Дополнительная образовательная программа "АБВГдейка" для детей 5 - 7 лет.
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Переберина Евгения Дмитриевна

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом, а также овладение чтением до поступления в школу.Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительных групп дошкольного учреждения (5 – 7 лет). Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.Программа рассчитана на два года обучения, на каждый год свое календарно –тематическое планирование.Программа построена на методике Н.С.Жуковой и предназначена для развития детской речи и направлена на обучение дошкольников правильному чтению и обучению грамоте. В данной программе предложена система занятий с применением разнообразных речевых игр и материалов, в ходе которых ребенок овладевает различными лексико-грамматическими категориями, развивает связную речь, фонематические процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abvgdeyka_5_-_7_let.docx55.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 города Тюмени

ПРОГРАММА

дополнительных образовательных услуг «АБВГДейка»

для детей 5-7

Составитель: Учитель –логопед

Переберина Е.Д.

Тюмень, 2018

Оглавление

Пояснительная записка        3

Сроки реализации и продолжительность образовательного процесса.        5

Основные формы работы с детьми        5

Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).        6

Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет)        22

Ожидаемые результаты и мониторинг освоения образовательной программы.        28

Список литературы:        29

Приложение 1.        30

Пояснительная записка

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом, а также овладение чтением до поступления в школу.

Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в 5-7 летнем возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе. Кроме того, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.

Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительных групп дошкольного учреждения (5 – 7 лет). Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Обучение чтению дошкольников и подготовка к обучению грамоте– это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.

Рабочая программа (далее – Программа) является целевым ориентиром дополнительной платной образовательной услуги «АБВГДейка» (обучение чтению и письму), определяет содержание и объём образовательной деятельности. Программа рассчитана на два года обучения, на каждый год свое календарно –тематическое планирование.

Программа построена на методике Н.С.Жуковой и предназначена для развития детской речи и направлена на обучение дошкольников правильному чтению и обучению грамоте. В данной программе предложена система занятий с применением разнообразных речевых игр и материалов, в ходе которых ребенок овладевает различными лексико-грамматическими категориями, развивает связную речь, фонематические процессы.

Цель программы: обучению чтению, создание предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.

Задачи:

  1. Развитие у детей фонематического и фонетического слуха, умения проводить звуковой анализ слов.
  2. Усвоение детьми графического образа буквы, овладению послоговым механизмом чтения.
  3. Развитие мелкой моторики, совершенствование у детей элементарных графических умений.
  4. Создание условий для накопления, обогащения и активизации словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи.

Необходимое оборудование и раздаточный материал для занятий:

  1. Доска для записи букв, слогов и слов.
  2. Маркеры для доски (красный, синий, зеленый, черный).
  3. Тетради в крупную клетку на каждого ребенка.
  4. Магнитный алфавит.
  5. Подставки для карандашей.
  6. Простые и цветные карандаши, ластик на каждого ребенка.
  7. Букварь Н.С, Жуковой.
  8. Кассы букв на каждого ребенка.

Сроки реализации и продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 8 месяцев обучения дошкольников -  с октября по май. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут для детей 5 – 6 лет и 30 минут для детей 6 – 7 лет. Всего 50 - 60 минут в неделю. В месяц – 8 занятий, 3 часа 20 минут и 4 часа. Полный курс 8 месяцев,64 занятия, 26 часов 40 мин и 32 часа для детей 6 – 7 лет.

Планируемое количество детей – 10-12 детей.

Формы работы: групповая.

Основные формы работы с детьми

Занятия строятся с учетом принципа развивающего обучения. В содержание занятий включены поисковые вопросы, приемы сравнения, различные способы работы с наглядностью, множество загадок. Эти приемы развивают воображение, активизируют словарный запас, формируют быструю реакцию на слово.

Для отдыха и снятия напряжения проводятся физкультминутки и пальчиковые игры. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом многие из них соответствуют теме занятия. На занятиях используются различные дидактические игры: «Назови картинку, выдели первый звук», «Подбери слово», «Хлопай, не зевай», «Покажи букву»,

«Выбери картинку», «Составь предложение», «Продолжи ряд» и другие.

Процесс обучения строится на следующих принципах:

  1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»).
  2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
  3. Принцип доступности и посильности: предполагает деление изучаемого материала на этапы и преподнесение его детям последовательными блоками и частями; учет индивидуальных особенностей детей.
  4. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Месяц

№ занятия

Тема

Программные

задачи

Методические приемы

Октябрь

1

Звук и буква А.

Познакомить детей со звуком и буквой А и его характеристикой. Дать понятие о месте нахождения звука в слове. Закреплять понятие «звук», «гласный звук». Развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов. Деление слов на слоги.

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Назови картинку, выдели первый звук».

2. «Подбери слово».

3. «Хлопай, не зевай».

4. «Поймай звук».

5. «Покажи букву»

2

Звук и буква У.

Познакомить детей со звуком и буквой у, с опорой на артикуляционные признаки. Закреплять понятия «звук», «буква». Развивать умение выделять гласный звук в начале слов.

1. Выкладывание букв из различного материала.

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Выбери картинку».

2. «Составь предложение».

3. «Продолжи ряд».

4. «Выдели звук».

5. «Буквенные сказки».

3

Звук и буквы

О.

Познакомить детей со звуком и буквой О, с опорой на артикуляцию звука и понятием «гласный звук». Учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие. Деление слов на слоги.

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Назови картинку, выдели первый звук».

2. «Телеграф».

3. «Запомни, повтори».

4. «Поймай звук».

5. «Буквенные сказки».

4

Звук и буква М.

Познакомить детей со звуком и буквой М. Закреплять понятия «гласные звук», «согласный звук». Научить характеризовать звук М. Упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова.

Упражнять в звуковом анализе слогов АМ, ОМ, УМ, МА, МО, МУ.

Чтение слов МА-МА,  АУ.

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Подбери картинки».

2. «Продолжи ряд».

3. «Составь схему».

4. «Капитаны».

5. «Рыбалка».

5

Звук и буква

С.

Познакомить со звуком и буквой С. Повторение изученных букв.

Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Познакомить с ударным гласным звуком.

Упражнять в звуковом анализе слогов АС, ОС, УС, СА, СО, СУ. Определять место звука в слове.

Чтение слов СА-МА, СОМ, О-СА.

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Найди ошибку и исправь».

2. «Придумай рассказ».

3. «Вставь буквы».

6

Звук и буква Х.

Познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Учить выделять звук в слогах и словах. Закреплять понятие: «согласный звук», «согласный твердый звук», «глухой звук».

Упражнять в звуковом анализе слогов АХ, ОХ, УХ, ХА, ХО, ХУ.

Чтение слов МУ-ХА, СУ-ХО, У-ХА, У-ХО.

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2. Чтение слогов.

3. Работа с разрезными азбуками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Хлопай, не зевай».

2. «Определи место звука в слове».

3. «Выдели звук».

4. «Буквенные сказки».

7

Звук и буква

Р.

Познакомить детей со звуком и буквой Р и научить характеризовать его. Упражнять в делении слов на слоги.

Научить подбирать картинки на заданный звук. Составление предложений на заданную лексическую тему.

Упражнять в звуковом анализе слогов АР, ОР, УР, РА, РО, РУ.

Чтение слов РА-МА, РО-МА, РО-СА.

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2. Чтение слогов.

3. Работа с разрезными азбуками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Назови слова».

2. «Продолжи ряд».

3. «Подбери картинки».

4. «Хлопай, не зевай».

5. «Буквенные сказки».

8

Звук и буква Ш.

Познакомить детей со звуком Ш и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Упражнять в анализе слов и предложений. Упражнять в звуковом анализе слогов АШ, ОШ, УШ, ША, ШО, ШУ.

Чтение слов МА-ША, ШАР, ШУМ

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Назови картинку, выдели первый звук».

2. «Подбери слово».

3. «Хлопай, не зевай».

4. «Поймай звук».

5. «Покажи букву»

Ноябрь

9

Дифференциация звуков С-Ш.

Научить детей различать звуки С и Ш на слух.

Чтение слогов с данными буквами.

Чтение слов СА-ША, СУ-ША

Звукобуквенный анализ слогов и слов.

1. Звуковой анализ слогов.

2. Работа с разрезными азбуками.

3. Чтение слогов.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Назови картинки».

2. «Отгадай загадку?».

3. «Буквы рассыпались».

10

Звук и буква Ы.

Познакомить детей со звуком и буквой Ы. Научить характеризовать звук Ы. Упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова.

Анализ и чтение слогов и слов СЫ, МЫ, РЫ

О-СЫ, У-СЫ,МА-МЫ,РА-МЫ

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Подбери картинки».

2. «Продолжи ряд».

3. «Составь схему».

4. «Капитаны».

5. «Рыбалка».

11

Звук и буква Л.

Познакомить детей со звуком и буквой Л. Научить характеризовать звук Л по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в звуковом анализе прямых и обратных слогов АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ и в делении слов на слоги.

Чтение слов УШ-ЛА, СА-ЛО, МА-ЛО, МЫ-ЛО

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2. Чтение слогов.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Назови слова».

2. «Придумай предложение с заданным словом».

3. «Что изменилось?».

4. «Цепочка слов».

5. «Большие  - маленькие».

12

Звук и буква Н.

Познакомить детей со звуком и буквой Н. Научить характеризовать звук Н по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в делении слов на слоги, в определении места звука в слове. Учить детей составлять звуковые схемы слогов АН, ОН, УН, ЫН, НА, НО, НУ, НЫ и анализировать их.

Чтение слов СОН, НОС, ЛУ-НА, РА-НО, НАШ

1. Чтение слогов.

2. Выкладывание буквы из различного материала.

3. Работа с разрезными азбуками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Загадки – шутки.

6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Найди подходящее слово».

2. «Продолжи ряд».

3. «Составь схему».

4. «Кому это нужно?».

13

Звук и буква К.

Познакомить детей со звуком и буквой К. Научить детей различать звук К по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в делении слов на слоги. Развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица. Упражнять детей в звуковом анализе слов из трех звуков.

Чтение слогов и слов АК, ОК,УК,ЫК, КА, КО, КУ,КЫ, МАК, СОК, ЛУК

1. Загадки.

2. Чтение слоговой таблицы.

3. Работа с разрезными слогами.

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Работа на доске в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Подбери картинку».

2. «Определи место звука в слове».

3. «Составь предложение».

4. «Перекличка».

14

Звук и буква Т.

Познакомить детей со звуком и буквой Т. Научить характеризовать звук Т по акустическому и артикуляционному признаку.

Научить различать на слух разные типы предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное)

Чтение и анализ слогов АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ТА, ТО, ТУ, ТЫ.

Чтение слов УТ-РО, НО-ТЫ, ТУ-МАН.

1. Чтение слоговой таблицы.

2. Загадки-шутки.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Домик».

2. «Продолжи ряд».

3. «Подбери картинку».

4. «Буквенные сказки».

5. «Собери слово».

15

Дифференциация звуков К и Т.

Различать звуки К – Т по акустическим и артикуляционным признакам.

Упражнять детей в делении слов на слоги.

Развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица.

Чтение слов КОТ, КО-ТЫ, УТ-КА, КРОТ.

1. Загадки.

2. Чтение слоговой таблицы.

3. Работа с разрезными азбуками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Подбери картинку».

2. «Определи место звука в слове».

3. «Составь предложение».

4. «Перекличка».

16

Звук и буква И.

Познакомить детей со звуком и буквой И и его акустико-артикуляционной характеристикой. Закреплять понятия: «гласный звук», «слог», «слово», «согласный мягкий звук»

Чтение и анализ слогов ИМ, ИН, ИР, ИШ, МИ, ШИ,ТИ,ЛИ

Чтение слов И-РА, МИШ-КА

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2. Чтение слоговой таблицы.

3. Работа с разрезными азбуками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Слушай, повторяй».

2. «Назови слова».

3. «Составь предложение».

4. «Хлопай, не зевай».

5. «Буквенные сказки».

Декабрь

17

Звук и буква П.

Познакомить детей со звуком и буквой П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Учить выделять звук в слогах и словах. Закреплять понятие: «звук», «буква».

Чтение слогов с буквой П.

Чтение слов ПА-ПА, ПА-ША,ПО-ЛЫ,ЛА-ПА

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2. Чтение слогов.

3. Работа с разрезными азбуками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Домик».

2. «Хлопай, не зевай».

3. «Определи место звука в слове».

4. «Выдели звук».

5. «Буквенные сказки».

18

Звук и буква З.

Познакомить детей со звуком и буквой З. Учить детей характеризовать звук З с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Упражнять детей в звуковом анализе слов из трех и более звуков. Развивать умение анализировать предложения.

Чтение слогов с буквой З

Чтение и анализ слов РО-ЗА, ЗИ-МА, КО-ЗЫ, ЗОНТ.

1. Звуковой анализ слогов.

2. Чтение слоговой таблицы.

3. Работа с магнитным алфавитом.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Скажи быстро».

2. «Угадай, какой звук».

3. «Назови слово».

4. «Буквенные сказки».

5. «Собери слово».

19

Звук и буква Й.

Познакомить со звуком и буквой Й.

Упражнять детей в звуковом анализе слов из трех и более звуков.

Чтение слогов со звуком Й – АЙ, ОЙ, ЫЙ, ИЙ.

Чтение слов и анализ слов МАЙ, ПОЙ, РОЙ.

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2. Чтение и сравнение на слух слогов.

3. Разучивание пословицы.

4. Чтение по слоговой таблице.

5. Работа с разрезными азбуками.

6.  Пальчиковая гимнастика.

Дидактические и речевые игры:

1. «Кто поедет в гости?».

2. «Четвертый лишний».

3. «Продолжи ряд».

4. «Что изменилось?».

20

Звук и буква Г.

Познакомить детей со звуком и буквой Г.

Развивать умение делить слова на слоги. Упражнять в звуковом анализе слогов. Учить детей характеризовать звук З с опорой на акустические и артикуляционные признаки.

Чтение слогов и слов на букву Г. Анализ слов ГУ-СИ, ОГ-НИ, НО-ГА, ГО-РА.

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2. Звуковой анализ слогов.

3. Чтение слогов.

4. Работа с разрезными азбуками.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Скажи наоборот».

2. «Найди пару».

3. «Подбери картинку».

4. «Разложи в два ряда».

21

Звук и буква В.

Познакомить детей со звуком и буквой В.

Учить детей характеризовать звук В (согласный, звонкий, твердый).

Учить детей употреблять предлог В (в лесу, в машине)

Чтение и анализ слогов ВА, ВО, ВУ.

Чтение слов ВАШ, ВА-ТА,И-ВА,ВА-ЗА,СО-ВА.

1.Звуковой анализ слогов.

2. Чтение слоговой таблицы.

3. Работа с магнитным алфавитом.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Звук заблудился».

2. «Угадай, какой звук».

3. «Назови слово».

4. «Буквенные сказки».

5. «Где спрятался?».

22

Звук и буква Д.

Познакомить детей со звуком и буквой Д. Упражнять детей в определении места звука в словах. Упражнять в делении слов на слоги. Развивать умение анализировать слоги и выкладывать их графическую схему.

Чтение слогов и слов на букву Д. Анализ слов ДОМ, ДЫМ, ВО-ДА.

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2. Звуковой анализ слогов.

3. Чтение слогов.

4. Работа с разрезными азбуками.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Работа на доске в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Скажи наоборот».

2. «Четвертый лишний».

3. «Продолжи ряд».

4. «Буквенные сказки».

23

Звук и буква Б.

Познакомить детей со звуком и буквой Б и научить характеризовать его с опорой на акустические и артикуляционные признаки.

Упражнять детей в определении места звука в словах.

Чтение слогов с буквой Б.

Анализ слов БУ-СЫ,ДУ-БЫ,ЗУ-БЫ,БА-ТОН

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2. Чтение слогов.

3. Работа с разрезными азбуками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Назови слова».

2. «Продолжи ряд».

3. «Подбери картинки».

4. «Хлопай, не зевай».

24

Звук и буква Ж.

Познакомить детей со звуком и буквой Ж. Научить детей характеризовать звук Ж по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять детей в делении слов на слоги.

Учить детей характеризовать звук Ж (согласный, звонкий, твердый).

Чтение слогов и слов на букву Ж – ЖА-РА, ХО-ЖУ, ЛУ-ЖА.

1. Звуковой анализ слогов.

2. Чтение по карточкам.

3. Работа с магнитным алфавитом.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Жуки».

2. «Подбери схему».

3. «Прибавляй слог».

4. «Скажи в рифму».

Январь

25

Дифференциация звуков Ж – З.

Научить детей различать звуки Ж и З на слух.

Чтение слогов с данными буквами.

Чтение слов КО-ЖА, КО-ЗА

Звуко-буквенный анализ слогов и слов.

Закреплять понятия «звонкий звук», «глухой звук».

1. Звуковой анализ слогов.

2. Работа с магнитным алфавитом.

3. Чтение слогов.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа на доске в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Назови картинки».

2. «Отгадай загадку?».

3. «Буквы рассыпались».

26

Звук и буква Е [ЙЭ].

Познакомить со звуком [ЙЭ], буквой Е. Упражнять детей в определении места звука в словах. Упражнять в делении слов на слоги.

Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему.

Чтение слогов ЕС, ЕТ, ЕМ, ЕЛ. Чтение и анализ слов Е-ЛИ, Е-ЖИ, ДЕ-ТИ, ПЕЙ.

1. Чтение по таблице.

2. Работа с разрезными азбуками.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Загадки-складки».

2. «Выбери картинки».

3. «Продолжи ряд».

27

Буква Ь.

Познакомить с буквой Ь. 

Объяснить, что Ь – показатель мягкости в конце слога или слова. Звука не обозначает, а показывает, что перед ней стоит мягкий знак.

Закреплять понятие «мягкий согласный звук».

Чтение слогов ОНЬ,ОСЬ,АТЬ, НЬ,ТЬ,ЛЬ,МЬ.

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2. Чтение таблицы.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Кто что делает?».

2. «Продолжи ряд».

3. «Кто быстрее?».

28

Звук [ЙА].Буква Я.

Познакомить со звуком [ЙА], буквой Я. Упражнять детей в определении места звука в словах.

Чтение слогов с буквой Я.

Чтение предложений (я иду, я бегу, я несу, я лежу).

1. Чтение по таблице.

2. Работа с магнитным алфавитом.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Отгадай загадку».

2. «Найди знакомые слова».

3. «Прочитай с конца».

29

Звук [ЙУ]. Буква Ю.

Познакомить со звуком [ЙУ], буквой Ю.

Упражнять в делении слов на слоги.

Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему.

Чтение слогов с буквой Ю.

Чтение и анализ слов Ю-ЛЯ, Ю-ЛА, СЮ-ДА, ПОЮ, МОЮ.

1. Чтение по таблице.

2.Артикуляционная гимнастика.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Выкладывание буквы из различного материала.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Слоги рассыпались».

2. «Скажи по-другому».

3. Кто знает, пусть продолжит».

4. «Полслова за вами».

30

Звук [ЙО].  Буква Ё.

Познакомить со звуком [ЙО], буквой Ё. Упражнять детей в определении места звука в словах. Упражнять в делении слов на слоги.

Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему.

Чтение слогов СЁ,ЛЁ,ВЁ,НЁ  и т.д. Чтение и анализ слов Ё-ЖИК, ЁЛ-КА, И-ДЁТ, ПО-ЁТ

1. Чтение по слоговой таблице.

2. Работа с магнитным алфавитом.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа на доске в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Загадки-складки».

2. «Выбери картинки».

3. «Продолжи ряд».

31

Звук и буква Ч.

Познакомить детей со звуком и буквой Ч и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Упражнять в анализе слов и предложений.

Чтение слогов с буквой Ч.

Чтение и анализ слов МЯЧ,ОЧ-КИ,КЛЮЧ,ГРАЧ, ЛУЧ.

1. Чтение по таблице.

2. Выкладывание буквы из различного материала.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Раскрась предметы».

2. «Вставь пропущенную букву».

3. «Составь слово из слогов».

4. «Составь как можно больше слов».

32

Звук и буква Э.

Познакомить детей со звуком и буквой Ч и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Упражнять в делении слов на слоги.

Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему.

Чтение и анализ слов Э-ТО, Э-ТАЖ, ЭК-РАН.

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Найди ошибку и исправь».

2. «Придумай рассказ».

3. «Вставь буквы».

Февраль

33

Звук и буква Ц.

Познакомить детей со звуком и буквой Ц и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Упражнять в делении слов на слоги.

Учить выделять звук в слогах и словах. Закреплять понятия «звук», «слово», «предложение», «текст».

Чтение слогов и слов с данной буквой. Анализ слов ЗА-ЯЦ, КО-НЕЦ, ПА-ЛЕЦ.

1. Чтение по слоговой таблице.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

5. Чтение текстов.

Дидактические и речевые игры:

1. «Придумай и запиши по три слова».

2. «Расшифруй слово по первым звукам».

3. «Напечатай предложение».

4. «Разгадай ребус».

34

Звук и буква Ф.

Познакомить детей со звуком и буквой Ф и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Научиться употреблять простые предлоги НА, ЗА, НАД, ПОД, С

Чтение слогов и слов с буквой Ф. Анализ слов ФО-КУС, ФО-НАРЬ.

1. Звуковой анализ слогов.

2. Работа с магнитной азбукой.

3. Чтение слогов.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Закончи вторую строчку».

2. «Начинай с буквы…».

3. «Разгадай ребус».

35

Звук и буква Щ.

Познакомить детей со звуком и буквой Щ и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Научиться произносить предложения с разной интонацией.

Чтение слогов и слов с данной буквой. Анализ слов ПЛАЩ, ЩЁТКА, ЩЕНОК.

1. Звуковой анализ слогов.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Чтение слогов и слов.

4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Перепутались буквы».

2. «Запиши слова».

3. «Придумай предложение».

36

Разделительный твердый знак – буква Ъ.

Познакомить с разделительным твердым знаком – буквой Ъ.

Разделительный мягкий знак.

Чтение и анализ слов СЪЕ-ЛА, СЪЕ-ЛИ, ВЪЕЗД, ОБЪ-ЕЛ-СЯ.

1. Сравнение разделительных Ъ и Ь знаков.

2. Разучивание стиха про алфавит.

4. Чтение по карточкам.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Собери слово».

2. «Вставь букву».

3. «Обведи карандашом».

37

Звук Мь

Познакомить детей со звуком Мь. Закрепить понятие «мягкий согласный звук».

Учить преобразованию слогов и слов (Ма-Мя, Мо-Мё и т.д.). Упражнять в делении слов на слоги, в составлении схем слогового состава слов.

1. Чтение открытых слогов, образованных буквой М и буквами Я, Е, Ю, И, Е.

3. Работа с магнитным алфавитом.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Домик».

2. «Хлопай, не зевай».

3. «Определи место звука в слове».

4. «Выдели звук».

38

Звук Пь

Познакомить детей со звуком Пь. Учить преобразованию слогов и слов. Упражнять в делении слов в составлении схем слогового состава слов.

Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему (ПЕНЬ, ПЕСНЯ, ПЕТУХ).

1. Чтение открытых слогов, образованных буквой П и буквами Я, Е, Ю, И, Е.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Домик».

2. «Хлопай, не зевай».

3. «Определи место звука в слове».

4. «Составь схему слова».

39

Звук Бь

Познакомить детей со звуком Бь. Учить преобразованию слогов и слов. Научиться употреблять сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, СО.

Закрепить умение произносить предложения с разной интонацией.

Упражнять в делении слов на слоги.

Чтение слов БИ-ЛЕТ, БИ-ГУ-ДИ.

1. Звуковой анализ слогов.

2. Составление схемы слогов.

3. Чтение открытых слогов, образованных буквой Б и буквами Я, Е, Ю, И, Е.

4. Работа с разрезными азбуками.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Назови слова».

2. «Продолжи ряд».

3. «Подбери картинки».

4. «Хлопай, не зевай».

40

Звук Ть

Познакомить детей со звуком Ть. Научить характеризовать звук Ть по акустическим и артикуляционным признакам.

Упражнять в делении слов на слоги.

Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему (ТЕНЬ, У-ТЮГ, ТЕ-БЯ).

1. Чтение открытых слогов, образованных буквой Т и буквами Я, Е, Ю, И, Е.

2. Работа с магнитным алфавитом.

3. Загадки-шутки.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Домик».

2. «Продолжи ряд».

3. «Подбери картинку».

4. «Составь схему».

Март

41

Звук Дь

Познакомить детей со звуком Дь. Научить характеризовать звук Дь по акустическим и артикуляционным признакам.

Упражнять детей в определении места звука в словах.

Упражнять в звуковом анализе слогов.

Чтение слов –ДЕНЬ, ДЕ-ТИ, ДЕ-СЯ-ТЬ.

1. Звуковой анализ слогов.

2. Чтение открытых слогов, образованных буквой Д и буквами Я, Е, Ю, И, Е.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Скажи наоборот».

2. «Четвертый лишний».

3. «Продолжи ряд».

42

Звук Кь

Познакомить детей со звуком Кь. Научить характеризовать звук Кь по акустическим и артикуляционным признакам.

Упражнять детей в делении слов на слоги. Развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица.

Упражнять в выделении звуков из слов.

Чтение и анализ слов КИ-НО, КИТ.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Чтение открытых слогов, образованных буквой К и буквами Я, Е, Ю, Е, И.

3. Работа с магнитным алфавитом.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Подбери картинку».

2. «Определи место звука в слове».

3. «Составь предложение».

43

Звук Гь

Познакомить детей со звуком Гь. Научить характеризовать звук Гь по акустическим и артикуляционным признакам.

Упражнять детей в определении места звуков в словах.

Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему ГИ-РЯ, ГИ-ТА-РА.

1. Звуковой анализ слов.

2. Чтение открытых слогов, образованных буквой Г и буквами Я, Е, Ю, И, Е.

3. Работа с разрезными азбуками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Скажи наоборот».

2. «Найди пару».

3. «Подбери картинку».

4. «Разложи в два ряда».

44

Звук Хь

Познакомить детей со звуком Хь. Учить преобразованию слогов и слов. Упражнять в делении слов на слоги.

Чтение и анализ слов ХИ-ЖИ-НА, ДУ-ХИ.

1. Выкладывание заданных букв из различного материала.

2. Чтение слогов.

3. Дыхательная гимнастика.

4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Назови слова».

2. «Придумай предложение с заданным словом».

3. «Что изменилось?».

4. «Цепочка слов».

45

Звук Вь

Познакомить детей со звуком Вь. Научить характеризовать звук Вь по акустическим и артикуляционным признакам.

Упражнять детей в определении места звука в словах.

Чтение и анализ слов ВИ-ТЯ, О-БУВЬ.

1. Звуковой анализ слогов.

2. Работа с разрезными азбуками.

3. Чтение открытых слогов, образованных буквой В и буквами Я, Е, Ю, И, Е.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Закончи вторую строчку».

2. «Начинай с буквы…».

46

Звук Фь

Познакомить детей со звуком Фь. Научить характеризовать звук Вь по акустическим и артикуляционным признакам.

Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему КЕ-ФИР, А-ФИ-ША

1. Звуковой анализ слогов.

2. Работа с разрезными азбуками.

3. Чтение открытых слогов, образованных буквой Ф и буквами Я, Е, Ю, И, Е.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Закончи вторую строчку».

2. «Начинай с буквы…».

47

Звук Нь

Познакомить детей со звуком Нь. Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова.

Упражнять в звуковом анализе слогов.

Определять место звука в слове.

1. Звуковой анализ слогов.

2. Чтение открытых слогов, образованных буквой Н и буквами Я, Е, Ю. И. Е.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа с разрезными азбуками.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Назови слова с заданным звуком».

2. «Найди и обведи».

3. «Составь схему предложения».

4. «Продолжи ряд».

48

Звук Сь

Познакомить детей со звуком Сь. Учить преобразованию слогов и слов. Упражнять в делении слов в составлении схем слогового состава слов.

Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему (СЕМЬ, СЕ-НО, СИ-ТО, СИ-ЛА).

1. Звуковой анализ слогов.

2. Чтение открытых слогов, образованных буквой С и буквами Я, Е, Ю, И, Е.

3. Работа с разрезными азбуками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Скажи быстро».

2. «Угадай, какой звук».

3. «Назови слово».

Апрель

49

Звук Зь

Познакомить детей со звуком Зь. Учить преобразованию слогов и слов.

Закреплять понятия «звонкий звук», «глухой звук».

Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему (ЗИ-МА, ЗИ-НА, И-ЗЮМ).

1. Загадки.

2. Чтение открытых слогов, образованных буквой З и буквами Я, Е, Ю, Е, И.

3. Работа с разрезными азбуками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Подбери картинку».

2. «Определи место звука в слове».

3. «Составь предложение».

4. «Перекличка».

50

Звук Ль

Познакомить детей со звуком Ль. Учить преобразованию слогов и слов.

Упражнять детей в определении места звука в словах.

Чтение и анализ слов ЛИ-МОН, ЛИ-ЗА, ЛЕ-ТО

1. Выкладывание заданных букв из различного материала.

2. Чтение слоговой таблицы.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Слушай, повторяй».

2. «Назови слова».

3. «Составь предложение».

4. «Хлопай, не зевай».

51

Звук Рь

Познакомить детей со звуком Рь. Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам. Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова.

Упражнять в звуковом анализе слогов.

Чтение и анализ слов РЕ-ПА, РЕ-КА, РИС, ЗА-РЯ.

1. Звуковой анализ слогов.

2. Работа с разрезными азбуками.

3. Чтение открытых слогов, образованных буквой Р и буквами Я, Е, Ю, И, Е.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Закончи вторую строчку».

2. «Начинай с буквы…».

52

Дифференциация звуков С -Ц

Характеризовать звуки С – Ц по акустическим и артикуляционным признакам

Чтение слогов с данными буквами. Чтение слов.

Звукобуквенный анализ слогов и слов.

1. Чтение слоговой таблицы.

2. Работа с магнитным алфавитом.

3. Загадки-шутки.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Домик».

2. «Продолжи ряд».

3. «Подбери картинку».

53

Дифференциация звуков Ц-Ч

Характеризовать звуки Ц – Ч по акустическим и артикуляционным признакам

Чтение слогов с данными буквами. Чтение слов.

Упражнять детей в определении места звука в словах.

1. Звуковой анализ слогов.

2. Чтение слогов.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа с разрезными азбуками.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Назови слова с заданным звуком».

2. «Найди и обведи».

3. «Составь схему предложения».

54

Дифференциация звуков Ч-Ть

Характеризовать звуки Ч – Ть по акустическим и артикуляционным признакам

Чтение слогов с данными буквами. Чтение слов.

Развивать дыхание, голос и мимическую мускулатуру лица.

1. Выкладывание заданных букв из различного материала.

2. Звуковой анализ слогов.

3. Чтение слогов.

4. Работа с магнитным алфавитом.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Скажи наоборот».

2. «Найди пару».

3. «Подбери картинку».

55

Дифференциация звуков Л - В

Характеризовать звуки Л – В по акустическим и артикуляционным признакам

Чтение слогов с данными буквами. Чтение слов.

Развивать умение анализировать слова и выкладывать их графическую схему (ЛА-ВА, ВОЛК, СЛО-ВО.

1. Загадки.

2. Чтение слоговой таблицы.

3. Работа с магнитным алфавитом.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Подбери картинку».

2. «Определи место звука в слове».

3. «Составь предложение».

56

Дифференциация звуков Л -Р

Характеризовать звуки Л – Р по акустическим и артикуляционным признакам

Чтение слогов с данными буквами. Чтение слов.

Упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова.

Определять место звука в слове.

1. Выкладывание заданных букв из различного материала.

2. Звуковой анализ слогов.

3. Чтение слогов.

4. Работа с разрезными азбуками.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Скажи наоборот».

2. «Найди пару».

3. «Подбери картинку».

Май

57

Закрепление пройденного материала

Повторить алфавит.

Закрепить понятия «гласный звук». Повторить гласные звуки. Слова – предметы.

Изменение существительного по падежам.

1. Работа с алфавитом.

2. Чтение слогов.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Подчеркни буквы».

2. «Закончи предложение».

3. «Собери слово».

58

Закрепление пройденного материала

Повторить алфавит.

Закрепить понятия «согласный звук», «буква». Повторить согласные звуки.

Научить образовывать уменьшительно –ласкательные формы

существительных.

1. Чтение слогов.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Закончи предложение».

2. «Хлопни в ладоши».

3. «Соедини картинки».

59

Закрепление пройденного материала

Повторить алфавит.

Закрепить понятия «согласный звук», «твердый звук».

Слова – действия.

Образование глаголов повелительного наклонения

1. Чтение слогов.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Собери слово».

2. «Прочитай предложение».

3. «Раздели слова на слоги».

60

Закрепление пройденного материала

Повторить алфавит.

Закрепить понятия «согласный звук», «звонкий звук».

Научить согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе и падеже.

1. Чтение слогов.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Закончи предложение».

2. «Хлопни в ладоши».

3. «Соедини картинки».

61

Закрепление пройденного материала

Повторить алфавит.

Закрепить понятия «согласный звук», «глухой звук».

Научить различать прилагательные мужского, женского и среднего рода.

1. Выкладывание буквы из различного материала.

2. Чтение слогов.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Назови слова».

2. «Придумай предложение с заданным словом».

3. «Что изменилось?».

4. «Цепочка слов».

62

Закрепление пройденного материала

Повторить алфавит.

Закрепить понятия «слово», «мягкий звук». Повторить согласные мягкие звуки.

Употребление притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ.

1. Чтение слогов.

2. Выкладывание буквы из различного материала.

5. Загадки – шутки.

6. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Найди подходящее слово».

2. «Продолжи ряд».

3. «Жадина».

63

Закрепление пройденного материала

Повторить алфавит.

Закрепить понятия «предложение», «мягкий звук». Повторить согласные мягкие звуки.

Научить преобразованию деформированной фразы.

1. Выкладывание букв из различного материала.

2.Пальчиковая гимнастика.

3. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

4. Чтение слов и предложений.

Дидактические и речевые игры:

1. «Хлопай, не зевай».

2. «Рассели по домам».

3. «Исправь предложение».

4. «Продолжи ряд».

64

Закрепление пройденного материала

Повторить алфавит.

Закрепить понятия «текст», «мягкий звук». Закрепить умение давать характеристику звукам.

Слова антонимы и синонимы.

1. Звуковой анализ слогов.

2. Чтение слогов.

3. Работа с разрезными азбуками.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Дидактические и речевые игры:

1. «Звук заблудился».

2. «Угадай, какой звук».

3. «Назови слово».


Календарно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет)

Месяц

№ занятия

Тема

Программные

задачи

Методические приемы

Октябрь

1, 2

Гласные звуки.

А,О,У,Ы,И,Э.

Учить детей читать трёхбуквенные слоги, односложные (СГС) и двусложные слов типа: УСЫ (ГСГ), МАКИ (СГСГ), БАТОН (СГСГС).

Закреплять понятия «звук», «буква», «гласный звук».

1. Чтение слогов и составление слов из данных букв.

2. Проведение звукового анализа слов.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

5. Игровая ситуация «Покажи букву».

6. «Хлопни в ладоши».

3,4

Гласные звуки.

Я,Ё,Е,Ю.

Учить детей читать трёхбуквенные слоги, односложные и двусложные слов.

Закреплять понятия «гласный звук», «слово».

1. Чтение слов.

2. Проведение звукового анализа слов.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа на доске и в тетрадях по подготовке руки к письму.

5,6

Буква М.

Согласные звуки

М и Мь.

Учить детей читать трёхбуквенные слоги, односложные и двусложные слов.

Закреплять понятия «согласный звук», «слово».

1. Чтение и сравнение слов.

2. Придумывание предложений с каждым словом.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

7,8

Буква П.

Согласные звуки

П и Пь.

Учить детей читать трёхбуквенные слоги, односложные и двусложные слов.

Закреплять понятия «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».

1. Чтение слов, заменяя буквы.

2. Сравнение слов.

3. Придумывания предложений с каждой парой слов.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Ноябрь

9,10

Буква Б.

Согласные звуки

Б и Бь.

Учить детей читать односложные и двусложные слов.

Учить определять ударную гласную букву в слове.

1.Чтение и сравнение слов.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

11,12

Буква Н.

Согласные звуки Н и Нь.

Учить детей читать односложные и двусложные слов.

Учить определять ударную гласную букву в слове.

1. Чтение и сравнение слов.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

13,14

Буква Т.

Согласные звуки Т и Ть.

Учить детей читать односложные и двусложные слов.

Учить определять безударную гласную букву в слове.

1. Чтение имён. Имена пишутся с большой (заглавной) буквы.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

15,16

Буква Д.

Согласные звуки

Д и Дь.

Учить детей читать односложные и двусложные слов.

Учить определять безударную гласную букву в слове.

1. Чтение слов.

2. Проведение звукового анализа слов.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Декабрь

17,18

Буква В.

Согласные звуки В и Вь.

Учить детей читать слова из трех и более слогов.

Развивать навык понимания прочитанного.

Научить ставить ударение в слове, составлять схему предложения.

Закреплять понятия «предложение», «звонкий звук».

1. Чтение слов, заменяя буквы.

2. Сравнение слов.

3. Придумывание предложений с каждой парой слов.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

19,20

Буква Ф.

Согласные звуки Ф и Фь.

Учить детей читать слова из трех и более слогов.

Научить ставить ударение в слове, составлять схему предложения.

Закреплять понятия «предложение», «звонкий звук».

1. Чтение и сравнение слов.

2. Проведение звукового анализа слов.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

21,22

Буква К.

Согласные звуки К и Кь.

Учить детей читать слова из трех и более слогов.

Научить ставить ударение в слове, составлять схему предложения.

Закреплять понятия «предложение», «звонкий звук».

1. Чтение и сравнение слов.

2. Проведение звукового анализа слов.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

23,24

Буква Г.

Согласные звуки Г и Гь

Учить детей читать слова из трех и более слогов.

Научить ставить ударение в слове, составлять схему предложения.

Закреплять понятия «предложение», «глухой звук».

1. Чтение и сравнение слов.

2. Проведение звукового анализа слов.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Январь

25,26

Буква С.

Согласные звуки С и Сь.

Учить детей читать сложные слова и составлять из них предложения.

Развивать интонационную сторону речи. Закреплять навык проговаривания предложений с разной интонацией. Закрепляем знаки препинания.

1. Чтение и сравнение слов.

2. Проведение звукового анализа слов.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

27,28

Буква З.

Согласные звуки З и Зь.

Учить детей читать сложные слова и составлять из них предложения.

Закреплять навык проговаривания предложений с разной интонацией. Закрепляем знаки препинания.

1. Чтение и сравнение слов.

2. Проведение звукового анализа слов.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

29,30

Буква Ц.

Согласные звук Ц.

Учить детей читать сложные слова и составлять из них предложения.

Закреплять навык проговаривания предложений с разной интонацией. Закрепляем знаки препинания.

1. Чтение и сравнение слов.

2. Проведение звукового анализа слов.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

31,32

Буква Ш.

Согласный звук Ш.

Учить детей читать сложные слова и составлять из них предложения.

Закреплять навык проговаривания предложений с разной интонацией. Закрепляем знаки препинания.

1. Чтение слов.

2. Сравнения пар слов по звучанию.

3. Придумывания предложений с данными словами.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Февраль

33,34

Буква Ж.

Согласный звук Ж.

Учить детей читать предложения их нескольких односложных слов. Развивать понимание прочитанного.

Закреплять понятия «предложение», «текст», «рассказ».

1. Чтение цепочки слов.

2. Звукобуквенный анализ слов.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

35,36

Буква Ч. Согласный звук Ч

Учить детей читать предложения их нескольких односложных слов. Развивать понимание прочитанного.

Закреплять понятия «предложение», «текст», «рассказ».

1. Чтение цепочки слов.

2. Звукобуквенный анализ слов.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

37,38

Буква Щ. Согласный звук Щ.

Учить детей читать предложения их нескольких односложных слов. Развивать понимание прочитанного.

Закреплять понятия «предложение», «текст», «рассказ».

1. Чтение слов, подчеркнуть буквы, окружающие мягкий знак.

2. Чтение слогов и слов. Сравнение пар по написанию и звучанию. Объяснение значения слов.

3. Придумывание предложений с данными словами.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

39,40

Буква Л.

Согласные звуки Л и Ль.

Учить детей читать предложения их нескольких односложных слов. Развивать понимание прочитанного.

Закреплять понятия «предложение», «текст», «рассказ».

1. Чтение слов, подчеркнуть буквы, окружающие мягкий знак.

2. Чтение слогов и слов. Сравнение пар по написанию и звучанию. Объяснение значения слов.

3. Придумывание предложений с данными словами.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

6. Сравнение пар слогов по написанию и звучанию.

Март

41,42

Буква Р. Согласные звуки Р и Рь.

Учить детей читать предложения их нескольких односложных слов. Развивать понимание прочитанного.

Закреплять понятия «предложение», «текст», «рассказ».

1. Чтение слов и предложений.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

43,44

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Познакомить детей с буквами Ь и Ъ и их разделительной ролью, учить обнаруживать мягкий и твёрдый знаки в середине слов, объяснить особенности произношения слов с этими знаками.

1. Чтение слов, подчеркнуть буквы, окружающие твёрдый  знак.

2. Чтение слогов и слов. Сравнение пар по написанию и звучанию. Объяснение значения слов.

3. Придумывание предложений с данными словами.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

45,46

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Закрепляем буквы Ь и Ъ. Учить обнаруживать мягкий и твёрдый знаки в середине слов, объяснить особенности произношения слов с этими знаками.

1. Прочитать слова и выделить приставки.

2. Прочитать слова, объяснить, где какой знак стоит и какую «службу» он выполняет.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

46,48

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Закрепляем буквы Ь и Ъ. Учить обнаруживать мягкий и твёрдый знаки в середине слов, объяснить особенности произношения слов с этими знаками.

1. Рассматривание буквы Й.

2. Чтение слогов (АИ, ОИ, ЭИ).

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Апрель

49,50

Дифференциация звуков и букв П и Б.

Вырабатывать у детей навык правильного чтения слов с согласными, противопоставленными по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. Совершенствовать навык чтения слов различной слоговой структуры, уточнять и обобщать словарь детей.

1. Чтение слогов и слов.

2. Придумывание словосочетаний со словами.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

51,52

Дифференциация звуков и букв Т и Д.

Вырабатывать у детей навык правильного чтения слов с согласными, противопоставленными по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. Совершенствовать навык чтения слов различной слоговой структуры, уточнять и обобщать словарь детей.

1. Чтение слов и объяснение значения слов.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

53,54

Дифференциация звуков и букв С и З.

Вырабатывать у детей навык правильного чтения слов с согласными, противопоставленными по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. Совершенствовать навык чтения слов различной слоговой структуры, уточнять и обобщать словарь детей.

1. Чтение пар слов, сравнение по написанию и звучанию.

2. Продумывание предложений со словами.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

55,56

Дифференциация звуков и букв К и Г.

Вырабатывать у детей навык правильного чтения слов с согласными, противопоставленными по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. Совершенствовать навык чтения слов различной слоговой структуры, уточнять и обобщать словарь детей.

1. Чтение пар слов, сравнение по написанию и звучанию.

2. Продумывание предложений со словами.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Май

57,58

Дифференциация звуков и букв Ф и В.

Вырабатывать у детей навык правильного чтения слов с согласными, противопоставленными по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. Совершенствовать навык чтения слов различной слоговой структуры, уточнять и обобщать словарь детей.

1. Чтение слов и коротких предложений.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

59,60

Чтение предложений и коротких текстов.

Учить детей читать предложения и короткие тексты, закрепить правила оформления предложения.

Развивать умение передавать в устной форме содержание небольшого прочитанного текста.

1. Чтение предложений.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

61,62

Чтение предложений и коротких текстов.

Учить детей читать предложения и короткие тексты, закрепить правила оформления предложения.

Развивать умение передавать в устной форме содержание небольшого прочитанного текста.

1. Чтение предложений.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

63,64

Чтение предложений и коротких текстов.

Учить детей читать предложения и короткие тексты, закрепить правила оформления предложения.

Развивать умение передавать в устной форме содержание небольшого прочитанного текста.

1. Чтение цепочки слов.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Ожидаемые результаты и мониторинг освоения образовательной программы.

  Педагогический анализ освоения детьми программного материала проводится 1 раза в год– в мае.

Для оценки результативности работы используются элементы следующих диагностических методик - Н.Д. Трубниковой «Учебно-методическое пособие», Е.П. Кольцовой, О.А. Романович «Психоречевая диагностика детей 3-7 лет».

Показатели оценивания детей. Оценивание осуществляется по трем уровням: высокий, средний, низкий.

  1. Высокий уровень – самостоятельное выполнение задания.
  2. Средний уровень – выполнение задания с помощью педагога.
  3. Низкий уровень – задание не выполняет.

Ожидаемые результаты.

  1. К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов.
  2. Достаточно отчетливо и ясно произносить звуки.
  3. Выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове.
  4. Владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение», «текст», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «звонкий звук», «глухой звук».
  5.  Составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.
  6. Ориентироваться на листе бумаги в клетку, правильно сидеть за партой и держать карандаш.
  7. Составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта.
  8. Правильно использовать предлоги, притяжательные местоимения, слова синонимы и антонимы.
  9. Правильно согласовывать слова в предложении.

Список литературы:

  1. Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках. Л.П. Савина, Т.В. Крылова. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2009г.
  2. Бортникова Е.Ф. Обучаем грамоте (для детей 4 – 6 лет). – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2017. - 80 с.
  3. Гоголева Н.А. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет/ Под ред. М.Д. Маханёвой. – М.ТЦ Сфера, 2017. -  64 с.
  4. Гозмяк О.С. Говорим правильно: Учебно – методический комплект. О.С.Гомзяк -ММ.: Издательство ГНОМ, 2013 г.
  5. Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие/ ил. В. Трубицына и Ю. Трубицыной – Москва: Эксмо, 2017. – 96с.
  6. Коноваленко В.В. Различаем парные твердые – мягкие согласные: пособие для логопедов/ В.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – М. Гном, 2017. -114с.
  7. Крупенчук О.И. игры со звуками и буквами для дошкольников. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2016. – 64 с.
  8. Серия «Папка дошкольника» АБВГДЕ - йка знакомство с буквами (Солнечные ступеньки).

Приложение 1.

Конспект примерного занятия

Тема занятия: «Буква Ю. Звук [ЙУ]».

Цель: познакомить детей со звуком и с буквой Ю;

Задачи:

  1. Учить детей пересказывать связный текст (рассказ);
  2. Работать над составлением предложений с помощью предлогов;
  3. Развивать фонематические процессы;
  4. Развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
  5. Развивать память, внимание, логическое мышление.

Оборудование: карточки с буквами, кассы букв на каждого ребенка, тетради в крупную клетку на каждого ребенка, доска и маркеры на водной основе, картинки на звук Ю.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет мягкий согласный звук в словах олень, пирог, носки, изюм, петух, ведро, пила, линейка, пень и др.

2. 1. Знакомство с буквой ю.

Чтобы о не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось?

Получилась буква ю.

3. Показ буквы.

«Из скольких элементов состоит?»

 4.Нахождение в кассе букв.

 5. Прописывание в воздухе.

 6.Печатание в тетрадях.

7. Чтение слоговой таблицы с буквой ю.

8. Дети выкладывают слово лук. Уточняется значение слова. Дается характеристика звука л. Буква у заменяется на букву ю.

Дети читают слово и объясняют его значение.

Уточняется характеристика звука Ю.

Логопед объясняет, какую букву пишут после мягкого л’.

9. Игровое упражнение «Буквы рассыпались». Словарный материал:

а, л, ю — юла ю, с, а, л, т— салют и, ю, р, к, б — брюки

д, л, и, ю — люди з, м, ю, и — изюм и, к, л, ю, т — лютик

т, ю, р, а юрта

10. «Слоговой аттракцион». («Кто больше назовет слов, которые заканчиваются слогом ют»).

Падают, бегают, летают, плавают, прыгают, шьют,

делают, моют, купают, читают и др.

 11. Пересказ рассказа «В саду».

Наступила весна. Юра, Юля, Люся и Ванюша работают в саду. Они работают хорошо. Юра и Ванюша копают ямки, Юля и Люся высаживают саженцы малины. Тут будет малинник. Летом вырастет вкусная малина. Малину будут есть вместе.

Ответы на вопросы по тексту.

Чтение с установкой на запоминание.

Пересказ.

12. Физкультминутка.

13.Составление из букв слова парашютист новых слов и запись слов в тетрадь (пар, тир, старт, Саша, пир, тара, артист, шар и др.).

14. Печатание слов под диктовку:

юбка, салют, каюта, юноша, изюм, юмор.

15. Подведение итога занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Волшебная иголочка» (техника изонить)

Автор: Загреба Ираида ВикторовнаДолжность: воспитатель, первая квалификационная категорияУчреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Арх...

Дополнительная образовательная программа для детей 6-7 лет "Мастер Самоделкин"

Данная программа предназначена для дополнительного образования дошкольников в условиях ДОУ в рамках художественно-эстетического развития личности...

Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

Содержание.1.      Пояснительная записка.2.      Требования к уровню образованности обучающихся.3.      Учебно-тематический п...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...

Дополнительная образовательная программа для детей 4-7 лет "Театр- творчество- дети"

Сегодня в области дошкольной педагогики наметились новые тенденции, связанные с реализацией требований к содержанию и методам воспитания и обучения в детском саду. В связи с этим, основополагающим при...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ

Дополнительная  образовательная программа  для детей дошкольного возраста муниципального  автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № ...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...