Занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Маша идет в школу"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект итогового занятия по обучению грамоте  в подготовительной  группе  компенсирующей направленности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchetnoe_zanyatie_2017_masha_i_medved.docx1000.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  

 «Детский сад №127 комбинированного вида»

        

Тема: «Маша идет в школу»

(конспект итогового занятия по обучению грамоте  в подготовительной  группе  компенсирующей направленности №13)

Подготовила:

учитель-логопед МДОУ «Детский сад  №127 комбинированного вида»

Курашкина Е.У.

Саранск 2017 г.

Тема: Маша идет в школу

Цель: 1. Обобщить и закрепить знания детей по теме «Школа».

2. Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов.

3. Работа над слоговым составом слов.

4. Закреплять умение составлять предложения по данной схеме.

5. Учить детей подбирать родственные слова.

6. Закрепить навыки словообразования и словоизменения.

7. Закреплять навыки чтения слов, предложений.

8. Закреплять правописание ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА.

8. Развивать психические процессы (мышление, память, внимание), связную речь.

Оборудование: кукла Маша, Медведь из м/ф «Маша и Медведь», наборы для составления звуко-слоговых схем (индивидуальные и для фланелеграфа), фланелеграф, магнитная доска,  схема предложения, кассы, карточки со слогами, текст с пропущенными буквами (пословицы),  речевой материал, ребус и картинка-отгадка к нему, школьные принадлежности (портфель, тетрадь, букварь, карандаши, ластик, линейка, фломастеры, кисточка и др.


Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу, говорят стихотворение, взявшись за руки:

Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Дети, вы подросли, многому научились, узнали много нового и совсем скоро пойдете учиться в школу. Поэтому сегодня у нас будет не совсем обычное занятие. Сначала я хочу проверить, а знаете ли вы что-то о школе.

Поиграем в игру «Путаница» (развитие словесно-логического мышления)

Внимательно слушайте мои вопросы и исправляйте неверные ответы.  Кто ответит, садится на свое место.

Вопросы:

1. Дети ходят в школу, чтобы играть с игрушками.

2. Ранец нужен для того, чтобы носить в школу бутерброды.

3. Отличник – это тот, кто получает двойки.

4. Пенал нужен для того, чтобы хранить тетради.

5. Учитель - это человек, который учится.

6. В школе больше учителей или учеников?

7. Дети идут в школу летом.

8. Когда начинается урок, звучит музыка.

9. На школьной доске пишут карандашом.

10. В школе детей учит воспитатель.

11. Перерыв между уроками называется – пауза.

12. Дневник нужен, чтобы в нем рисовать.

13. На уроке можно громко разговаривать, шуметь.

14. Стол, за которым сидят ученики, называется …

15. Букварь нужен, чтобы учиться считать.

16. Первая буква в алфавите Я.

17. Книги, по которым учатся в школе, называются …

18. За отличную работу учитель ставит двойку.

19. В тетради нужно писать некрасиво и грязно.

2.Вводная беседа, создание игровой ситуации.  

- Дети, вы молодцы и отлично справились с этим заданием. В сентябре не только вы пойдете в школу. Девочка Маша из мультфильма тоже собирается учиться, но свой портфель еще не собрала. Давайте ей в этом поможем?

Логопед показывает игрушечную Машу.

- Добрый Медведь приготовил для Маши школьные принадлежности, но прежде, чем получить их и положить в портфель, нужно выполнить сложные задания. Я думаю, у вас все получится.

Логопед выставляет  на столик портфель, принадлежности и разноцветные конверты с заданиями. После выполнения каждого задания дети получают один из школьных предметов и помещают его в портфель. Маша после правильно выполненного задания радуется (смех из м/ф).

3. Звуки и буквы. 

Звуко-слоговой анализ слова. Работа с разрезной азбукой (составление и преобразование слов)

Задание 1.

- Первое задание Мишки: составьте звуко - слоговую схему слова БУКВАРЬ (один ребенок работает около доски).

Анализ:

- Задайте вопрос к слову БУКВАРЬ (ЧТО?)

- Сколько слогов в слове БУКВАРЬ? Назовите их. Почему два  слога?

- Назовите гласные звуки. Ударный гласный звук.

- Назовите твердые согласные звуки.

- Назовите мягкие согласные звуки.

- Молодцы, дети. Вы получаете для Маши букварь (кладут в портфель)

Задание 2.

-  Дети, чем обозначаются звуки на письме?

- Звуки на письме обозначаются буквами.

- Медведь предлагает поиграть в игру «Волшебные буквы».

- Я назову звук, а вы обозначите его соответствующей буквой.

 Д Ч О А К  

- Составьте из данных букв слово (один ребенок работает у магнитной доски)

ДОЧКА

- Превратите слово ДОЧКА в слово ТОЧКА. Что вы для этого сделали?  и т.д.

                      ДОЧКА→ТОЧКА→ТУЧКА→РУЧКА

- Молодцы, вы получаете еще один предмет в школьный портфель Маши. Какой предмет, кроме школьной принадлежности, еще называют словом РУЧКА?  (часть тела человека).

3. Слоги.

Работа над слоговым составом слов. Родственные слова. Подбор синонимов. Закрепление правописания ШИ, ЖИ.

Задание 3.

- Дети, добрый Миша предлагает вам выполнить следующее задание: «Слово рассыпалось». Прочитайте слоги (на магнитной доске). Составьте слова из слогов одного цвета.

 

Слова: КАРАНДАШИ, УЧЁБА, ТЕТРАДИ, РАНЕЦ

- Прочитай это слово (читает ребенок, который составлял слово у доски): КАРАНДАШИ.

- Какое правило нужно применить при написании слова КАРАНДАШИ? (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)

Аналогично составляются остальные слова.

- От какого слова произошло слово УЧЁБА? (от слова УЧИТЬСЯ)

-Подберите родственные слова к слову УЧИТЬСЯ.

УЧИТЬСЯ –  ученик, ученица, учительница, учитель, ученый, учебный, учебник, учащийся, учить.

- Как иначе можно назвать РАНЕЦ (ПОРТФЕЛЬ, РЮКЗАК)

- Молодцы, ребята, вы получаете в портфель Маши  карандаши, тетради.

4. Физ.минутка.

Звучит реплика Маши из м/ф «Перемена, перемена…»

- А сейчас Машенька предлагает вам немного отдохнуть.

Физ. минутка «Как живешь?» (дети отвечают на вопрос взрослого и показывают соответствующее движение)

Как живешь? – Вот так (большой палец вверх)

Как идешь? – Вот так (шагают на месте)

Как плывешь? – Вот так (имитация плавательных движений руками)

Ночью спишь? – Вот так (руки под голову, глаза закрыты)

Как берешь? – Вот так (руками хватательные движения)

Как даешь? – Вот так (руками от себя)

Как шалишь? – Вот так (показывают нос Буратино)

Как молчишь? (Дети ничего не отвечают, прижимают палец к губам)

5. Словосочетания.

Согласование по падежам и числам словосочетаний «ЧИСЛ. + ПРИЛАГ. + СУЩ.» Закрепление употребления слов сложной слоговой структуры.

Задание 4.

- Молодцы, вы были очень внимательны. Миша предлагает вам посчитать  школьные предметы: игра «Один-два-много». Кто ответит, садится на свое место.

Словосочетания: деревянный карандаш, пластмассовая линейка, резиновый ластик, яркий фломастер, удобный пенал, новая точилка, ученическая подставка.

- За это задание вы получаете в портфель Маши карандаш, линейку, ластик, фломастеры, пенал, точилку, подставку.        

6. Предложение.

Угадывание ребуса. Составление и распространение предложений определениями.

Задание 5.

- Следующее задание Медведя – расшифровать ребус по первым звукам названий картинок.

        

Слово: КНИГА  (картинка)

- Молодцы, дети. Вы правильно расшифровали  ребус.

 Выставляется схема предложения.

Анализ схемы:

- Что это? (Схема предложения).- Из чего состоит предложение? (Из слов, которые «дружат» между собой)

- Что обозначает на схеме треугольник? (Предлог, маленькое слово)

- Что обозначает полоска с одной линией? (Слова-предметы)

- Что обозначает полоска с двумя линиями? (Слова-действия)

- Составьте со словом КНИГА предложение, чтобы оно подходило к схеме.

Например: На столе лежит книга.

Затем логопед изменяет схему предложения, добавляя определения.

- Измените предложение о книге так, чтобы оно подходило к данной схеме.

Например: На столе лежит большая интересная  книга.

Составьте предложения о других предметах.

На цветке сидит большая, красивая бабочка.

В скворечнике живут веселые озорные скворцы.

Под стулом лежит большой полосатый мяч и др.

- В портфель Маша получает книгу.

7. Работа над пословицами.

Закрепление навыка чтения предложений. Правописание  ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Задание 6.

- Дети, Миша подготовил для вас еще одно задание: он просит вас прочитать пословицу. Какие буквы потерялись? Почему? Объясните смысл пословицы.

Век ж…ви - век учись.

Делу – время, потехе – ч…с.

За это задание дети дарят Маше блокнот.

8. Итог. Оценивание деятельности детей.

- Дети, вам понравилось занятие? Какое  задание было самым интересным? Как вы оцениваете работу своих товарищей?

Затем логопед дает оценку деятельности каждого ребенка.

- Молодцы, дети, вы хорошо поработали на занятии. Теперь Машенька пойдет в школу с радостью. Она говорит вам СПАСИБО! И дарит на память закладки для книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Наш друг – вода». «Область познание». Расширение кругозора. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Цели:·         Образовательные: познакомить детей с понятием «вода», ее тремя состояниями: твердое, жидкое, газообразное, объяснить такие явления, как дождь, сн...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи:     Формировать представление о семье.·...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"...

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «В гости к Фее Музыки»

Цель:      Развивать творческий потенциал детей через включение в различные видымузыкальной деятельности.Задачи:Коррекционно- воспитательные:1. Создать условия для улучшения общего...