Кружковая работа "Страна звуков и букв"
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Малинка Ольга Дмитриевна

Кружковая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_strana_zvukov_i_bukv.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «23» августа 2018 года

Утверждено:

Заведующий МБДОУ «Детский сад №30»

____________________Л.Д.Расинская

от «  » августа 201   года

Дополнительная образовательная

программа кружка по обучению грамоте

«Страна звуков и букв»

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                         

   Воспитатели: Малинка О.Д.

                                                                                                        Николаева Н.А.

Михайловск 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

2.

Список детей посещающих кружок.

3.

Пояснительная записка 

4.

Календарно-тематический план занятий для подготовительной группы.

6.

Список литературы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Волшебная страна звуков и букв»

Цель программы

Формирование первоначальных навыков чтения и  письма у детей 6-7 лет как предпосылка успешного обучения в школе и развития коммуникативных способностей.

Направленность программы

познавательно-речевая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

адаптированная

Уровень реализации программы

дошкольное  образование

Пояснительная записка.

Актуальность.

   Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа по русскому языку в начальных классах и как трудно ребёнку, не овладевшему навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов, осваивать её курс.

Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе.  

Особенностью программы данной кружковой работы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

Основным содержанием обучения является звуко- слоговой анализ слов. Работа по слого-звуковому анализу слов сочетается с работой по развитию речи. Занятия кружка строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом. Занятия проводятся на индивидуальных рабочих листах.

Цель программы: развитие устной речи детей, подготовка к курсу обучения грамоте в начальной школе.

Задачи:

  • развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляторным и акустическим признакам;
  • знакомить детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
  • формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.

Программа разработана с учетом основных принципов: 

  1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
  2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
  3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
  5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
  6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

Ожидаемые результаты:

  • хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква»;
  • дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
  • выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов;

          знать  буквы.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет (подготовительная группа). Занятия по программе организуются один раз в неделю в течение учебного года.32 занятия за учебный год. Длительность занятия до 30 минут. Форма организации – подгрупповое занятие. Количество участников – 36 детей. Срок реализации программы – 1 год.

Календарно-тематический план занятий для подготовительной группы.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Тема: Звуки и буквы

Задачи: дать понятие «неречевые и речевые звуки»; дать представление о возникновении речевых звуков (сказка о Весёлом Язычке).

Тема: Слова. Звуки.

Задачи: дать понятие какие бывают слова и какую роль в них играют звуки; чем длинные слова отличаются от коротких.

Октябрь

Тема: Звук (А)

Задачи: дать понятие, как образуется звук (А); находить звук (А) в названиях картинок; определять положение звука в слове; познакомить с буквой А.

Тема: Звук (И)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (И);называть слова со звуком (И); определять количество звуков (И) в словах; определять положение звука в слове; познакомить с буквой И

Тема: Звук (Э)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (Э); определять положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки, ребусы; познакомить с буквой Э.

Тема: Звук (О)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (О); определять положение (О) в словах; называть слова со звуком (О); познакомить с буквой О.

Ноябрь

Тема: Звук (Ы)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (Ы);находить слова со звуком (Ы); развивать умение отгадывать загадки, ребусы; образовывать сущ. Мн.ч. от сущ. Ед.ч.; познакомить с буквой Э.

Тема: Звуки (И)– (Ы)

Задачи: называть отличия в артикуляции звуков; определять положение звуков в словах; уметь дифференцировать звуки в словах ; образовывать сущ. С помощью ум.-ласк. Суффиксов.

Тема: Звук (У)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (У);находить слова со звуком (У); определять количество звуков (У) в словах; определять положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки; познакомить с буквой У.

Тема: Гласные звуки

Задачи: называть, чем отличаются звуки (И)-(Ы), (О)-(У), (А)-(О);

Познакомить с понятием «гласные звуки»; определять, какие гласные есть в названиях картинок; называть звуки в двухсложных и трёхсложных словах.

Декабрь

Тема: Звук (М). Согласные звуки. Слоги

Задачи: напомнить артикуляцию звука (М); познакомить с понятием «согласный звук»; называть отличия согласного от гласного звука; учиться выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; называть количество звуков (М) в словах; определять положение звука в слове.

Тема: Звук (М*). Твёрдые и мягкие согласные

Задачи: учиться выкладывать слоги со звуком (М*) с помощью звуковых обозначений; упражнять в подборе антонимов; уметь дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки; звуки (М) и (М*); познакомить с буквой М.

Тема: Звук (Н)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (Н); учиться выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; определять количество и положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки ; выкладывать с помощью звуковых обозначений слог НА; превращать слог НА в НО

Январь

Тема: Звук (Н*)

Задачи: учить давать характеристику согласному звуку; продолжать учиться выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; развивать умение отгадывать загадки; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки; звуки (Н) и (Н*); познакомить с буквой Н.

Тема: Звук (П)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (П); продолжать учить давать характеристику звука, выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; развивать умение отгадывать загадки;

уметь подбирать слова со слогом ПА (ПО, ПУ) в начале слова, называть, чем эти слоги отличаются.

Февраль

Тема: Звук (П*)

Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать звуки (П) и (П*); познакомить с буквой П.

Тема: Звук (Т)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (Т); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Т); развивать умение отгадывать загадки; определять положение звука в слове; называть, чем отличаются слоги ТА и ТО, добавлять их в начало слов.

Тема: Звук (Т*)

Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать звуки (Т) и (Т*); познакомить с буквой Т.

Тема: Звук (К)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (К); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (К); развивать умение отгадывать загадки; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова.

Март

Тема: Звук (К*)

Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать звуки (К) и (К*); познакомить с буквой К.

Тема: Звук (Х)

Задачи:  напомнить артикуляцию звука (Х); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Х); развивать умение отгадывать загадки; определять положение звука в слове; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова.

Тема: Звук (Х*)

Задачи:  давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть из каких звуков состоит слог ХИ, добавить этот слог в начало или конец слова; уметь дифференцировать звуки (Х) и (Х*); образовывать сущ. Мн.ч от сущ. Ед.ч.; познакомить с буквой

Х.

Тема: Звуки (К)-(Х), (К*)-(Х*)

Задачи: уметь дифференцировать звуки (К) и (Х), (К*) и (Х*) в слогах, словах; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова.

Апрель

Тема: Звук (Ф) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Ф); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Ф); развивать умение отгадывать загадки, ребусы; определять положение звука в слове; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова.

Тема: Звук (Ф*)

Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги;  уметь дифференцировать звуки (Ф) и (Ф*); называть, чем отличаются слоги ФИ и ФЕ, добавлять их в начало слов; учить менять местами слоги, чтобы получились новые слова; познакомить с буквой Ф.

Тема: Звук (Й)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (Й); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Й); определять положение звука в слове; образовывать сущ в Д.п., П.п; учиться «превращать» слова; познакомить с буквой Й.

Тема: Двойные гласные звуки. Звук (ЙО)

Задачи: дать понятие «двойной гласный звук»;выкладывать слоги; определять положение звука в словах; уметь объяснить, почему (ЙО)-гласный; уметь называть слова со звуком (ЙО) в начале или конце слова;

Май

Тема: Звук (ЙУ)

Задачи: уметь объяснить, почему этот звук – двойной; выкладывать слоги; называть, чем отличаются звуки (ЙО) и (ЙУ); уметь согласовывать прил. + сущ.; «превращать» слова; познакомить с буквой Ю.

Тема: Звук (ЙА)

Задачи: называть двойные гласные звуки; уметь рассказать о звуке (ЙА); выкладывать слоги; определять положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки, ребусы; называть слова со звуком (ЙА) в начале слова; преобразовывать слова; познакомить с буквой Я.

Тема: Звуки (ЙЭ), (ЙУ), (ЙО), (ЙА)

Задачи: называть «двойные гласные звуки», что у них общее, чем отличаются; называть слова с этими звуками; развивать умение отгадывать загадки; образовывать сущ. в В.п.; подбирать антонимы; выкладывать слоги; узнавать и дорисовать буквы.

Тема: Звук (Л)

Задачи: напомнить артикуляцию звука (Л); уметь дать характеристику звука; выложить слоги; отвечать на вопросы: какие слоги слышаться в конце слов, чем отличаются слоги ЛА и ЛЭ, чем отличаются слова?; читать слова, добавляя недостающие гласные звуки.

Литература:

1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1989.

2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – С.-Пб., 1996.

3. Жукова Н.С. Домашний букварь. –Екатеренбург, 1998.

4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 1985

5. Нищева, Н. В. Играйка-грамотейка. Разрезной алфавит, предметные картинки, игры для обучения дошкольников грамоте: Учебно-методическое пособие / Н.В Нищева. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Кружковая работа по обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв"

      Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть родителей. Те...