Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе начало учебного года
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Иванова Елена Игоревна

Конспект предназначен для воспитателей. Составлен по учебно-методическому комплексу Журовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область  - речевое развитие

Обучение грамоте.

Разработка конспекта воспитатель Иванова Е.И.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Продолжать  учить детей проводить  звуковой анализ слова; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; закреплять умение делить слова на слоги; закреплять умение называть первый звук в слове.

.

Программное содержание:

  1. Учить проводить звуковой анализ слова.
  2. Учить называть гласные и согласные звуки в слове
  3. Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
  4. Закреплять умение делить слова на слоги.
  5. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью.
  6. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.

 Демонстрационный материал: картина-схема слова сани,  карандаши (красные, синие, зеленые); указка; игрушка деда мороза,  письмо,  карточки с заданиями.

Раздаточный материал: схемы слова сани, карандаши разного цвета (по 3 на ребенка), указка.

Ход занятия

Сегодня я хочу поделиться с вами добротой. Возьмёмся за руки и передадим добро, тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать

Все хотим мы заниматься

Все хотим мы много знать.

Посмотрите ребята нам пришло письмо.
Здравствуйте дорогие дети!
Пишет вам Дед Мороз. Я поздравляю вас с наступающим Новым годом!!!
Я бы очень хотел приехать  на ваш новогодний бал в детский сад, но в Великом Устюге, где я живу у меня очень много дел. У меня есть помощники  которые приходят ко всем ребятам на праздники. Сегодня к вам пришел один из моих помощников. Он решил вас навестить для того чтобы узнать чье желание в Новогоднюю ночь мне нужно исполнить.  Ваш Дед Мороз и внучка Снегурочка.

Ребята, расскажем и покажем Дедушке Морозу что мы знаем и умеем?

Выполним  задание:

Отгадайте загадку:

Я катаюсь на нем до вечерней зари,

Но ленивый мой конь возит только с горы,

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за веревку вожу.( Сани ).

Давайте присядем за столы. И узнаем какие звуки живут в этом слове. Сделаем звуковой анализ слова.

Но прежде чем мы начнем делать анализ, вспомним с какими  звуками мы знакомы. – Гласные и согласные.

 - Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить, при этом во рту ничто не мешает. Ещё можно их пропеть.

- Как называются такие звуки? – гласные.

- Как называются звуки, при произнесении которых нам мешают губы, зубы, язык? (Согласные).

- Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие).

- Как правильно называть большого братца – Твердый согласный звук {обозначаем мы его синим цветом}, а  маленького братца как правильно называть  – Мягкий согласный звук { обозначаем его зеленым цветом}.

   Звуковой анализ слова «сани».

Воспитатель читает слово с указкой у доски, а дети по картинке  на столах: ссани.

- Какой первый звук в слове сани? – «с»

- Это гласный или согласный звук?

- Согласный. Когда мы его произносим, во рту мешают зубы и язык.

- Какой это согласный звук, твёрдый или мягкий?

- Это твёрдый согласный . Какой фишкой мы обозначим твёрдый согласный звук «с»? – синей.

Другой ребёнок читает слово, задерживая указку под второй клеточкой, интонационно выделяя звук «а». Называет его, определяет, что он гласный, так как при его произнесении во рту ничто не мешает, и обозначает звук «а» красной фишкой.

Третий ребёнок у доски читает слово с интонационным выделением звука «н,», синхронно ведя указкой под схемой слова санни.

- Это гласный или согласный звук?

- Согласный. Когда мы его произносим, язык мешает. Звук «н,» - твёрдый или мягкий согласный звук?

Это мягкий согласный звук.

Какой фишкой его обозначим? (зелёной).

Четвёртый ребёнок определяет последний звук, читает его с интонационным выделением, синхронно ведя указкой под схемой слова. Четвёртый звук в слове сани – «и», гласный, при его произнесении во рту ничто не мешает, обозначаем красной фишкой.

1  ребёнок читают слово сани у доски.

- Сколько слогов в слове сани? Сколько гласных звуков? Какой первый гласный звук? Какой второй гласный звук?

Игра называется «Сколько частей – слогов в слове»

Воспитатель называет слова, а дети делят с помощью хлопков на части слово и называют вслух сколько получилось слогов. Зима, Снеговик, Сани, Лыжи, Снег, Снежинки.

Предлагаю вам отдохнуть

Физминутка

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют работу дворника)

Мы катаемся на санках. (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, ( Имитируют движения лыжника)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Предлагаю поиграть в игру {проводится игра с мячом}.

Игра «Назови братца». Проводится в кругу. Воспитатель называет твердый согласный  звук,  а дети в ответ – мягкую пару названного звука. Например, воспитатель называет звуки «с», «т», «в», «б», «л», «п», «г» и одновременно бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет парный мягкий согласный {соответственно «сь» «ть» «вь» «бь» «ль» «пь» «гь»} и возвращает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети.

Рефлексия:

- Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания?

- Что больше всего понравилось?

- Как вы думаете помощник Дедушки Мороза расскажет чему ребята научились и что знают настоящему Деду Морозу? А дедушка мороз обязательно исполнит все ваши желания в новогоднюю ночь.

- Вы все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Конспект заняьтия по обучению грамоте в старшей группе с использованием элементов Вальдорфской педагогики....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление пре...