Подготовка к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Предмет: Подготовка к обучению грамоте

Класс:  предшкольная группа детей старшего дошкольного возраста                                                                                                                  

Тема: Звук [С′], буква С.

Цели:

 Образовательная:

Создать условия для ознакомления воспитанников с мягким звуком [С′].Продолжать знакомиться с буквой С. Формирование умений находить позицию звука в слове, умение различать и использовать в речи понятия «звук», «буква», умение находить букву С по правильному написанию, в  чтении слогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Подготовка к обучению грамоте

Класс:  предшкольная группа детей старшего дошкольного возраста                                                                                                                  

Тема: Звук [С′], буква С.

Цели:

 Образовательная:

Создать условия для ознакомления воспитанников с мягким звуком [С′].Продолжать знакомиться с буквой С. Формирование умений находить позицию звука в слове, умение различать и использовать в речи понятия «звук», «буква», умение находить букву С по правильному написанию, в  чтении слогов.

  Развивающая:    

Развивать внимание, память, фонематическое восприятие, наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук.

Планируемые образовательные  результаты:

Личностные : понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– проговаривать последовательность действий на занятии;

– соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на занятиях

– соблюдать правила посадки, положение руки. Правильно сидеть за партой при работе с учебником и карточкой. Знать упражнения для проведения физкультминуток.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в иллюстрациях учебника, карточках;

– делать простые выводы в результате совместной деятельности;

_закрепить знания о сказочных героях.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные: составлять предложение по картинке, обводить и раскрашивать букву С, внимательно слушать воспитателя.

     

Оборудование:

Наглядный материал: Буква из воздушных  шариков, шапочки, ботиночки для буквы, презентация, слоги для составления слова Синеглазка, поощрения – наклейки.

Раздаточный материал: 

  • цветные карандаши ( синие, зеленые);
  • карточки с цифрами 1,2,3;
  • карточки с заданиями (дифференцированные);
  • пластилин (синего и зеленого цвета).

Электронные цифровые  образовательные ресурсы:

https://img-fotki.yandex.ru/get/40777/126673689.177/0_fe7c4_11c51184_orig.jpg

http://mdou20-nsk.ucoz.ru/_si/0/97613700.png

http://cliparts.co/cliparts/rcn/K8R/rcnK8RELi.png


Ход НОД:

  1. Орг. Мом

Ребята, у нас сегодня гости, они приехали к нам, чтобы посмотреть, как    мы умеем работать. Повернемся к ним и поздороваемся.

Воспитатель. Ребята,  скажите мне  какое у вас сегодня  настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель.  Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Дети становятся в круг

Воспитатель.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

А теперь все сели, спина прямая, ноги стоят ровно на полу, проверили посадку.

  1. Повторение пройденного материала.

Воспитатель: Ребята, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?

Дети: С

В: А кто даст ему характеристику?

Дети: Согласный, глухой, твердый.

В: Давайте поиграем в игру «Найди звук»(ребята поднимают карточку с нужной цифрой в соответствии с позицией звука)

В: Если звук слышится в начале покажите цифру, какую? И т.д.

На слайде появляются картинки по очереди: снеговик, нос, носок.

Какой вывод мы с вами сделаем?

Дети: Вывод: Звук С может слышится  в начале, в середине, в конце. Поощряю детей наклейками.

  1. Введение в тему. Формулирование темы детьми.

Гимнастика для глаз. «Бабочки»

Работа в учебнике.

В: Откроем учебник на стр. 28 зад.№1. Поставьте пальчик на 1 задание.

В: Что вы видите на картинке?

Ответы детей.

Послушайте, какую историю я вам расскажу.

Рассказ воспитателя о карусели.

Какой звук издавала карусель?

Закрасим букву С на фонарном столбике.

Кто - нибудь догадался , какая тема нашего занятия?

Ответы детей.

А какую цель поставим?(научится давать характеристику звуку  сь и, находить звук в словах)

  1. Закрепление. Сюрпризный момент.

Закрыли  учебники.

Вы устали? Отдохнем?.

Физминутка

Мы подуем высоко сьсьсьс(встаем на носочки)

Мы подуем низко сьсьсьсь(сели на корточки)

Мы подуем далеко сьсьсьсь(тянем руки вперед)

Мы подуем близко сьсьсьсь(руки ко рту)

В: Посмотрите, ветром нам принесло письмо. На слайде письмо, читаем: «Дорогие ребята, пишет вам царь Салтан, я узнал, что у вас сегодня гости и я тоже пригласил гостей. Все приехали, кроме одного!

Если вы правильно выполните все мои задания, то узнаете  это имя и он сейчас же появится на балу!» - А кто же такой царь Салтан?(слайд Салтан)

Ответы детей: Царь Салтан из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Мы знакомились с этой сказкой на художественной литературе.  Он приходил к нам на прошлом занятии грамоты и приносил нам звук [С]-   твердый. Хвалю ребят. Поощряю детей наклейками.

Воспитатель: А сегодня он устраивает бал.

Воспитатель: Давайте узнаем, кто же опоздал на бал к Салтану.(проблемный вопрос – вешаю на доску)

1 задание, которое нам отправил царь Салтан, это работа по карточкам. Но прежде, чем мы начнем, давайте приготовим наши пальчики к работе.

 Пальчиковая гимнастика:

12345 будем пальчики считать,

Этот пальчик пошел на прогулку, с маком съел большую булку,

Этот толстый господин, пальчик с № 1.

Этот пальчик в лес пошел, мед дупле лесном нашел, убежал от пчел едва, славный пальчик № 2. Этот пальчик в море ходит на гудящем пароходе, вон на палубе смотри, славный пальчик № 3. Этот пальчик наш силач, словно легкий детский мяч, вверх подбрасывает гири, пальчик с № 4. Ну а этот милый крошка, тихо сядет у окошка, чтобы книжку почитать, славный пальчик № 5. 12345 – научились мы считать!

Воспитатель: Сейчас будем работать по карточкам, три человека будут работать у доски, а остальные на месте. Переверните карточки и посмотрите внимательно. Кто пойдет к доске? (выходят три человека)

Ребенок у доски объясняет задание.

Воспитатель: Ребята, приступайте к работе.

Подхожу к остальным с другими заданиями.

(Финк М., Митюнина А., Куликов Н,). Вешаю слог СИ и слог НЕ на доску

  1. Задание.

Давайте вспомним, на что похожа буква С.

Полумесяц в небе темном буквой С повис над домом. (показываю слайд)

Шел конь подковами звеня, как буква С следы коня.

Села мышка в уголок съела бублика кусок.

Посмотрите из чего можно сконструировать букву.

Салтан просит нас сконструировать букву С. Из чего сегодня мы будем ее конструировать?

Ответы детей: Из пластилина.

Воспитатель: А какого цвета и почему?

Ответы детей.(Из зеленого потому, что мы знакомимся  сегодня с мягким звуком).

Конструируем букву.

Дети смотрят какая буква самая аккуратная.

Вывешиваю слог ГЛАЗ

Далее дети сами проводят физминутку на выбор.

Воспитатель: Ребята, вы сконструировали свою букву из пластилина. А я из шариков. (Достаю букву С, сконструированную из воздушных шариков- она имеет ручки, ножки, головку.)

Следующее, о чем просит нас царь Салтан:

4 Задание: Буква С тоже приглашена на бал к царю. Давайте ее нарядим. (Даю на выбор шапочки: желтую,черную, ботиночки: зеленые, синие)

Дети подходят и надевают букве черную шапку и ботинки- один зеленый, другой синий. Объясняя это тем, что буква С обозначает два глухих  звука(черная шапочка), мягкий звук (зеленый ботинок), твердый звук (синий ботинок).Правильно выполненное задание- выставляю слог КА.

Ну что, ребята, прочтем имя гостя опоздавшего на бал.

Читают по слогам- Калашникова Н.,Щеглов А. Поощряю детей наклейками.

 Попробуем ответить  на главный вопрос(проблемный)?А почему именно Синеглазку пригласил Салтан?

Ответы детей: Мы считаем, что Синеглазку пригласил царь Салтан потому, что ее имя начинается с мягкого звука [С′], а мы сегодня с ним знакомимся. Поощряю детей наклейками.

Молодцы!

5.Итог

С каким звуком сегодня познакомились на занятии?

Давайте дадим ему характеристику.

А брат у этого звука есть?

А какая буква обозначает два этих звука? Поощряю детей наклейками.

6.Рефлексия

Вам понравилось наше занятие?

Поднимите синий карандаш, если нет, зеленый, если да.

А кто работал лучше всех?

Спасибо за занятие, молодцы!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».

Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Методическая разработка подготовки и проведения занятия с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие на планету Грамотейка»

   Занятие по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте, посвящённое Дню космонавтики       ...