Главные вкладки

    НОД по развитию речи для старших воспитателей в старше-подготовительной группе, на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

    Прозорова Татьяна Васильевна

    Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. По материалу В.В.Гербова «Развитие речи в подготовительной группе десткого сада»

    Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_dlya_st.vospit._zkr.docx17.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ  №1512»

    Дошкольное отделение на ул.Красный Казанец, д.19

    НОД

    по развитию речи для старших воспитателей в старше-подготовительной группе, на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

    Подготовила и провела:

    Воспитатель 1 гр: Прозорова Т.В.

    Апрель 2018

    Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. По материалу В.В.Гербова «Развитие речи в подготовительной группе десткого сада»

    Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.

    Ход занятия.

    Педагог уточняет у детей, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы бумаги, карандаши).

    Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

    Затем предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук ц: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, поцелуй.

    Педагог берет на заметку детей, которые ошибаются или реагируют на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников. С этими дошкольниками позже необходимо поработать дополнительно. Но это можно сделать и на занятии, предложив только этим детям выполнить новое задание (объяснив причину): царевна, чересчур, упрямая, девица, но, писаная, красавица.

    Воспитатель просит детей очень внимательно прослушать строчки из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», сосчитать в тексте слова с рычащим звуком р и показать карточку с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Педагог напоминает детям о том, что работать нужно самостоятельно.

    Ты куда летишь, сорока?

    Расскажи!

    Нам дорогу в лес дремучий

    Покажи!

    Педагог загадывает детям загадку:

    Золотое яблочко

    По небу катается,

    С утра улыбается.

    А улыбки – лучи

    Очень горячи.

    (Солнышко)

    Воспитатель предлагает дошкольникам определить, сколько в тексте загадки слов со звуком ч. Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком ч.

    Педагог просит детей нарисовать решетки из трех окошек-ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, очечник, обруч. Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию звука ч в словах. (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)

    «Слово чашка начинается на ча-, – продолжает занятие воспитатель. – Сколько звуков  вы слышите? Назовите эти два звука. Два звука – это уже слог, то есть  часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог ча-. (Чай, чайник, часы, чашки.) Таких слов довольно много».

    Воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог ча-, например:

    чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. Интересуется, что такое чардаш, чача-ча, частокол.

    Затем педагог спрашивает у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных друг с другом.)

    «У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Между произносимыми словами должен быть одинаковый интервал.

    Оно начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“ Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? В нем четыре или пять слов? Давайте считать. Бабушка – раз, ты – два… А теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».

    Педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.

    Ребенок. Бабушка.

    Дети. Раз. (Один.)

    Ребенок. Ты.

    Дети. Два.

    И так далее.

    Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.

    Педагог говорит детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».

    Завершая занятие, воспитатель спрашивает у детей, чему они сегодня учились. (Учились слышать слова, объяснять их смысл, готовились к школе.)

    Если останется время, можно прочитать детям стихотворение А. Плещеева

    «Внучка» (это стихотворение можно также прочитать на прогулке или перед выходом на прогулку).

     Бабушка, ты тоже

    Маленькой была?

    И любила бегать,

    И цветы рвала?

    И играла в куклы

    Ты, бабуся, да?

    Цвет волос какой был

    У тебя тогда?

    Значит, буду также

    Бабушкой и я, —

    Разве оставаться

    Маленькой нельзя?

    Очень бабушку мою —

    Маму мамину – люблю.

    У нее морщинок много,

    А на лбу седая прядь,

    Так и хочется потрогать,

    А потом поцеловать.

    Может быть, и я такою

    Буду старенькой, седою,

    Будут у меня внучатки,

    И тогда, надев очки,

    Одному свяжу перчатки,

    А другому – башмачки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно–образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе на тему Звуковая культура речи, звук [ш].

    Конспект НОД по подготовке  детей старшего дошкольного возраста к  обучению грамоте....

    Презентация "Формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучения грамоте"

    В презентации собран материал по теме "Звуковая культура речи" для старшего дошкольного возраста. ...

    Презентация "Формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучения грамоте."

    Развитие и совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи; обучение детей звуковому анализу слова....

    КОНСПЕКТ Интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»

    Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности:...

    Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.

    Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласныхзвуков: А О И У Ы ЭДля того, чтобы...

    Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.

    Звуки Гласные Согласные Твердые Мягкие Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ: Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает - ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. В...

    Конспект НОД в подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

    Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы по теме «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте». Проводя с детьми данное занятие, мы обучаем навыкам четкого прои...