Программа по дополнительно организованной деятельности "Я учусь читать"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Программа разработаны для кружковой работы в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_obucheniyu_gramote_ya_uchus_chitat.doc | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Звездочка»
Рабочая программа дополнительной организованной деятельности по обучению грамоте
«Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ»
для детей 6-7 лет
Срок реализации 1 год
Воспитатели:
Дьячкова Наталья
Владимировна,
Максименко Евгения
Анатольевна
ЗАТО п. Солнечный
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка 2
- Учебно-тематический план 4
- Календарно-тематическое планирование 5
- Литература 6
- Приложение №1. Диагностика 7
- Приложение №2. Конспекты занятий 10
- Пояснительная записка
Важное место в подготовке детей 6 лет к школе принадлежит развитию речи. Обучение грамоте детей-дошкольников обеспечивает возможность на более раннем этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное взрослым; рассказывать содержание просмотренных диафильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций, картин. В конечном итоге эти умения позволят ребенку без страха поступить в школу и не разочароваться в школьной жизни. Именно на это и направлена данная программа обучения грамоте.
Цель: научить ребенка осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, усилить внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге.
Данная программа предполагает последовательное решение следующих задач:
Образовательные:
- развитие фонематического слуха детей;
- работу над узнаванием, выделением и различием фона;
- обучение детей первоначальному чтению, введение понятия «слог», затем предложения как целого;
- обогащение детей впечатлениями от окружающей действительности, получаемыми в процессе наблюдений и экскурсий, и на их основе расширение и уточнение представлений детей о жизни;
- обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала;
- обучение логичному и последовательному построению описания, умению задавать вопросы;
- совершенствование культуры речи детей, чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения;
- обучение плавному слоговому чтению слов и предложений.
Воспитательные:
- воспитание любви к родителям и родным;
- формирование уважительного и внимательного отношения к старшим и друзьям, к природе, вещам, созданным трудом людей, любви к родному краю;
Развивающие:
- совершенствование навыков общения со сверстниками и взрослыми, на основе формирования представлений о доброте, дружбе, справедливости и смелости;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира, понимания содержания произведений искусств, художественных произведений;
- развитие наблюдательности и любознательности детей.
Занятия планируются на основе аналитико-синтетического звукобуквенного метода и закрепляются работой по развитию речи на основных ее уровнях – звуковая культура, словарная работа, предложение, связное высказывание. Данный метод предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом смягчения и оглушения согласных, редуцирования гласных.
Все основные направления работы представлены в структуре каждого занятия. Условно можно выделить 4 этапа работы:
- Фонетико-графический, моторный.
- Звуко-буквенный и слоговой.
- Лексико-грамматический.
- Закрепление, контроль.
В работе используются рабочие тетради «По дороге к Азбуке» 5 часть, разработанные Кисловой Т.Р. и Ивановой А.А.
Учет психологических особенностей детей данного возраста диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий: оптимальное разнообразие видов деятельности, проведение физминуток, их смена, использование игрового материала.
С целью развития мелкой моторики рук используется прием штриховки шаблонов.
Работа проводится с подгруппой детей 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.
Программа рассчитана на 1 год.
- Учебно-тематический план занятий.
№ | Тема | Количество часов |
Диагностика | 3часа | |
1. | Гласные звуки и буквы: А, О, И, У, Э, Ы | 6 часов |
2. | Звук [Й], буква Й | 1 час |
3. | Звонкие, глухие согласные | 15 часов |
4. | Двузвучные гласные Е, Ё, Я, Ю | 4 часа |
5. | Шипящие согласные | 5 часов |
6. | Буквы ь,ъ | 2 часа |
Итого: | 36 часов |
- Календарно-тематическое планирование.
№ | месяц | Тема занятия | Кол-во часов |
Диагностика | 2 | ||
1. | сентябрь | Звук [У], буква У | 1 |
2. | Звук [А], буква А | 1 | |
3. | октябрь | Звук [И], буква И | 1 |
4. | Звуки [П, П’], буква П | 1 | |
5. | Звуки [Т, Т’], буква Т | 1 | |
6. | Звуки [К, К’], буква К | 1 | |
7. | Звуки [М, М’], буква М | ||
8. | ноябрь | Звук [О], буква О | 1 |
9. | Звук [Ы], буква Ы | 1 | |
10. | Звуки [С, С’], буква С | 1 | |
11. | Звуки [Н, Н’], буква Н | 1 | |
12. | декабрь | Звук [Э], буква Э | 1 |
13. | Звуки [Х, Х’], буква Х | 1 | |
14. | Звук [Й], буква Й | 1 | |
15. | Звуки [Й][А], буква Я | 1 | |
16. | январь | Звуки [З, З’], буква З | 1 |
17. | Звуки [Б, Б’], буква Б | 1 | |
18. | Звуки [В, В’], буква В | 1 | |
19. | февраль | Звуки [Ф, Ф’], буква Ф | 1 |
20. | Звуки [Д, Д’], буква Д | 1 | |
21. | Звуки [Г, Г’], буква Г | 1 | |
22. | Звук [Ш], буква Ш | 1 | |
23. | март | Звуки [Л, Л’], буква Л | 1 |
24. | Звуки [Й][Э], буква Е | 1 | |
25. | Звук [Ж], буква Ж | 1 | |
26. | Звуки [Й][О], буква Ё | 1 | |
27. | апрель | Звуки [Р, Р’], буква Р | 1 |
28. | Звук [Ч’], буква Ч | 1 | |
29. | Звуки [Й][У], буква Ю | 1 | |
30. | Звук [Ц], буква Ц | 1 | |
31. | май | Звук [Щ’], буква Щ | 1 |
32. | Мягкий знак | 1 | |
33. | Твердый знак | 1 | |
Диагностика | 1 | ||
Итого: | 36 часов |
- Литература.
- Гаврина С.Е., Кутявина Л.Н. и др. Чтение. Проверяем готовность к школе. – М.: РОСМЭН, 2015.
- Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие. – М. : Эксмо, 2012.
- Кислова Т.Р., Иванова А.А. По дороге к Азбуке. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте дошкольников, посещающих подготовительные логопедические группы. Ч.5 (6-7 лет). - М.: Баласс, 2012.
- Пятак С.В. Читаю слова и предложения: для детей 6-7 лет. – М.: Эксмо, 2016.
- Приложение 1. Диагностика
Что изучается | Дидактические игры, упражнения, | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы | Беседа по вопросам | Вопросы: - Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.) - Как называется улица, на которой вы живете? - Какой он, ваш дом? (Большой или маленький, - Сколько этажей в вашем доме? - Из какого материала построен ваш дом? - На каком этаже вы живете? - Какая у вас квартира? - С кем ты живешь вместе? - Какая самая любимая вещь в твоем доме? - Какие интересные книги есть в вашем доме? | 4 балла – самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы 3 балла – справляется с заданием с небольшой помощью взрослого 2 балла справляется с заданием со второй попытки. 1- не понимает задания |
Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения | Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак». Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака | Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту: - Кто стал спорить? - О чем спорили животные? - Что сказала лошадь? - А что сказал человек? Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям | 4 балла – самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы 3 балла – справляется с заданием с небольшой помощью взрослого 2 балла справляется с заданием со второй попытки. 1- не понимает задания |
Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия | Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина, набор картин с фабульным развитием действия. Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки): 1) появился росток из почвы; 2) появились листья, и росток тянется вверх; 3) появился первый бутон; 4) цветок распустился | Задания: 1. Составь рассказ по сюжетной картине. 2. Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ. Примерные вопросы и задания: - Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. - Как называется это растение? - Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали? | 4 балла – самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы 3 балла – справляется с заданием с небольшой помощью взрослого 2 балла справляется с заданием со второй попытки. 1- не понимает задания |
Знания ребенка о синонимах и антонимах | 1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови» 2. Игра «Скажи наоборот» | Задания: 1. Выбери из трех слов два слова-«приятеля» и назови их: а) среди имен существительных: - дом, солдат, боец; б) среди имен прилагательных: - храбрый, звонкий, смелый; - большой, красивый, огромный; в) среди глаголов: - торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др. 2. Придумай слова с противоположным значением (скажи наоборот): а) сильный (слабый); высокий (низкий); б) стоять (сидеть); смеяться (плакать); грустить (радоваться) | 4 балла – самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы 3 балла – справляется с заданием с небольшой помощью взрослого 2 балла справляется с заданием со второй попытки. 1- не понимает задания |
Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов | Дидактическая игра «Закончи предложение». Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек) | Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения: 1. Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь). 2. Наступила весна, и (прилетят птицы). 3. Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку). 4. Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань). 5. Мы ложимся спать, когда (наступает ночь). И другие | 4 балла – самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы 3 балла – справляется с заданием с небольшой помощью взрослого 2 балла справляется с заданием со второй попытки. 1- не понимает задания |
Знания о звуке, слоге, слове, предложении | 1. Дидактическое упражнение 2. Выделение в слове слогов. 3. Выделение в слове заданного | Задание: 1. Из предложенных слов составь предложение. Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения. 2. Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов. 3. Назови слово с заданным звуком в определенной позиции. Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале и т. п. | 4 балла - рассказывает из личного опыта. (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж.) ребенок пересказывает сказку самостоятельно. 3 балла - перечисляет игрушки, с помощью педагога составляет рассказ 2 балла – перечисляет игрушки. Повторяет за взрослым 1 балл - называет отдельные слова |
- Примерные конспекты занятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной организованной деятельности.
Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов ...
Программа дополнительной организованной деятельности.
Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений дейст...
Дополнительно-организованная деятельность ( кружок)
Рабочая программа кружковой деятельности «Театральный сундучок» в старшей группе Рабочая программа кружковой деятельности «Театральный сундучок» в старшей группеПояс...
Рабочая программа по дополнительно организованной деятельности (кружок) "Волшебный пластилин" во 2 младшей группе
Рабочая программа по дополнительно организованной деятельности (кружок) "Волшебный пластилин" во 2 младшей группе...
Программа дополнительно организованной деятельности "ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ". для детей 3-4 лет
Цель: Научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко го...
Программа дополнительного образования детей "Учимся читать быстро"
Программа направлена на обучение детей старшего дошкольного возраста чтению...
Рабочая программа по дополнительно организованной деятельности для детей 6-7 лет
Была разработана программа по дополнительно организованной деятельности " Объективе" ( для детей 6-7 лет)...