Комплекс заданий для знакомства с буквами и звуками для детей 5-7 лет
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Чешуина Наталья Равиновна

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква М»

  1. Запомни!!!

Звук [м] – согласный, звонкий, твердый,  обозначается фишкой синего цвета.

  1. Вспомни слова со звуком [м] в начале слова:

____________________________________________________________

(дети говорят, родители записывают)

     3. Запомни стихотворение:

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква «ЭМ».

  1. Напиши букву М 

  1. Прочитай слоги, выполни звуковой анализ, например,  УМ

 

(ребенок читает слог, устно дает характеристику звукам: звук [м]- согласный, звонкий, твердый; звук [а] – гласный, ниже под слогами рисует схему)

 МА     МУ     МО     ОМ        АМ      ИМ

Тема: «Звук и буква П»

  1. Запомни!!!

Звук [п] – согласный, глухой, твердый,  обозначается фишкой синего цвета. Вспомни слова со звуком [п] в начале слова:

_____________________________________________________________________

(дети говорят, родители записывают)

      2. Запомни стихотворение:

Палка, палка, сверху крыша -
Буква П на строчку вышла.

4. Выполни звуковой анализ, например,  ПА

(ребенок читает слог, устно дает характеристику звукам: звук [п]- согласный, глухой, твердый; звук [а] – гласный, ниже под слогами рисует схему)

АП      УП       ИП      ОП       ПА      ПО       ПУ



Предварительный просмотр:

Тема: «Буква Б, звук [б]»

  1. Запомни!!!

Звук [б] – согласный, звонкий, твердый,  обозначается фишкой синего цвета.

  1. Вспомни слова со звуком [б] в начале слова:

____________________________________________________________

(дети говорят, родители записывают)

     3. Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\87.jpg

  1. Прочитай слоги, выполни звуковой анализ, например,  БУ

 

(ребенок читает слог, устно дает характеристику звукам: звук [б]- согласный, звонкий, твердый; звук [у] – гласный, ниже под слогами рисует схему)

 БА       БУ       БО      БИ      ОБ     АБ      ИБ

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\02labtv091307301021.jpg

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\img8.jpgОписание: C:\Users\Пользователь\Desktop\04labgi0l1276069490.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: «Буква «Д», звук [д].

  1. Повтори:

звук [д] – согласный, звонкий, твердый, обозначается фишкой синего цвета.

  1. . Запомни стихотворения:

Буква Д для нас знакома

Ведь она как крыша дома.

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\img7.jpg

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\Pilat_I_i__Knysh_V_a_Uchim_Bukvy_Igraya-8.jpg

  1. Назови предметы. Найти где спрятался звук [д].

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\img23.jpg

  1. ДИ «Где спряталась буква»

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\najdi-bukvu-d.jpg

  1. Прочитай и выполни звуковой анализ, например,  ДА

         

(ребенок читает, устно дает характеристику звукам: звук [д]- согласный, звонкий, твердый; звук [а] – гласный, ниже под слогами рисует схему)

ДО       ДУ        ДИ       ДА

  1. Вспомни слова со звуком [д] в начале слова:

____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(дети говорят, родители записывают)



Предварительный просмотр:

 Тема: «Буква «Ж», звук [ж].

  1. Повтори:

звук [ж] – согласный, звонкий, всегда твердый, обозначается фишкой синего цвета.

  1. . Запомни стихотворение.

 Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\img38.jpg

  1. Прочитай и выполни звуковой анализ, например,  ЖА

         

(ребенок читает, устно дает характеристику звукам: звук [ж]- согласный, звонкий, твердый; звук [а] – гласный, ниже под слогами рисует схему)

АЖ     УЖ       ОЖ       ЖО       ЖУ        ЖИ

  1. Найди, вырежи или нарисуй 5 картинок со звуком [ж] в начале, в середине слова, нарисуй схему к каждой картинке.

Раскрась букву  Ж и жука. Выучи стих.

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\393620_2.jpeg

        Дети придумывают, родители записывают.



Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква И».

  1. Запомни:  звук [и] - гласный звук, обозначается фишкой красного цвета.
  2. Закрась букву И красным цветом.

  1.  Допиши букву И.

Описание: Описание: image064 

  1. Выучи стихотворение:

Для И три палочки возьми.

Две прямо. Третью наклони.

5 . Посмотри на схемы в окнах вагончиков. Нарисуй стрелки от каждого     предмета к нужному вагончику. Закрась звук [и] в вагончиках соответствующим цветом.

        

 

      6. Прочитай звукосочетания.

  АУИ     ИАУИ       УАУИ      ИАИУ   АИИА  

     7. Нарисуй или найди, вырежи картинки, не меньше 3, со звуком [и] в конце слова по теме «Игрушки». Составь схему. (Задание выполнить на обратной стороне листа).



Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква Н»

1. Звук [н] – согласный, звонкий твердый, обозначается фишкой синего цвета.

2. Запомни стихотворение:

У меня про букву Н

Вдруг сложилась песенка

Н-Н-Н-Н-Н-Н-Н

Получилась лесенка.

На букве Н. я как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

3.

 Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\70.jpg 

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\99933717_00068.jpg



Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква О».

  1.   Запомни:  звук [о] - гласный звук, обозначается фишкой красного цвета.
  2. Напиши букву О.

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\124459971_RRSRSRRS_R_RSRRRyoSRyo_RRS_RRRRRSRRyoS_24.jpg

  1. Ответь на вопросы: Какой звук [О] - гласный или согласный, почему?

         Каким цветом обозначается звук [О]?

  1.  Запомни стихотворение:

Посмотри на колесо -

И увидишь букву О.

    5. Возьми 2 карандаша: красный и желтый.

     Послушай ряд слов. Нарисуй красный шарик, если в слове есть звук [О], и желтый          шарик, если в слове нет звука [О]. Соблюдай правильное направление.

   Слова: окна, стол, ветка, лист, дом, ручка, Оля, книга, обруч, ёлка.

    6. Обвести  все буквы О в кружок.

 

  7. Определи место звука О в слове (начало, середина, конец). Пример:  (клоун)       Описание: Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: Описание: MCj03528810000[1]               (облако, дерево, мыло, бочка, яйцо, дом)

          Описание: Описание: облако             Описание: Описание: осина (дерево)              Описание: Описание: мыло            Описание: Описание: бочка             Описание: Описание: яйцо          Описание: Описание: дом

     Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]    Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]   Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]     Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]   Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]   Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]

   8. Прочитай звукосочетания.

УО    ОА    УОА     УАО     ОАУ   АОАУ  АОАУ .

   9. Нарисуй или найди, вырежи картинки, не меньше 3, со звуком [о] по теме «Одежда». Составь схему, см. задание № 7. (Задание выполнить на обратной стороне листа).

   



Предварительный просмотр:

Тема: « Буква Р (эр). Звук [р]»

  1. Запомни!!!

Звук [р] – согласный, звонкий, твердый,  обозначается фишкой синего цвета.

  1. Вспомни слова со звуком [р] в начале слова:

__________________________________________________________________в середине или в конце слова: _________________________________________________________________

(дети говорят, родители записывают)

  1. Прочитай слоги, выполни звуковой анализ, например,  РА

 

(ребенок читает слог, устно дает характеристику звукам: звук [р]- согласный, звонкий, твердый; звук [а] – гласный, ниже рисует схемы)

 РА     РУ     РО     ОР       АР      ИР      РИ

4. 

C:\Users\Пользователь\Desktop\р_1.jpg

  1. Повтори стихотворение

C:\Users\Пользователь\Desktop\img14.jpg

6.

C:\Users\Пользователь\Desktop\708_2.jpg

7.

C:\Users\Пользователь\Desktop\120968831_14.jpg



Предварительный просмотр:

Тема: «Буква С. Звук [с]»

  1.   Запомни:  звук [с] - согласный звук, глухой, твердый, обозначается фишкой синего цвета.
  2. Запомни стихотворение:

Солнце светит ясно-

Всё у нас прекрасно!

Солнце спряталось за лес,

Месяц светит.. буквой «С».

  1. Прочитай, выполни звуковой анализ, например,  УС

 

(ребенок читает, устно дает характеристику звукам: [у] – гласный звук,  [с]- согласный, глухой, твердый, ниже рисует схему)

СУ       СА       СО      АС    ОСА

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\9935f325643c577101bc3369473102bc--menu.jpg

 

  1. Нарисуй или найди, вырежи картинки, не меньше 3, со звуком [с] по теме «Посуда». Найди, где спрятался звук [c] (в середине, в начале или в конце), составь схему.

6.

 

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\29.jpg



Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква К»

1. Звук [к] – согласный, глухой, твердый, обозначается фишкой синего цвета.

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\hello_html_d097260.gif

5.

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\63.jpg

  

6.

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\Буква-К.jpg

7. Назови продукты питания, названия блюд, в которых встречается  буква К.

(Ребенок называет, взрослый записывает).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема «Звук и буква Х»

  1. Выучи стихотворение.

Буква X, ты хохотушка
И хорошая хвастушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело споем.

  1. Повтори

Звук [х] – согласный, глухой, твердый, обозначается фишкой синего цвета.

3.

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\57.jpg

  1. Прочитай и выполни звуковой анализ, например,  ХА

 

(ребенок читает, устно дает характеристику звукам: звук [х]- согласный, глухой, твердый; звук [а] – гласный, ниже под слогами рисует схему)

АХ      УХ       ОХ     ХО       УХО      УХА

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\Pilat_I_i__Knysh_V_a_Uchim_Bukvy_Igraya-18.jpg



Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква А»

1. Вспомни и повтори правило:

Звуки мы произносим и слышим,

А буквы мы видим и пишем.

Звук [а] – гласный, обозначается фишкой красного цвета.

2. Запомни стихотворение:

Буква А, буква  А

Алфавиту голова.

Знает Вова, знает Света,

А похожа на ракету.

3. Закрась букву А красным карандашом.

4. Допиши букву А. 

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\s1200.jpg

5. Определи место звука [а] в слове (начало, середина, конец). 

Нужный квадрат закрасить красным карандашом. Пример: Алик - Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]

Слова: автобус,  бант, бочка,  вилка,  аист,  глаз, диван, кукла, альбом, муха, нога,  сапоги;

    Описание: Описание: MCj04338870000[1]      Описание: Описание: MCj03080330000[1]       Описание: Описание: MCj03439210000[1]            Описание: Описание: MCj04126300000[1]                Описание: Описание: MCj04116380000[1]             Описание: Описание: MCj02812840000[1]

Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]      Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]    Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]     Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]     Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]   Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]

                 Описание: Описание: MCj01923810000[1]                   Описание: Описание: MCj02816780000[1]             Описание: Описание: альбом         Описание: Описание: MCj03319220000[1]                         Описание: Описание: нога        Описание: Описание: сапоги

Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]      Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]    Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]     Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]     Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]   Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]

6. В названии каких ягод есть звук А? Нарисуй или вырежи картинки и приклей (на обратной стороне листа).



Предварительный просмотр:

Тема:  «Буква Э, звук [э]»

1. Запомни:  звук [э] - гласный звук, обозначается фишкой красного цвета.

                   2. Выучи стихотворение:

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\img6.jpg

3.

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\bukva_e_21_01052914.jpg

4.

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\hello_html_m1fbfe260.jpg

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАТРУДНЯЕТСЯ НАЗВАТЬ СЛОВО, ТАК, ЧТОБЫ СЛЫШАЛСЯ ЗВУК [Э], ВЗРОСЛЫЙ НАЗЫВАЕТ, ОБЪЯСНЯЕТ ЕГО ЗНАЧЕНИЕ!

5. Повтори слова, в которых есть звук [э].

(Ребенок называет, взрослый записывает).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Прочитай слова!

ЭМ-МА,         ЭС-КИ- МО,                ПО – ЭТ,                 Э – ХО.



Предварительный просмотр:

Тема: «Буква ы, звук [ы].

1. Запомни:  звук [ы] - гласный звук, обозначается фишкой красного цвета.

                  2. Повтори стихотворение:

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\img0.jpg

                  3. Найди и обозначь, где спрятался звук [ы] в словах. Раскрась картинки.

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\hello_html_378f8579.jpg

 

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\Pilat_I_i__Knysh_V_a_Uchim_Bukvy_Igraya-5.jpg



Предварительный просмотр:

Тема: «Буква «Ш» (ша), звук [ш].

  1. Повтори:

звук [ш] – согласный, глухой, всегда твердый, обозначается фишкой синего цвета.

  1. . Запомни стихотворение.

Посмотри на букву Ш —
Буква очень хороша,
Потому что из нее                                                                                                                                   Можно сделать Е и Ё.

3.

Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\22.jpg

. 

4.

 Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\Pilat_I_i__Knysh_V_a_Uchim_Bukvy_Igraya-21.jpg

  1. Прочитай и выполни звуковой анализ, например,  ША

         

(ребенок читает, устно дает характеристику звукам: звук [ш]- согласный, глухой, твердый; звук [а] – гласный, ниже под слогами рисует схему)

АШ     УШ       ОШ     ШО       ШУ     ШЕ    ШИ

  1. Вспомни слова со звуком [ш] в начале, в середине, в конце слова:

____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(дети говорят, родители записывают)



Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква  У».

  1. Запомни:  звук [у] - гласный звук, обозначается фишкой красного цвета.
  2. Закрась букву У красным цветом.

  1. Запомни стихотворение:

Буква У кричит: «Ура!»

Тянет руки вверх она.

4. Букву А обведи  в квадрат, букву У -  в кружок.

А   У        О        а        о        А        у        У        а        О        о        у        А        У 

5. Определи место звука У в слове (начало, середина, конец).

(шуба, утюг, капуста, кубик, усы, удочка, жук, лук, каблук, кенгуру, курица.

Пример: Описание: Описание: клоун   (клоун)  Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]

        Описание: Описание: шуба         Описание: Описание: утюг        Описание: Описание: капуста          Описание: Описание: кубик            Описание: Описание: усы

    Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]   Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]   Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]   Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]  Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]

                  Описание: Описание: удочка                      Описание: Описание: муха                 Описание: Описание: лук                   Описание: Описание: каблук                  Описание: Описание: кенгуру                 Описание: Описание: курица

Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]        Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]   Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]   Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]   Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]  Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]Описание: Описание: MCj03528810000[1]

6. Чтение и анализ слогов и звукосочетаний.

Пример: Ребенок  читает (тянет) буквы АУ и т. д.

Взрослый спрашивает: «Сколько букв ты прочитал? Какая первая? Вторая? и т. д.

ау         уа         уау      ауа        аау      ууа    аауа  

     7. Напиши букву У.

              Описание: C:\Users\Пользователь\Desktop\124459976_RRSRSRRS_R_RSRRRyoSRyo_RRS_RRRRRSRRyoS_29.jpg

8. Нарисуй или найди, вырежи картинки, не меньше 3, со звуком [у] в начале слова. Составь схему, см. задание № 5. (Задание выполнить на обратной стороне листа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Знакомство с буквой "Ш".(для детей старшей группы.)

Знакомство с буквой "Ш". (для детей старшей группы.)...

Комплекс заданий для знакомства с буквой Й

Комплекс заданий для знакомства с буквой Й...

Комплекс заданий для знакомства с буквой Я

Комплекс заданий для знакомства с буквой Я....

Комплекс заданий для знакомства с буквой Ю

Комплекс заданий для знакомства с буквой Ю...

Комплекс заданий для знакомства с буквой Ц

Комплекс заданий для знакомства с буквой Ц...

Комплекс заданий для знакомства с бувами Ф. Г, З, Ч, Щ

Комплекс заданий для знакомства с буквой Ф, Г, З, Ч, Щ...

презентация "Знакомство с буквой "Ш" для детей 6-7 лет

Задачи : познакомить со звуком [ ш ] , буквой Ш; повторить пройденные буквы, развивать фонематическое восприятие, обогащать словарный запас детей....