Обучение грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста.
презентация к уроку по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа)

Барменкова Татьяна Дмитриевна

В презентации представлены этапы работы по обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста. Данные материалы могут использоать в своей работе учителя-логопеды и учителя-дефектологи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.pptx1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста Учитель-логопед, кандидат педагогических наук Барменкова Татьяна Дмитриевна

Слайд 2

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению Общепринятая в России аналитико-синтетическая методика. Опирается на теоретические и практические разработки К.Д. Ушинского и Д.Б. Эльконина . Зарекомендовала себя как надёжный и успешный способ обучения чтению. Это система обучения чтению, которая предполагает на первом этапе обучения разделение слов, слогов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения предполагает обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова. Пример: На первом этапе дети учатся делить слово МАСКА на составляющие его буквы/фонемы М-А-С-К-А, а на втором этапе учатся соединять эти буквы/фонемы в слитно-произносимые слоги МАС-КА.

Слайд 3

Психологические предпосылки усвоения грамоты Готовность как настроенность, мотивированность к такого рода обучению. Устойчивый познавательный интерес к грамоте формируется к 5-7 годам. Интеллектуальная, когнитивная готовность к изучению таких абстрактных явлений, как буквы и их сочетания. Языковая и метаязыковая готовность. Осознание ребёнком самой устной речи. Графические знаки обозначают элементы устной речи (звуки, слоги, слова). Прежде чем осваивать значение букв, ребёнок должен осознать звуковую сторону речи как самостоятельную реальность, не смешивая звучание слова с тем, что оно обозначает. Это достигается специальными методами подготовительного обучения.

Слайд 4

Подготовка к обучению грамоте детей с ТНР (средняя группа, 4-х летний возраст) Осуществляется на групповых занятиях по формированию звукопроизношения и развитию фонематического слуха. Задачи: Развитие слухового внимания и фонематического слуха Формирование навыков произношения звуков и дифференциации их на слух. Формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза Развитие мелкой моторики пальцев рук и элементарных графических навыков

Слайд 5

Планируемые результаты освоения программы Дети должны научиться: Овладеть понятием гласные звуки (А,О,У,И,Ы,Э) и их изображением – символом: красный кружок. Выделять заданный гласный звук на слух из ряда звуков. Выделять и называть 1-ый гласный звук в словах с первым ударным гласным звуком типа: аист, осень, ужин, искра, эхо. Определять количество и последовательность гласных звуков в звуковых цепочках типа: АУ, УА, ИА, АУО, ОИУ и т.п. Анализировать и обозначать при помощи символов эти цепочки. Знакомство с гласными буквами: А а , О о , У у , И и . Развитие умений правильно держать в руке карандаш, ручку, умений штриховать, раскрашивать, обводить по точкам, по пунктирной линии. Формирование пространственных представлений.

Слайд 6

Подготовка к обучению грамоте детей с ТНР ( старшая группа, 5-ти летний возраст) Осуществляется на групповых занятиях по формированию звукопроизношения и развитию фонематического слуха (2 раза в неделю). Задачи: Развитие фонематического слуха Формирование навыков произношения звуков и дифференциации их на слух. Формирование навыков звукового анализа и синтеза Развитие мелкой моторики пальцев рук и графических навыков

Слайд 7

Подготовка к обучению грамоте детей с ТНР (старшая группа, 5-ти летний возраст) Формирование понятия: гласные звуки (А,О,У,И,Ы,Э) и их изображения – символа: красный кружок . Знакомство с буквами: А а , О о , У у , И и , ы Формирование понятия: согласные звуки и их изображений-символов: синий кружок: М, П, Т, К, Х, С, Н, З, Л, Б, Д, Г. Введение понятий звонкий и глухой согласный звук. Знакомство с буквами: М м , П п , Т т , К к , Н н , С с , Х х , Л л Дифференциация понятий: звук-буква. Поэтапное формирование навыков звукового анализа: гласный-гласный (типа: АУ, УА), гласный-гласный-гласный (типа: АУИ, ИУА), гласный-согласный (типа: АМ, ОП, УТ, АК, ИХ), согласный-гласный (типа; МА, СА), коротких односложных слов (типа: МАК, МОХ, СОМ, КОТ), двусложных слов с прямыми слогами (типа: МА-МА, СА-МА), односложных слов со стечением согласных: СТУК, двухсложных слов с 1-ым закрытым слогом типа: МАС-КА. Постепенное введение понятий твёрдые и мягкие согласные звуки и их изображений-символов: синий кружок, зелёный кружок. Звуковой анализ слогов с мягким согласным: МИ, СИ, ЛИ. Постепенное формирование навыков звукового синтеза. Игры: «Волшебная ладошка», «Живые звуки».

Слайд 8

Подготовка к обучению грамоте детей с ТНР (старшая группа, 5-ти летний возраст) Поэтапное формирование понятий с использованием их изображений-символов: Слова-предметы (живые и неживые) Слова-действия Слова-признаки Короткие слова-предлоги Слог Предложение

Слайд 9

Обучение грамоте детей с ТНР (старшая группа, 5-ти летний возраст) Занятие по обучению грамоте вводится в конце января, начале февраля месяца, проводится 1 раз в неделю. Первые 4-6 занятий дети учатся печатать в тетради уже знакомые буквы: А а , О о , У у , М м , П п , Т т , К к . Читать и печатать обратные слоги с этими буквами. Далее изучаем для чтения и написания печатаных букв в тетради по 1 б укве в неделю: Н н С с (учимся читать прямые слоги: МА, НО, СУ) Х х Л л Ы И и (учимся читать слоги с буквой И, т.е. мягкий согласный+гласный ) Учимся читать слоги со стечение согласных: СМА, СТУ, МКА Для формирования навыков чтения используем 9 карточек, в итоге дети знакомятся с 13 буквами, читают слоги и короткие слова.

Слайд 10

Планируемые результаты освоения программы. Дети должны научиться читать:

Слайд 11

Обучение грамоте детей с ТНР (подготовительная группа, 6-ти летний возраст) На групповых занятиях по звукопроизношению продолжается работа по следующим направлениям (занятия проводятся с сентября по декабрь: 3 раза в неделю, с января по июнь: 2 раза в неделю): формирование произносительных навыков, развитие фонематического слуха дифференциация на слух и в речи звуков, сходных по звучанию и способу артикуляции закрепление понятий гласные звуки, согласные звуки (глухие и звонкие, твёрдые и мягкие). Дети учатся самостоятельно давать характеристику звукам по эти признакам и обозначать их соответствующими изображениями символами в водятся понятия: всегда твёрдые согласные звуки: Ш,Ж,Ц; всегда мягкие согласные звуки: Ч, Щ, Й. совершенствуются навыки звукового анализа и синтеза: слова разного слогового состава, двусложные слова со стечением согласных, с мягкими согласными и т.д. ф ормирование понятий: звук, буква, слово (слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, короткие слова-предлоги), слог, предложение.

Слайд 12

Обучение грамоте детей с ТНР (старшая группа, 6-ти летний возраст) Занятия по обучению грамоте (сентябрь-декабрь: 1 раз в неделю, январь-июнь: 2 раза в неделю ) проводятся по следующим направлениям: Формирование навыков звуко -буквенного анализа и синтеза ф ормирование и развитие навыков послогового чтения (букварь Н.С.Жуковой ) ф ормирование навыков написания печатных букв, слов, предложений з накомство с некоторыми правилами русского языка

Слайд 13

Формирование навыков послогового чтения с постепенным переходом на чтение без деления на слоги Осуществляется поэтапно по букварю Н.С.Жуковой . 1 н еделя (1, 2 занятия) отводится на изучение 1 буквы. Некоторые буквы в структуре букваря: гласные буквы и согласные буквы ( в начале представлены те, которые при произношении можно тянуть-М, С, Х,Р, Ш,Л, Н), чтение слогов с буквой И. Постепенное усложнение ч тения слов со слогами со стечением согласных. Постепенное усложнение текстов. В конце букваря представлены некоторые тексты без деления слов на слоги.

Слайд 14

Некоторые правила чтения в русском языке, с которыми необходимо познакомить детей: Запомни! Называем букву по названию звука. Читаем, пропевая гласные буквы. Если согласный и гласный звуки подружились, читай их слитно. Если согласный дружит с буквами А,О,У,Э,Ы, читай его твёрдо. Согласные буквы Ш,Ж,Ц всегда обозначают твёрдые звуки: ШИ ЖИ (видим И, читаем Ы) ШЕ ЖЕ (видим Е, читаем Э) ШЁ ЖЁ (видим Ё, читаем О ) ЦИ (видим И, читаем Ы) ЦЕ (видим Е, читаем Э) Если согласный дружит с буквами И,Я,Е,Ё,Ю, читай его мягко. Буква Й обозначает всегда мягкий с огласный звук. В начале слова букву Й пишем только в словах: йод, йогурт, йог. Буква Ь не имеет звука. Она показывает, что согласный нужно читать мягко. Если видишь Ь после согласной буквы перед гласными Я,Ю,Е,Ё,И, читай раздельно (СЕМЬ-Я) Если видишь Ъ после согласной буквы перед гласными Я,Ю,Е,Ё , читай раздельно (СЪЕ-ХАЛ)

Слайд 15

«Трудные буквы»: Я Е Ё Ю Если согласный дружит с буквами Я,Е, Ё, Ю его нужно читать мягко. Буква Я помощница буквы А, Е-Э, Ё-О, Ю-У Буквы Я,Е,Ё,Ю прячут в кармашке маленького Йотика (Й). Иногда он выпрыгивает из карманчика: В начале слова (Яма, юла, ёлка, ели) После гласной буквы (поёт , бегает , пою, молния) После Ь и Ъ: съел , пьёт , лью, семья В этих случаях буква Я обозначает 2 звука: ЙА; буква Ю обозначает 2 звука: ЙУ, буква Е обозначает 2 звука: ЙЭ, буква Ё обозначает 2 звука: ЙО.

Слайд 16

Правила русской орфографии, с которыми должны познакомиться дети Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов. Слова в предложении пишутся отдельно, первое слово предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка. (позднее: восклицательный или в опросительный знак) Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы Короткие слова-предлоги пишутся отдельно от других слов ШИ-ЖИ пиши с буквой И ЧА-ЩА пиши с буквой А ЧУ-ЩУ пиши с буквой У

Слайд 17

Фотоматериалы

Слайд 18

Фотоматериалы

Слайд 19

Фотоматериалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в подготовительной к школе группе компенсирующего обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи

В презентации представлен Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей:  основные направления взаимодействия, содержание коррекционно-развивающей деятельности....

« Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи».

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым   аналитико – синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, б...

« Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи».

Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью зрительных и жестовых символов:   - ускоряет процесс фонемообразования,- обеспечивает готовность к усвоению гр...

Доклад «Развитие творческих способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста через театрализованные игры»

Развитие творческих способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста через театрализованные игры....

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста».

Система Су Джок настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок младшего дошкольного возраста. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю cвою жизнь....

Сенсорная интеграция в работе учителя- логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста.

laquo;У всех детей есть мощное внутреннее побуждение развивать сенсорную интеграцию».Джин Айлес«Освоение чтения, письма или математики –исключительно сложные процессы, возможные лиш...

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в рамках преемственности программ дошкольного и начального общего образования.

Раскрыта проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования. Описана система работы учителя-логопеда в рамках предшкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи и подгото...