Главные вкладки

    Конспект НОД в подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Новикова Евгения Николаевна

    Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы по теме «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте». Проводя с детьми данное занятие, мы обучаем навыкам четкого произношения звуков (ч) и (р); учим определять количество и порядок слов в предложении; развиваем фонематический слух;  учим составлять правильно предложения. Занятие включает развивающих игр и упражнений с применением наглядного материала.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx20.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непрерывной образовательной деятельности

    для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

    Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.

    Задачи:

    Обучающие:

    1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (ч) и (р).

    2. Учить определять количество и порядок слов в предложении.

    3. Составлять правильно предложения.

    Развивающие:

    1. Развивать фонематический слух.

    2. Развивать познавательный интерес и речь.

    3. Развивать внимание.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.

    2. Вызвать эмоциональный отклик детей.

    3. Воспитывать умение слушать.

    Методы и приёмы:

    1. Наглядные – полоски длинные и короткие, рассматривание картинок.

    2. Словесные – художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение, беседа, хоровые и индивидуальные ответы, физминутка, словесные игры: «Посчитай слова и составь правильно предложение», «Послушай и узнай звук», упражнения «Определи место звука в слове», «Сосчитай звуки».

    Оборудование: портрет русского поэта Алексея Плещеева, магнитная доска, предметные картинки, полоски из картона длинные и короткие, кружки разного цвета, лист бумаги, карандаши, цифры, решетки из трех окошек – ячеек, фишки.

    Ход НОД:

    Воспитатель. - Ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (картинки, карточки с цифрами, кружки разного цвета из математических наборов, полоски картона, листы бумаги, карандаши).

    Дети высказывают свои предположения.

    Воспитатель. (следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений). - Хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные и правильные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?

    Воспитатель. – А в начали нашего занятия проведем артикуляционную разминку (2-3 раза)

    Слово в словаре нашла

    И всю фразу поняла.

    Ре  -ре - ре – слово ищем в словаре.

    Рю – рю - рю- благодарны словарю

                                         (Е.Грищук)

    Воспитатель. - Сегодня, мы с вами на занятии поиграем в разные интересные игры.

    Игра «Послушай и узнай звук»

    Воспитатель. - Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук Ч, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.

    Слова: чашка, журавль, чемодан, поранил, счастье, завял, вечер, девочка, балерина, корова, мечта, слон.

    - Хорошо, а теперь слушаем ещё один звук, это звук –Р.

     Слова: рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник.

    Воспитатель. - Хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание. Старайтесь быть внимательными и самостоятельно выполнять задание.

    Воспитатель. Следующие упражнение «Сосчитай звуки».

    Воспитатель. - Ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с соответствующей цифрой.

    Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».

    Ты куда летишь, сорока?

    Расскажи!

    Нам дорогу в лес дремучий,

    Покажи!

    Ответы детей.

    Воспитатель. - Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться.

    Воспитатель. - Ребята, а какой звук «р», как он произноситься? Давайте попробуем его произнести.

    Выставляет на доску картинки: рыба, река, рак.

     Дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально.

    Воспитатель. -Что мы с вами сейчас делали?

    Дети. Рычали.

    Воспитатель. -Правильно, этот звук так и называется – рычащий.

     Воспитатель. -Послушайте загадку.

    Мы ходим ночью, ходим днем,

    Но никуда мы не уйдем.

    Мы бьем исправно каждый час,

    А вы, друзья, не бейте нас.

    (часы)

    Воспитатель. - Сколько в тексте загадки слов со звуком «ч»? - Посчитайте и покажите карточки с соответствующей цифрой.

    Дети аналогично считают с помощью карточек этот звук.

    Упражнение «Определи место звука в слове»

    Воспитатель. – А теперь, внимание, надо определить место звука в слове. Для это подвиньте решетки из трех окошек - ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, обруч, ручей. Слушайте внимательно.

    Дети используя фишки отмечают позицию звука ч в словах.

    (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку).

    Воспитатель. - Молодцы, почти все справились с заданием.

    Воспитатель. - Ребята, а что такое слог, кто может сказать?

    Дети. Он состоит из букв.

    Воспитатель. - Правильно, вот, например, слово чашка начинается на «ча». - Сколько звуков вы слышите?

    Дети. Два.

    Воспитатель. -Назовите эти два звука.

    Ответы детей.

    Воспитатель. -Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча».

    Дети. Чай, чайник, часы, чашка и т.д.

    Воспитатель. - А слова, начинающиеся на слог «ра»?

    Дети. Рама, ракушка, ракетка и т.д.

    Воспитатель. -Правильно, таких слов довольно много.  Открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ча», например, чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. (Аналогично со слогами «ра»).

    Воспитатель. -А сейчас давайте представим, что мы самолёты и полетаем.

    Физкультминутка «Самолёты полетели».

    Вот мотор включился,                         Вращательные движения руками

    Пропеллер закрутился,                        перед собой

    Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

    К облакам поднялись,                         Поочередное поднимание колен.

    И шасси убрались.

    Вот лес – мы тут.                                 Покачивание руками, разведенными

    Приготовим парашют.                        в стороны

    Толчок, прыжок,                                 Прыжок вверх, руки в стороны.

    Летим, дружок.

    Парашюты все раскрылись,               Приседание, руки в стороны.

    Дети мягко приземлились.

    Воспитатель. - Отдохнули, садитесь на места, ребята. Скажите, а что такое предложение?

    Дети. - Это много слов

    Воспитатель. Правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.

    - Посмотрите, на доске портрет русского поэта А. Плещееева. (показывает детям портрет). У него есть замечательное стихотворение «Внучка». Оно начинается так: «Бабушка, ты тоже маленькой была…». Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? -  Сколько в нем четыре или пять слов? Давайте считать:

    бабушка – раз, ты – два…и т. д. (дети считают, загибая пальцы)

    Воспитатель. -Теперь давайте произнесём слова в строгой последовательности их друг за другом.

    Воспитатель указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.

    Ребенок. - Бабушка.

    Дети. - Один

    Ребенок. -Ты.

    Дети. – Два, и так далее.

    Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала. (играют 2-3 раза с участием других детей.

    Воспитатель. - Ребята, посмотрите, у меня на доске одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски у меня на столе – это слова. Сейчас мы поиграем.

    Игра «Посчитай слова и составь правильно предложение».

    Воспитатель. - Я скажу предложение, а кто- то из вас у доски разложит его по словам, под длинной полоской.

    Воспитатель. - Пришла золотая осень. (ребёнок считает и выкладывает количество полосок) и т. д. (ещё 2-3 ребёнка выполняют задание)

    Воспитатель. - Хорошо, а теперь поиграем по - другому.

    – У тебя, Катя, слово – пришла, у Вики - золотая, у Толи – осень. (раздаёт детям полоски).

    – Вам, ребята, нужно стать у доски в той последовательности, в которой произносятся слова в предложении. (игра повторяется 2-3 раза)

    Воспитатель. - Ребята, вы молодцы!

    Воспитатель. -А кто ни будь из вас, рассматривая книжки, замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?

    Дети. Да.

    Воспитатель. - Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Обязательно обратите на это внимание.

    Дети. - Да.

    Воспитатель. - Итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?

    Дети. Учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, познакомились с рычащим звуком «р».

    Воспитатель. - Как вы думаете, все правильно выполняли задание, внимательно слушали?

    Ответы детей.

    Воспитатель. - Ребята, у кого не всё получалось, не расстраивайтесь. Мы будем ещё с вами упражняться в играх. У вас все получить.

    Воспитатель. -Хотите послушать полностью стихотворение А. Плещеева «Внучка»?

    Дети. Да.

    Стихотворение «Внучка».

    Бабушка, ты тоже

    Маленькой была?

    И любила бегать,

    И цветы рвала?

    И играла в куклы

    Ты, бабуся, да?

    Цвет волос какой был

    У тебя тогда?

    Значит, буду также

    Бабушкой и я, —

    Разве оставаться

    Маленькой нельзя?

    Очень бабушку мою —

    Маму мамину – люблю.

    У нее морщинок много,

    А на лбу седая прядь,

    Так и хочется потрогать,

    А потом поцеловать.

    Может быть, и я такою

    Буду старенькой, седою,

    Будут у меня внучатки,

    И тогда, надев очки,

    Одному свяжу перчатки,

    А другому – башмачки.

                        (А. Плещеева)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД по развитию речи для старших воспитателей в старше-подготовительной группе, на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

    Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. По материалу В.В.Гербова «Развитие речи в подготовительной группе десткого сада»Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие...

    Конспект НОД «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

    Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.Задачи:Обучающие:1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у), (ц) и (р), делить звуки на гласные и согласные2...

    Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

    Конспект НОДдля детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....

    Презентация «Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе»

    Презентация «Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе»...

    Мастер-класс "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"

    Мастер-класс "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"...

    Буклет "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"

    Буклет "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"...

    Конспект ОД по речевому развитию в старше – подготовительной группе комбинированной направленности Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старше - подготовительной группе комбинированной направленности....