Конспект урока по обучению грамоте (письмо) по теме: «Звуки [ш], [с], [щ '], буквы ш, с, щ».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сюмайкина Надежда Анатольевна

Образовательная система  «Детский сад 2100»

Предмет: обучение грамоте (письмо)

Группа:  «Адаптация детей к школе»  

Тема: «Звуки [ш], [с], [щ '], буквы ш, с, щ».

 

Цели

Обучающиеся научатся: писать  печатную  букву Ш, ш; устанавливать различия между буквами Ш, Щ, С.
Обучающиеся получат возможность работать в паре, классифицировать слова по общему признаку.

Задачи занятия:
Предметные:

  • Отличать устную и письменную речь, звуки и буквы, гласные и согласные звуки.
  • Уметь строить распространённые предложения.
  • Учить обводить образцы букв, правилам посадки при письме.

УУД

Личностные:
• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Метапредметные:
- Регулятивные:
• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
- Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в рабочей тетради.
• Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
- Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Формировать умение слушать и слышать друг друга. 
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная система  «Детский сад 2100»

Предмет: обучение грамоте (письмо)

Группа:  «Адаптация детей к школе»  (гр. №3).

Тема: «Звуки [ш], [с], [щ '], буквы ш, с, щ».

Цели

Обучающиеся научатся: писать  печатную  букву Ш, ш; устанавливать различия между буквами Ш, Щ, С.
Обучающиеся получат возможность работать в паре, классифицировать слова по общему признаку.

Задачи занятия:
Предметные:

  • Отличать устную и письменную речь, звуки и буквы, гласные и согласные звуки.
  • Уметь строить распространённые предложения.
  • Учить обводить образцы букв, правилам посадки при письме.

УУД

Личностные:
• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Метапредметные:
- Регулятивные:

• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
- Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в рабочей тетради.
• Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
- Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Формировать умение слушать и слышать друг друга. 
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.


Технологическая карта

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.  Организационный момент. Самоопределение к  деятельности.

     (2мин)

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок,

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Пожелай успех глазами

И вперед, вперед за знаниями.

Начинаем наше занятие.

- Ребята, я хочу у вас спросить: для чего, с какой целью  вы пришли на занятие?

Я поняла, что каждый из вас пришёл, чтобы чему – то научиться, открыть что – то новое для себя, ответить на вопросы, которые вас интересуют.  Что же, у вас благородные  цели. Давайте пожелаем друг  другу удачи. А вот наш гость медведь Миша хочет вам помочь во всем этом разобраться.

Вперёд, за новыми открытиями.

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-эмоциональный настрой.

Высказываются о своей готовности

- Я готов к занятию, потому что приготовил пропись, пенал, на моей парте порядок, я готов  работать, внимательно слушать учителя и одноклассников.

2. Актуализация знаний, мотивация.  (5 мин.)

Слайд 1 .

Физкультминутка.

(1 мин.)

Слайд 2 .

- Ребята, предлагаю начать  наше занятие с повторения, вспомним, из чего состоит наша речь? Предложения? Слова? Слоги? Звуки?

- Чем мы на письме обозначаем звуки?

- Какие гласные буквы мы уже умеем писать? Какие согласные буквы вам уже знакомы?

Давайте проверим, как вы это усвоили?

Работа по карточкам в паре.

- Перед вами карточки с элементами букв, какие буквы можно составить из этих элементов? Какие элементы вы использовали?

- Назовите  их вполголоса друг другу.

- А какие буквы вы написали?

-Давайте посмотрим на доску и проверим, верно ли вы написали все буквы?

-Хорошо, немного отдохнём с Мишей  и продолжим работу.

Мишка лапу занозил,        

Наступив на шишку,      

 Рассердился, пригрозил:   

«Ты узнаешь мишку!

Шишку в сучьях закопал,    

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку

Мишка струсил, влез на сук,  

Притаился мышкой.                 

-Ребята, что должен был сделать Миша?

-Правильно. Просто молодцы!

-Кто из вас себя считает вежливым человеком? Что ещё делает вежливый человек, кроме, как извиниться за свои неправильные поступки?

Осуществляют самооценку и оценку собеседника.

Ответы учащихся

Осуществляют самооценку

Выполняют задания.

Топнуть сначала одной ногой,

потом другой ногой.

Погрозить пальцем.

Прыжки на двух ногах

Сесть на корточки.

Погрозить пальцем.

Прыжок на месте, сесть на корточки.

-Извиниться перед барсуком.

-Использует в речи вежливые слова…

3. Постановка учебной задачи.

 (3 мин.)

Слайды 3-6.

- Сегодня мы вновь  совершим  «открытие».

-Как вы думаете, какое?

-Верно, сегодня будем знакомиться с написанием новой  буквы вместе с другим сказочным героем. Это лучший друг Миши- озорная девочка  Маша.

Маша  и медведь Миша  предлагают вам поиграть в интересную игру «Отгадай загадку». Будьте внимательны. Особенно обратите внимание на слова – отгадки. В них-то как раз и притаилась наша загадочная буква.

Показ слайдов с отгадками.

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда. А лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

     Пушистая, а не зверь.

     Греет, а не печка.(Шуба)

     Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля. (Шляпа)

     Звучит труба басисто.

Не трогайте солиста!

Пускай садится на цветок

И пьёт в антракте сладкий сок. (Шмель)

- Какое слово  «лишнее»? Почему?

-Что отличает насекомых от других животных?

-Что общего в словах – отгадках?

-Какой буквой на письме обозначим эти звуки в начале слова?

(Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания - незнания, умения - неумения.)

- Как вы считаете, сможете ли вы все уверенно красиво и правильно написать эту печатную букву?

Почему?

-Ребята, значит, какая задача стоит перед нами на этом уроке?

Ответы детей.

Прикрепляют слова-отгадки на магнитной доске.

-Шмель.

-Это-насекомое, а всё остальное относится к одежде. У них 6 ног.

-Научимся писать новую букву.

Высказывают свои предположения

4. Решение учебной задачи.

(9 мин.)

Пальчиковая гимнастика (1мин.)

Буква Ш совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но Шипит, Шумит, ШурШит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?

 -Маша и медведь Миша приглашают нас в гости. Да не просто в гости, а в свою мастерскую. Дело в том, что наш Миша скульптор.

-Ребята, а кто такой скульптор?

-Мы будем работать с пластилином синего цвета. Возьмите пластилин, разомните его и вылепите из него букву. Выложите её на картон и покажите нашим  героям. Почему для этой буквы мы выбрали синий цвет?

Работа в парах.

-Молодцы! Мы с вами вылепили печатную букву Ш.

-Где мы с ней встречаемся?

-Подошло время познакомиться с буквой Ш в наших прописях.

-Открываем прописи на странице 20.

              Пропись я  свою открою

              И как надо положу.

              Я друзья от вас не скрою:

              Ручку я вот так держу

              Сяду прямо, не согнусь,

              За работу я возьмусь

Наша дружная семья: папа, мама, дочка, сын и я.

 - Потёрли каждый пальчик друг об друга.

 - А теперь потёрли ладошки.

 - Поздоровались, сели – встали, сели – встали, и тихонько побежали.

Организую работу по анализу построения буквы.

-Рассмотрите рисунки. Какую букву они напоминают? Как вы думаете, почему художник изобразил их такими? ( Шишки, шары).

Составим алгоритм написания  печатной буквы Ш.

Показ СД электронное приложение к «Азбука-малышка».

-Использую приём «письмо в воздухе» для повторения алгоритма.

-Ребята, обведите и заштрихуйте букву в любом направлении. Какой цвет вы выберите для этого?

-Маша предлагает обвести все буквы Ш синим цветом. Поднимите руки, кто доволен собой, написано правильно и аккуратно.

-Ребята, какие буквы остались?

-Чем отличаются эти буквы? Каким цветом вы бы обвели буквы Щ?

Организую самооценку и взаимооценку.

-Ребята, оцените работу, подчеркните простым карандашом  самую удачную букву.

-Сейчас мы проверим работу своего друга. Оцените соседа, подчеркните карандашом желтого цвета правильную и самую красивую букву.  Поставьте смайлик в конце задания.

Обращаются к   энциклопедии .

Скульптор  – это художник, умеющий искусно работать с различным материалом, такой как гипс, глина и другими.

Высказывают оценочные суждения:

Мы работали дружно, я вылепил букву  Ш.  Проверяют  работу по  «эталону»  

-В книгах, объявлениях, плакатах и т. д.

Анализируют плакат « Сиди за партой правильно»

Движения пальцами.

Выполняют инструктаж учителя

Выполняют правила  посадки и положения тетради и ручки.

Выполняют самоконтроль и взаимоконтроль посадки.

Составляют   алгоритм написания буквы.

Пишут в воздухе, проговаривая алгоритм. Смотрят показ и считают.

-Синий. Это твердый согласный звук. Пишут букву под счёт с проговариванием учителя.

Выполняют. Подают сигнал после завершения работы.

-Щ.

-Зеленым.

Осуществляют самооценку.

В парах осуществляют взаимопроверку, рисуют нужный смайлик.

5.  Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике) (5  мин.)

Физкультминутка (1мин.)

Ребята, Маша и Миша предлагают вам сейчас немножко отдохнуть и сделать физкультминутку.

Вышли уточки на луг, 
Кря-кря-кря! (Шагаем.) 
Пролетел веселый жук, 
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) 
Гуси шеи выгибают, 
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) 
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) 
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.) 
Шарик тоже зарычал, 
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) 
Зашептал в воде камыш, 
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) 
И опять настала тишь, 
Ш-ш-ш. (Присели.) 

Закрепление нового материала в рабочей тетради.

-Рассмотрите следующую страницу. Какие  буквы написано на ней?

-Какие буквы вам уже были знакомы?

-Давайте повернемся к  соседу по парте и произнесем их. Обратите внимание на форму губ и место языка при произнесении.

-Маша  приготовила для вас слова, но пока вы были заняты, прокрался Жук – буквоед и съел в них некоторые буквы.

-Попробуем восстановить буквы и прочитать слова.

-Скажите со слогом Ша или Ща в начале слова:

…рик, …вель, …рфик, …лость, …шки.

-Добавьте  слог Са,  Ша или  Ща в конце слова.

-Ли… гру… Са… гу… Да… пи…

-Ребята, напишите только слог ША в нужных местах.

Выполняют движения по музыку, произносят четко слоги (звуки).

-Ш.

-Щ, С.

Участвуют в организованной деятельности. Наблюдают за соседом. Проговаривают,

анализируют и осмысливают.

Отвечают.

Пишут буквы на карточках к нужным «съеденным» словам.

Осуществляют проверку с комментированием под руководством  педагога.

6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой (5мин.)

-А теперь рассмотрите и назовите рисунки в прописях. Произнесите первый звук в каждом слове. Соедините рисунок с нужной буквой. Какой рисунок лишний?

-Каким цветом ты обведешь буквы Ш, Щ, С.

-Сделайте работу самостоятельно.

Игра.

-Сейчас я буду называть слова. Хлопайте всякий раз, когда услышите звук[ Ш]

КОШКА,НОЖНИЦЫ.ЖУРАВЛЬ, ЛИСА. ШОРОХ, ТИШИНА. ШМЕЛЬ.

-Ш- синим, Щ- зеленым , С- двумя цветами сразу.

7. Итог занятия. Рефлексия

(1-2 мин.)

Организую  текущее оценивание.

-Вы очень хорошо потрудились. Маша и Миша остались вами очень довольны.

- Какую задачу ставили?

 - Удалось решить поставленную задачу?

- Оцените свою работу на этом занятии.

-На парте лежат смайлики, но ваша задача придать им облик. Дорисуйте, пожалуйста, так, чтобы мы поняли, понравился ли вам урок.  Те, кто все понял, и у него все получилось, нарисует улыбку…

Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

-Ребята, какова была тема занятия?

-Какую цель мы поставили перед собой?

-Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ?

-Пригодилось ли новое умение?

Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность?

- Действительно, новое знание и умение  сделало вас еще умнее, самостоятельнее!

В следующий раз нас ждут новые открытия! Занятие окончено.

Примерные высказывания детей:

-Тема « Письмо  печатной буквы  Ш »

-Мы научились писать новую  букву правильно и красиво.

-Всё получилось, потому что мы работали старательно, сумели договориться в парах.

-Мы работали и в парах, и самостоятельно, и все вместе.

-Я научился писать еще красивее и другие буквы, я собой доволен! 


Анализ урока

Тема: «Звуки [ш], [с], [щ '], буквы ш, с, щ».

Структура занятия:

I.  Самоопределение к  деятельности.

II. Актуализация знаний, мотивация.  

III. Постановка учебной задачи.

IV  Решение учебной задачи.

V. Первичное  закрепление.

VI. Самостоятельная работа со взаимопроверкой

VII. Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности.

Цель урока: создать условия для закрепления звуков [ш], [с], [щ'],  знакомства с буквой ш, научить писать  печатную  букву Ш, установить различия между новой буквой Ш и уже известными Щ, С.

Тип занятия: открытие новых знаний.

Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная,  индивидуальная, в парах.

Технологии:  ИКТ, сотрудничество, здоровъесберегающие,игровая.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация,СД электронное приложение  «Азбука-малышка», дидактические карточки ( «съеденныме слова»),  магнитные буквы, картинки со сказочными героями, плакат «Сиди за партой правильно».

Для реализации целей урока применялись такие методы обучения как: словесный ( вопросы учителя, ответы учеников), наглядный (электронное приложение, рабочая тетрадь, таблица, карточки  со словами,),  проблемный (игра «Найди «съеденное» слово»).

На уроке реализовывались такие принципы обучения: научность, систематичность, доступность, целостность содержания.

Для достижения наибольших результатов и удержания устойчивого внимания, урок построен из последовательно сменяющих друг друга заданий, с использованием наглядного материала, игр и физкультминуток. А также постаралась создать  на уроке  доброжелательную обстановку, что  способствовало сохранению здоровья детей.

           Дети работали на протяжении всего урока, отвечали на поставленные вопросы, выполняли  задания. Все, что запланировано, успели выполнить. Считаю, что поставленная цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Звуки [М], [М\'] и буквы М, м.»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ«Звуки [М], [М'] и буквы М, м.»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе « Звуки [д — д’] и буква Дд».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе буква Д....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе " Звуки С, Сь и буква С"

В конспекте представлен практический материал для занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект НОД. Обучение грамоте. Старшая группа. Тема: Звуки [C], [C`] и буква [C]

Конспект НОД. Обучение грамоте. Старшая группа. Тема: Звуки [C], [C`] и буква [C]...

Конспект занятия по обучению грамоте. Подготовительная группа. Тема: «Звук [а], буква А»

Конспект занятия по обучению грамотеПодготовительная группаТема: «Звук [а], буква А»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Л] и [Л’]». Буква Л.

Цель: создание  условий  для формирования представлений о звуках Л-Ль и букве Л....