Проект по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста "Фонетика для дошкольников"
проект по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Мамонтова Людмила Николаевна

Данный проект  проводится в рамках подготовки   обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.  Проект   реализуется  совместно с воспитателями и родителями для активного развития фонематического восприятия детей.  Проект включает мероприятия, направленные на ознакомление родителей с игровыми приёмами развития фонематического слуха детей в добуквенный период  обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fonetika_dlya_doshkolnikov.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

Проект «Фонетика для дошкольников»

Составитель:  Мамонтова Л.Н., воспитатель  МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара

Заказчик проекта:  родители, творческая группа проведения декады « Язык родной дружи со мной».

Вид: творческий, игровой.

Продолжительность:  долгосрочный (февраль- март).

Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, родители.

    Данный проект  проводится в рамках подготовки   обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.  Проект   реализуется  совместно с воспитателями и родителями для активного развития фонематического восприятия детей.  Проект включает мероприятия, направленные на ознакомление родителей с игровыми приёмами развития фонематического слуха детей в добуквенный период  обучения грамоте.

  Термин « фонетика» происходит от греч. слова phone – «звук» или «phonetikos» – «звуковой» и буквально значит «наука о звуках (речи)». Фонетику иногда так и определяют: «Фонетика- это наука о звуках речи». Но такое определение надо признать неполным и недостаточным, т.к. фонетика изучает не только звуки речи, а также и все звуковые средства языка, например, слоги, фонетические слова, такты, фразы, паузы, интонации. Поэтому общее определение должно быть широким.
   Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании
 языка как средства общения людей.  Но основной частью фонетики является учение о звуках.
  Фонематический слух
  - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».

  Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Наша речь существует в устном и письменном виде, но поскольку речь сначала звучит и воспринимается слухом, то развитый фонематический слух – это база, на которой впоследствии формируется умение читать. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предпочитает точность слухового восприятия, звукоразличения, звуковой анализ речи. Но, к сожалению, в настоящее время отмечается значительный рост детей с недостаточно развитым фонематическим слухом и фонематическим восприятием, что отрицательно влияет не только на устную, но и письменную речь. Кроме того, количество детей, имеющих речевые трудности, продолжает неуклонно расти, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности всё меньше уделяют внимание развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания творческого проекта “Фонетика для дошкольников”. Данный проект познакомит родителей с   игровыми формам ознакомления детей со звуками, покажет важность добуквенного периода в обучении грамоте.

Цель: создание  условий для развития фонематического слуха  детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.

Задачи:

- включить родителей в процесс развития  фонематического слуха и восприятия у дошкольников;

 -расширить  предметно-развивающую  среду в группе логопедическими играми и материалами,

-расширить  знания и умения  воспитателя по работе с детьми с речевыми нарушениями.

Планируемый результат:  

 - выставка «Красавицы-буквы» или «Звуковые клумбы и звуковые звезды» ( на выбор детей);

- обогащение развивающей среды новым игровым оборудованием по развитию речи;

- создание электронной информационной  папки для родителей и воспитателей по теме: «Развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста».

Содержание проекта

1.Организационный момент

- подбор методической и теоретической литературы по теме проекта;

- определение сроков проведения мероприятий .

2. Основной этап.

Мероприятия

Ответственные

Сроки проведения

  1. Вечер загадок «Поющие звуки» (загадки - отгадки на гласные звуки).

Воспитатели

  1. Конкурс «Сделай букву сам» (изготовление  объемных букв родителями с детьми) , «Звуковой цветок или звезда).
  2. Презентация детей заданного звука и буквы.

Родители, воспитатели

Воспитатели

  1. Создание буквенного фриза.

Родители, дети

  1. Изготовление  дидактической игры «Звуковые цепочки».

Родители, воспитатели

  1. Интегрированное занятие  «День рождения буквы Ш».

Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель

  1. Практикум для родителей  для родителей детей дошкольного возраста  логопункта прогимназии «Фонетический серпантин» (игры на фонематическом материале).
  2. Консультация для родителей « Развиваем фонематическое восприятие».

Логопед, психолог, воспитатели

  1. Игротека « Калейдоскоп Звуков»

Логопед ( еженедельно)

  1. Родительское собрание « Фонетика для дошкольников».

Логопед, воспитатели

  1. Печатная информация в уголок для родителей:  « Фонетика – это…»; « Шпаргалка для родителей»; « Развиваем фонематический слух» и др.
  2.  Оформление буклета « Развиваем фонематический слух».

Воспитатели

  1.  Открытое занятие для родителей « Поможем Золушке  и Снегурочке  вернуться в сказки».

Логопед, психолог

Заключительный этап

  1. Информирование о проведении проекта на сайте прогимназии.
  2. Оформление накопительной папки проекта.

Перспектива дальнейшего развития проекта.

 -Презентация проекта на МО воспитателей прогимназии.

- Использование материалов накопительной папки проекта другими педагогами.

   Список литературы

1.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей -. СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.

2.Миронова Н. М., Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической группы Издательство: Гном; 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Семинар для педагогов "Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста"

Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух; - фонематическое восприятие; - фонемный анализ....

Презентация "Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста"

Презентация. Рекомендации воспитателям по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста"...

В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Обучение грамоте - сложный процесс,требующий от первоклассника развитиого фонематического восприятия и звукового анализа, синтеза. В данных рекомендациях выполнен подбор материала для развития фонемат...

Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».

Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом сл...