КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Звуки [М], [М'] и буквы М, м.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Корнева Лидия Николаевна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«Звуки [М], [М'] и буквы М, м.»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №141»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«Звуки [М], [М'] и буквы М, м.»

Воспитатель: Корнева Л.Н.-ВКК

г. Воронеж 2017г.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Тема: Звуки [М], [М'] и буквы М, м. 

Цели: уточнение знаний о звуках [М], [М']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук. 

Оборудование:  цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого комплект: сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь. 

Ход занятия: 
I Организационный момент: 

Ребятки! Давайте поприветствуем гостей.

Собрались все дети в круг

Я- твой друг и ты мой друг,

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Ребята! А какое у вас сегодня настроение? (доброе, весёлое, радостное, весеннее, хорошее…)

Скажите, а какое сейчас время года?

Сколько весенних месяцев вы знаете? Назовите их? А весна какая? (поздняя, солнечная, теплая, цветочная, долгожданная, красивая и …..)
 II. Повторение изученного материала: 
В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука? 
( Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем) 
В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их. 
А, О, У, Э, И. 
В: Они какие? (гласные)

В: Как они произносятся? (Свободно, легко, с голосом)

В: А эти буквы назовите? (П,С,В,К,Т,Н) Какие они? ( согласные)
III. Усвоение нового материала: 
1) Введение в тему
В : Ребята, а можно я загадаю вам загадку? 

В: Пьёт бензин, как молоко, 
Может бегать далеко. 
Возит грузы и людей. 
Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)
(показывается машина – игрушка)

 
В: Прыг – скок, прыг – скок, 
Разыгрался колобок, 
Выше Ани скачет 
Наш весёлый … (МЯЧИК)
 
В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. 
( машина, мяч) 
В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина.  [М] 
В: Мммяч. [М'] 
В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) . 
В: А теперь звук [М'] (хором, индивидуально) 
В: Что происходит с нашими губами? 
+ Они сначала смыкаются, а потом размыкаются. 
В: Да, а воздух выходит свободно? ( нет). 
В: Что ему мешает?  (губы). 
2) Характеристика звуков
В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? 
+ согласными. 
В: Значит, звуки [М] и [М'] какие? (согласные). 
В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими.  Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? ( синим). 
В: А мягкие? (зеленым). 
В: Он какой твердый или мягкий? 
+ Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом. 
В: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М'] какие? 
+ Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М'] – мягкий, обозначается зелёным цветом. 

В:  я знаю  игру, она называется «Где звук живет? » 
В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом. 
(дети берут карточки и цветные квадратики) 
В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза, мак, мороз, мёд, помидор.  (показываю рисунки) . 

В: Игра «Угадай, сколько в слове слогов?» Есть слова длинные, состоящие из нескольких слогов, а есть короткие- из одного слога.
Физкультминутка

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подает

И бегаем кругом!

В: Игры на развитие фонематического слуха 
В: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в
игру«Твердый, мягкий» 
У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную. 
( Мак, мороз, метла, мёд, молоко. )(показываю рисунки)

В: Ребята! У вас у каждого на столе карточки с рисунком, надо назвать, что изображено и определить  первый звук в этом слове.
В: А теперь назовите весенние месяца со звуком М. 
( март, май). . 
Знакомство с буквами М . 
В: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М’. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? 
( Буква). 
В: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она. 
Палочка и палочка, 
Между ними галочка. 
И понятно сразу всем: 
Получилась буква М. 
В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?  
В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. . )

 В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире? ( МАМА)

В: Давайте с этим словом составим предложение.

В: А как называется наша страна? Как называется столица нашей Родины? Назовите первый звук в этих словах….

В: А сейчас я предлагаю размять наши пальчики. 

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре-

Кто у нас живёт в квартире?

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я-

Вот и вся моя семья!


В: Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М. (показываю на доске) А теперь раскрасим букву М и рисунок. 

 Итог. Обобщение. 
В: Вот наше занятие подошло к концу, скажите,  с какими звуками мы познакомились? Они какие?  
В: Какой буквой эти звуки обозначаются? 
В: Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе « Звуки [д — д’] и буква Дд».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе буква Д....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе " Звуки С, Сь и буква С"

В конспекте представлен практический материал для занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе "Звук к, кь"

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе Образовательная область: Речевое развитие.Возрастная группа: средняяТема: «Звук к, кь»Цель: формирование умения детей различ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Л] и [Л’]». Буква Л.

Цель: создание  условий  для формирования представлений о звуках Л-Ль и букве Л....