Конспект ОД по речевому развитию в старше – подготовительной группе комбинированной направленности Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Елена Уставщикова

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старше - подготовительной группе комбинированной направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение                  «Детский сад № 124» (комбинированного вида)

Конспект  ОД по речевому развитию

в старше – подготовительной группе комбинированной направленности

Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Воспитатель: Уставщикова Е.В.

Май 2019г.

Конспект ОД по развитию речи  в подготовительной группе  комбинированной направленности.

Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение проводить звуковой анализ  (называть четко и последовательно звуки в словах, состоящих из трех – четырех звуков).

 Обучать детей делить предложение на слова, считать слова в предложении (без союзов и предлогов) и любым способом сообщать результат. Называть слова в порядке их расположения в предложении.

 Закреплять умение делить слова на части.

Развивающие:

Развивать представление о смыслоразличительной функции звука, умение  различать слова, близкие по звуковому составу, определять звук, изменивший значение слова.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Развивать умение оперировать терминами «часть слова», «звук», «предложение».

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать и самостоятельно  выполнять задания, умение выслушивать ответ товарища.

Воспитывать интерес и эмоциональный отклик к художественным произведениям.

Коррекционные: (для детей с нарушенным слухом).

Формировать понимание устной и письменной речи. 

Формировать умение различать на слух схожие по звуковому составу слова с использованием наглядности.

Развивать  умение делить слова на части с использованием наглядности и табличек.

Средства: иллюстрации  к произведению С. Есенина «Черемуха», предметные картинки, таблички со словами.

Способы: установка на занятие, игровые упражнения, напоминания, худ/ слово, повторения, индивидуальная помощь, диф/ подход, рефлексия.                             Для детей с нарушенным слухом: использование  наглядности ( предметные картинки, карточки со словами, иллюстрации), совместное проговаривание, повторения, похвала.

Этапы работы.

Действия педагога.

Предполагаемые действия детей.

1. Вводная часть.

Организационный момент

- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и улыбнемся. Они  у нас оказались не случайно – ведь очень скоро вы станете школьниками и наши гости хотели бы узнать, чему вы научились!

-А теперь дружно за руки возьмемся

И друг – другу улыбнемся!

Вдохнем через нос в себя свежесть, доб доброту и красоту, а выдохнем через рот рот  все обиды и огорчения (вдох –

выдох).

Раз, ладошка,

Два, ладошка,

Подружи со мной немножко,

Мы – ребята дружные,

Дружные, послушные.

Дети здороваются с гостями.

-Здравствуйте!

-Доброе утро, добрый день!

Дети выполняют дыхательное упражнение,

стоя в кругу.

Упражнение на развитие коммуникативных способностей, сплочение детского коллектива.

2. Основная часть

Упражнение «Парные слова»

Игра «Я вам – вы – мне!»

Упражнение «Назови звуки по порядку»

Физкультминутка.

Чтение стихотворения.

Игра «Живые слова»

3.Заключительная часть.

Рефлексия.

-Я хочу убедиться в том, что вы внимательны на занятиях и умеете работать самостоятельно.

– Ответы на загадки сегодня вы будете сообщать мне на ухо. Итак, какие два звука сделали похожие по звучанию слова разными по смыслу: лук – сук? Отвечать надо так: «л, с».

Детям с нарушенным слухом предлагаются карточки с парными словами и таблички «Бак – мак», «Кот – кит».

- А теперь поиграем в игру «Я – вам, вы – мне!»

Воспитатель сначала просит детей сосчитать и назвать части того или иного слова, а затем выполняет задание, сформулированное ребенком

Для детей с нарушенным слухом используются  предметные картинки со знакомыми словами  (корова, дом, лиса, рыба…)

Воспитатель объясняет новое задание:

- Нужно назвать все звуки в слове, не пропуская и не переставляя их.

( сок, ноты, роса, пыль)

Следит за тем, чтобы дети правильно называли звуки, а не буквы.

Жили-были зайчики, 
На лесной опушке

Жили-были зайчики 

В маленькой избушке. 

 Мыли свои ушки, 
Мыли свои лапки, 
Наряжались зайчики, 
Надевали тапки.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию «Черемуха», читает стихотворение С. Есенина «Черемуха».

Далее просит детей повторить предложение «Бежит, струится маленький, серебряный ручей» и любым способом показать, сколько в нем слов. Затем  «раздает» слова детям. Проводится игра «Живые слова».

- Ребята, послушайте еще раз стихотворение «Черемуха».

Может быть кто- то захочет выучить

Понравившийся отрывок наизусть и прочитать его дома.

- Ребята, как вы считаете, мы справились с заданиями?

 - Какие задания мы сегодня выполняли?

-Что для вас было самым интересным?

Дети стоят полукругом перед воспитателем, отвечают каждый индивидуально на ухо воспитателю, затем проверяют правильность ответов вслух.

Дети садятся на стульчики, по просьбе воспитателя считают и называют части слова, а  затем слово для анализа предлагает ребенок: «Елена Валерьевна, сосчитайте и назовите части в моем слове….»

Сок: с – о – к

Ноты: н – о – т – ы.

-Три пальца в кулак, указательный и средний - «ушки»

 -хлопают в ладоши, - показывают « ушки» - показывают « домик» - трут ушки

-ладони « моют»

-движения сверху-вниз по туловищу.

-показывают.

Дети внимательно слушают стихотворение.

Считают слова в предложении разными способами (« про себя», на пальцах, с помощью хлопков и т.д.)

-Да!

-Мы сравнивали похожие по звучанию слова, делили слова на части, предлагали свои задания для воспитателя,

называли звуки в словах по порядку, превращались в «живые слова» и строили предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для старших воспитателей в старше-подготовительной группе, на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. По материалу В.В.Гербова «Развитие речи в подготовительной группе десткого сада»Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие...

Конспект НОД в подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы по теме «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте». Проводя с детьми данное занятие, мы обучаем навыкам четкого прои...

Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Конспект НОДдля детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Цель: закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Задачи: Обучающие: - Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и...