Методическая разработка по звуковой культуре речи "Путешествие в мир звуков"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Эта методическая разработка позволяет познакомить детей старшей группы со звуковой культурой речи в игровой форме. Занятие проходит увлекательно и познавательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  

по звуковой культуре речи в старшей группе 

«Путешествие в мир звуков»

Воспитатель ГБДОУ №135 Выборгского района г.Санкт-Петербурга

Цель: познакомить детей со звуковой культурой речи.

Задачи: выделять в слове ударный слог, словесное ударение и определять его место в слове. Продолжать отрабатывать навыки детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные звуки. Закреплять умение называть слова с заданным звуком.

Развивать у детей фонематическое восприятие.

Воспитывать интерес к звуковому строю речи.

Демонстрационный материал: картина-схема «луна», красные и синие фишки, указка, набор развивающих карточек.

Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками, красные и синие фишки, листки с заданием, простые карандаши, сигнальные карточки.

Ход занятия:

Воспитатель обращается к детям: Дети, поприветствуйте наших гостей. Сегодня мы отправимся в путешествие по миру звуков (звучит весенняя музыка), посмотрите, они вокруг нас…Оглянитесь, нас окружают разные предметы. Назовите предметы, которые начинаются со звука [к], а теперь со звука [с]. Молодцы.

-Дети, я предлагаю вам поиграть  в игру «Расскажи о звуке».

-Что вы знаете о звуках? (Звуки мы слышим, но не видим).

-Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

-Что вы знаете о гласных звуках? (Гласный звук можно пропеть, протянуть, сказать громко и тихо, голос идет свободно, преград нет).

-Что вы знаете о согласных звуках?  (Согласный звук мы не можем пропеть, протянуть,  сказать громко и тихо, при произнесении которого мы встречаем преграды в виде губ, зубов и языка; бывают глухими и звонкими).

- Каким цветом обозначают гласные звуки? (Гласный звук обозначаем красным цветом).

- Каким цветом обозначают согласные звуки? (Согласные твердые звуки обозначаем синим цветом, а согласные мягкие звуки обозначаем зеленым цветом). Молодцы, ребята.

 - А теперь  проверим, кто из вас самый внимательный. Игра «Кто внимательный?»

(Воспитатель называет гласные и согласные звуки, а дети поднимают на каждый названный звук соответствующую сигнальную карточку). Воспитатель хвалит детей.

- Дети, а кто знает, какой у нас день 12 апреля будет? Предлагаю вам отгадать загадку:

Это спутница Земли

Круглолика и бледна

Ярко светит нежным светом

С неба темного…(Луна)

- Вот она на картине, а картина не простая, в ней спрятались звуки, помогите узнать какие это звуки?

- Что за клеточки под картинкой? (Это звуковые домики)

-Сколько клеточек под картинкой? (Четыре).

- Значит в слове «луна» четыре звука.

- Произнесите слово «луна» и выделите первый звук? (Л-л-луна)

- Какой первый звук в слове «луна» (Первый звук в слове «луна» [л])

- Что ты знаешь о звуке [л]? (Это согласный звук, мы не можем его петь, тянуть,  сказать громко и тихо, когда мы его произносим, то встречаем преграду -  язык и зубы).

- Каким цветом ты его обозначишь? (Я его обозначу синим цветом, потому что это согласный твердый звук).

- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку в первый домик, потому что это первый звук в слове) 

- Произнесите слово «луна» и выделите второй звук? (Л-у-у-уна)

- Какой второй звук в слове «луна» (Второй звук в слове «луна» [у])

- Что ты знаешь о звуке [у]? (Это гласный звук, мы его можем петь, тянуть, сказать громко и тихо, голос идет свободно и преград не встречает)

- Каким цветом ты его обозначишь? (Я его обозначу красным цветом, потому что это гласный звук).

- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку во второй домик, потому что это второй звук в слове). 

- Произнесите слово «луна» и выделите третий звук? (Лу-н-н-на)

- Какой третий звук в слове «луна» (Третий звук в слове «луна» [н])

- Что ты знаешь о звуке [н]? (Это согласный звук, мы его не можем петь, тянуть, сказать громко и тихо, когда мы его произносим, встречаем преграду – язык и зубы).

- Каким цветом ты его обозначишь? (Я его обозначу синим цветом, потому что это согласный твердый звук).

- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку в третий домик, потому что это третий звук в слове).

- Произнесите слово «луна» и выделите четвертый звук? (Лун-а-а-а).

- Какой четвертый звук в слове «луна» (Второй звук в слове «луна» [а]).

- Что ты знаешь о звуке [а]? (Это гласный звук, мы его можем петь, тянуть, сказать громко и тихо, голос идет свободно, преград не встречает)

- Каким цветом ты его обозначишь? (Я его обозначу красным цветом, потому что это гласный звук).

- В какой домик поставишь фишку? (Я поставлю фишку в четвертый домик, потому что это четвертый звук в слове). 

-Молодцы дети, помогли найти спрятавшиеся звуки.

 Давайте поиграем со словом «луна».

– Сколько гласных звуков в слове «луна»? (В слове два гласных звука).

– Какой первый гласный звук? [у]

– Какой второй гласный звук? [а]

– Сколько слогов в слове «луна»? Вспоминаем правило – В слове столько слогов, сколько – гласных звуков); (В слове «луна» два гласных звука, значит, два слога).

– Сколько согласных звуков в слове «луна»? (В слове два согласных звука [л] и [н]).

– Что можно сказать об этих звуках, какие они? (Это твердые согласные).

– Какой ударный слог в слове «луна»? Как можно узнать? (В слове «луна» ударный слог на-, нужно позвать «лу-н-н-на»).

– Какой ударный гласный звук в этом слове? (В этом слоге ударный гласный звук –[а]). Молодцы! Справились! Предлагаю провести физкультминутку «Ракета»

Сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, потянись.

Вот летит ракета ввысь.

– Мы с вами многому научились за этот год, давайте проверим, как вы умеете отвечать на вопросы, используя картинку Игра «А ну-ка не зевай, скорее отвечай!» Воспитатель задает вопросы, демонстрируя картинки детям. Какие молодцы!!!

- Предлагаю вам достать листочки с заданием. Воспитатель ставит задачу перед детьми, они выполняют задание с последующей проверкой.

- А теперь составьте предложение из трех слов по картинке. Составьте схему. Поделите слова на слоги. Хорошо постарались!

- Сейчас мы с вами будем разгадывать ребус. Воспитатель показывает зашифрованное слово, дети по первым буквам составляют его. Хвалит детей.

- А какое слово здесь спряталось? Найдите и покажите соответствующую картинку.

- Я для вас подготовила настоящее испытание… игра «Собери и прочитай»: вы должны выбрать три карточки и составить картинку, затем прочитать и соединить с нужным словом (ДОМ, ДУБ, ШАР, СЫР, ЖУК)

  • Скажите, а чем похожи все эти слова? (В каждом слове один слог)
  • Назовите в этих словах гласные звуки? Согласные?
  • Дайте характеристику согласным звукам.

Молодцы, ребята, успешно прошли испытание!

- Наше путешествие подходит к своему завершению.  Но осталось еще одно интересное задание игра «Волшебный мешочек». Дети по одному подходят, достают по две карточки, называют слова и прикрепляют к соответствующей схеме на доске.

Вы молодцы, все задания выполнили, ребусы разгадали, на вопросы ответили, испытание прошли! Вы отлично поработали!

– Ну вот и подошло к концу наше путешествие, до будущих встреч в мире звуков

– Дети, какие вы молодцы. Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось? Какое задание было для вас сложным? Какое задание было самым интересным?

-Давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие звуковой культуры речи"

Правила, рекомендации и советы по развитию звуковой культуры речи у школьников...

Методическая разработка «Развитие звуковой культуры речи посредством художественно-эстетического восприятия»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевог...

Методическая разработка «Формирование звуковой культуры речи дошкольников по средством музыкальных развлечений»

Актуальность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведение. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми...

Методическая разработка по звуковой культуре речи

Звуковая культура,это основа для работы с детьми раннего возраста....