буква В

1

19.

февраль

Звуки [Ф, Ф’], буква Ф

1

20.

Звуки [Д, Д’], буква Д

1

21.

Звуки [Г, Г’], буква Г

1

22.

Звук [Ш], буква Ш

1

23.

март

Звуки [Л, Л’], буква Л

1

24.

Звуки [Й][Э], буква Е

1

25.

Звук [Ж], буква Ж

1

26.

Звуки [Й][О], буква Ё

1

27.

апрель

Звуки [Р, Р’], буква Р

1

28.

Звук [Ч’], буква Ч

1

29.

Звуки [Й][У], буква Ю

1

30.

Звук [Ц], буква Ц

1

31.

май

Звук [Щ’], буква Щ

1

32.

Мягкий знак

1

33.

Твердый знак

1

Диагностика

1

Итого:

36 часов


  1. Литература.
  1. Гаврина С.Е., Кутявина Л.Н. и др. Чтение. Проверяем готовность к школе. – М.: РОСМЭН, 2015.
  2. Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие. – М. : Эксмо, 2012.
  3. Кислова Т.Р., Иванова А.А. По дороге к Азбуке. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников, посещающих подготовительные логопедические группы. Ч.5 (6-7 лет). - М.: Баласс, 2012.
  4. Пятак С.В. Читаю слова и предложения: для детей 6-7 лет. – М.: Эксмо, 2016.

  1.  Приложение 1. Диагностика

Что изучается

Дидактические игры, упражнения,

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы

Беседа по вопросам

Вопросы:

-        Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.)

-        Как называется улица, на которой вы живете?

-        Какой он, ваш дом? (Большой или маленький,
старый, ветхий, новый, красивый.)

-        Сколько этажей в вашем доме?

-        Из какого материала построен ваш дом?

-        На каком этаже вы живете?

-        Какая у вас квартира?

-        С кем ты живешь вместе?

-        Какая самая любимая вещь в твоем доме?

-        Какие интересные книги есть в вашем доме?
И другие

4 балла – самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

3 балла – справляется с заданием с небольшой помощью взрослого

2 балла справляется с заданием со второй попытки.

1- не понимает задания

Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения

Рассказ К. Ушинского «Спор животных»  или русская  народная сказка «Лиса и рак». Оборудование:    маски    коровы, лошади, собаки или лисы и рака

Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту:

-        Кто стал спорить?

-        О чем спорили животные?

-        Что сказала лошадь?

-        А что сказал человек?

Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям

4 балла – самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

3 балла – справляется с заданием с небольшой помощью взрослого

2 балла справляется с заданием со второй попытки.

1- не понимает задания

Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия

Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина, набор картин с фабульным развитием действия. Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки):

1)        появился росток из почвы;

2)        появились листья, и росток тянется вверх;

3)        появился первый бутон;

4)        цветок распустился

Задания:

1.        Составь рассказ по сюжетной картине.

2.        Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ. Примерные вопросы и задания:

-        Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения.

-        Как называется это растение?

-        Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали?

4 балла – самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

3 балла – справляется с заданием с небольшой помощью взрослого

2 балла справляется с заданием со второй попытки.

1- не понимает задания

Знания ребенка о синонимах и антонимах

1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови»

2. Игра «Скажи наоборот»

Задания:

1. Выбери из трех слов два слова-«приятеля» и назови их:

а)        среди имен существительных:

-        дом, солдат, боец;

б)        среди имен прилагательных:

-        храбрый, звонкий, смелый;

-        большой, красивый, огромный;  в) среди глаголов:

- торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др.

2. Придумай слова с противоположным значением (скажи наоборот):

а)        сильный (слабый); высокий (низкий);
короткий (длинный);

б)        стоять (сидеть); смеяться (плакать); грустить (радоваться)

4 балла – самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

3 балла – справляется с заданием с небольшой помощью взрослого

2 балла справляется с заданием со второй попытки.

1- не понимает задания

Умение   употреблять в речи сложные предложения разных видов

Дидактическая    игра    «Закончи предложение».

Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения.  (Сюжет картинки может   быть   таким:   на  улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек)

Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:

1.        Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь).

2.        Наступила весна, и (прилетят птицы).

3.        Мы поедем в магазин игрушек, чтобы  (купить мне новую игрушку).

4.        Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань).

5.        Мы ложимся спать, когда (наступает ночь). И другие

4 балла – самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

3 балла – справляется с заданием с небольшой помощью взрослого

2 балла справляется с заданием со второй попытки.

1- не понимает задания

Знания о звуке, слоге, слове, предложении

1.        Дидактическое упражнение
«Составь предложение».
Материал:  полоски, точки для
составления схемы предложения.

2.        Выделение в слове слогов.

3.        Выделение в слове заданного
звука

Задание:

1.        Из предложенных слов составь предложение.

Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения.

2.        Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов.

3.        Назови слово с заданным звуком в определенной позиции. Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале и т. п.

4 балла - рассказывает из личного опыта. (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж.) ребенок пересказывает сказку

самостоятельно.

3 балла - перечисляет игрушки, с помощью педагога составляет рассказ

2 балла – перечисляет игрушки. Повторяет за взрослым

1 балл - называет отдельные слова


  1. Примерные конспекты занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной организованной деятельности.

    Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов ...

Программа дополнительной организованной деятельности.

Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений дейст...

Дополнительно-организованная деятельность ( кружок)

Рабочая программа кружковой деятельности «Театральный сундучок» в старшей группе  Рабочая программа кружковой деятельности «Театральный сундучок» в старшей группеПояс...

Рабочая программа по дополнительно организованной деятельности (кружок) "Волшебный пластилин" во 2 младшей группе

Рабочая программа по дополнительно организованной деятельности (кружок) "Волшебный пластилин" во 2 младшей группе...

Программа дополнительно организованной деятельности "ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ". для детей 3-4 лет

Цель: Научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко го...

Программа дополнительного образования детей "Учимся читать быстро"

Программа направлена на обучение детей старшего дошкольного возраста чтению...

Рабочая программа по дополнительно организованной деятельности для детей 6-7 лет

Была разработана программа по дополнительно организованной деятельности " Объективе" ( для детей 6-7 лет)...