Работа с математическим планшетом
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Трофименко Марина Николаевна

Мы используем в своей работе такое пособие, как математический планшет. Это пластиковая дощечка со штырьками и резиночками. Раньше мы использовали его в основном только в ФЕМП, теперь начали использовать во всех видах деятельности. Хотим поделиться с вами некоторыми разработками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_planshet.docx65.17 КБ

Предварительный просмотр:

Математический планшет

Данная игра дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве, сформировать любознательность и познавательную мотивацию. Работая в парах дети учатся общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, формируется готовность к совместной деятельности, развивается самостоятельность, умение действовать по словесной инструкции т.е. происходит социально – коммуникативное и речевое развитие. Дети учатся творчески реализовывать свои замыслы, получать эстетическое удовольствие от своей работы и работ друзей. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности. Происходит физическое развитие через развитие координации движений рук, мелкой моторики рук.

В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей будет меняться цель и решаемые в ходе игры задачи. Уникальность игры в ее много вариантности. Игру можно использовать в НОД, в индивидуальной и подгрупповой работе, и в самостоятельной деятельности по желанию детей.

Цель игры:
Способствовать познавательно – математическому развитию детей. 
Задачи:
1. Развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат;

2. Развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями;

3. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки;

4. Развивать сенсорные способности, смекалку, воображение;

5. Развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о симметрии, трансформации размера, формы, числа, формирование логико -математических представлений у детей;

6.Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности.  

1 часть: Знакомство с планшетом. Штырьки, резиночки (маленькие и большие), буквы, цифры.

2 часть: Составление простых линий, рисунков по словесным инструкциям

«Реши пример» Хорошо использовать в начале занятия по ФЭМП.

Я называю число, а вы увеличиваете его на 1,2,3…., уменьшаете его на 1,2,3,…

Что получится если сложить 1 и 2;  2 и 2;…

Игра «Часть и целое»

Игра «Пространственное ориентирование»

Игра «Нарисуй геометрическую фигуру»

Игра «Чудесные превращения» «Оживляем» геометрические фигуры: на поле изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая или ломаная, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картина «дорисовывается».

Игра «Сколько гвоздиков внутри» (Состав числа)

 «Занимательные задачи»Всем известны задачи со счетными палочками. При работе с ними возникают некоторые неудобства, во-первых при выкладывании они сдвигаются, что нарушает форму фигуры, во-вторых существуют задачи, при решении которых, недостаточно длинны палочки, например, разделить квадрат на два треугольника. 

Игра «Большой-маленький»

Игра «Столбики» Игра «Линии»
 

Цель: 
совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по высоте; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные выше и ниже
Воспитатель «рисует» линию определенной высоты, и предлагает ребенку рядом изобразить линию выше и ниже. Задать ребенку вопрос: какой столбик выше: желтый или розовый и т.д. 

«Симметричные узоры»

1 вариант. Рисунок создается вместе с ребенком по словесному объяснению.

2 вариант. Рисунок уже нарисован.

Ребенку необходимо симметрично нарисовать другой.

 «Изучение времени»

«Цифры играют в прятки» цифра рисуется одним цветом, а узор, за который она прячется другим, в этом случае отгадывать будет легче.

Игра «Узор по образцу»

http://mamere.ru/sites/mamere.ru/files/styles/colorboxd/public/fotostory1/lopata.jpg?itok=oY6hc9tk http://mamere.ru/sites/mamere.ru/files/styles/adaptive-image/public/fotostory1/molotok.jpg?itok=B3LWviqf http://mamere.ru/sites/mamere.ru/files/styles/colorboxd/public/fotostory1/snezhinka.jpg?itok=Rkk7E-_u http://mamere.ru/sites/mamere.ru/files/styles/adaptive-image/public/fotostory1/flazhok.jpg?itok=oIA_gO0M

«Использование планшета при изучении  лексических тем»

  1. Воспитатель показывает разные изображения (или создает их вместе с детьми),а затем дети должны догадаться о чем или о ком мы будем говорить.
  2. Воспитатель задает тему, и предлагает детям нарисовать любой предмет, который бы относился к этой теме. Другие отгадывают. Или ребенок объясняет, где можно встретить это предмет.

Игра «Загадки» Летом вырастают, осенью опадают. (Листья)

«Листья разных деревьев» Осенний ковер

« Использование в грамоте»

«Нарисуй букву с которой начинаются все слова (автобус, арбуз, аптека)

«Нарисуй букву которой заканчиваются слова…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс с родителями по работе с математическими планшетами по сказке "Три медведя"

Мастер класс по работе с математическими планшетами. Развитие математических представлений....

Планшет математический планшет

Планшет предполагаетработу по математике: развитие знаний на правую и левую руки, возможность подборки различных заданий.Упр-е "Положи на правую ладошку ... треугольник"Упр-е " сколько ...

Буклет "Работа с математическим планшетом Геометрик"

Буклет посвящен работе и созданию математического планшета Геометрик...

«Открытое мероприятие для педагогов г.Лабытнанги в рамках работы сетевой образовательной команды Кванториум ДОО Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Творческая деятельность детей на математическом планшете по стих-ию Г. Сапфира «Про яблоко»»

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования резинками на «математическом планшете».- дать первые представлениям о системе координат.- закрепить знания детей о домашних животных...

Использование математического планшета «Геометрик» как один из методов работы с детьми дошкольного возраста

Математический планшет придумал математик Калеб Гатеньо в конце 1950-х гг. Математическая доска - это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнит...

Использование математического планшета в работе с дошкольниками

Математический планшет - это дидактическая игра в виде квадратного поля со столбцами, на которые натягиваются разноцветные резиночки. Некоторые производители называют данную развивающую игру ин...

Развивающие планшеты "Геоборд", "Математический планшет"

Дидактические настольные игры, развивающие логическое мышление, память, мелкую моторику....