Развитие интереса и любви к чтению у дошкольников
консультация по обучению грамоте (средняя группа)

Осипова Анна Владимировна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_interesa_i_lyubvi_k_chteniyu_u_doshkolnikov.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интереса и любви к чтению у дошкольников

  Приобщение к книге — одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

  Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место.

Известно, что дошкольное детство — определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих,   подражает героям книг.

Воспитанию читателя-школьника посвящено немало статей.  Что же касается дошкольника, то здесь дело обстоит сложнее. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя, среди которых имеют место и негативные.

   Приведу несколько примеров. Если дошкольник привык относиться к чтению только как к развлечению, а любимым его «чтивом» являются комиксы, то воспитать в таком ребенке вдумчивого читателя, для которого чтение — серьезное занятие, сложно.

Если в семье ребенка постоянно заставляют читать, прибегая к наказаниям, он будет воспринимать чтение как скучную обязанность и творческого, заинтересованного читателя из него не получится.

   Дошкольники всерьез воспринимают все прочитанное и увиденное, и, если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т.е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения. Например, во многих сказках зло наказывается, причем жестоко. И если ребенок неверно воспринимает сказку (ее смысл, поступки главных героев и т.д.), у него может сформироваться агрессивная модель поведения.

    Книга сейчас нередко заменяется телевизором, компьютером. В то же время не стоит забывать, что развитие интереса и любви к книге у дошкольников формирует их мировоззрение, интеллект, внимание к окружающему миру. Можно сказать — смело: какие книги читает ребенок с самых ранних лет, таким человеком он и станет.

Книга воспитывает личность и формирует нравственные качества. Переживания героев, даже если это курочка, петушок, лисичка, помогают личности отделить добро от зла, получить важные нравственные ценности.

    Книга позволяет усваивать нормы поведения и передает знания от одного поколения к другому.

Развитию интереса и любви к книге у дошкольников способствуют и художники-читатели. С.Я. Маршак, детский писатель, говорил, что только половину работы вкладывает автор, а именно от второй части работы – как дополнит книгу своим воображением читатель – зависит интерес к ней.

   Первые книги читают родители, воспитатели, родные – в общем, взрослые. И от того, как именно представят малышам чтение папа с мамой и другие значимые люди, зависит дальнейший диалог маленького читателя и книги.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем.

    Некоторые дети потом, после прочтения книги и заучивания наизусть, играют в чтение.   Водят пальчиком по строчкам в книжке и делают вид, что читают.   Это хороший знак – значит ребенку интересна  книга, и он   хочет      научиться самостоятельно читать то, что ему читают родители.

Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь.

   Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.

   В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум.

    Книга помогает овладеть речью — ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.

    Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная педагогическая работа "Развитие интереса и любви к книге и чтению"

Организация образовательной работы по приобщеню детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя....

Памятка для воспитателей "Развитие интереса и любви к книге"

Перечисляются формы работы по приобщению детей к чтению, требования к оформлению уголка книги, методические требования,формы использования художественных текстов в воспитательной работе, методика орга...

Проект "Социальное партнерство ДОУ и детской библиотеки как способ воспитания у детей интереса и любви к чтению"

Проект был реализован на базе детского сада № 25 "Мозаика" г. Королева и филиала детской городской библиотеки....

Развитие интереса и любви к родной природе.

Экология и бережное отношение к природе - актуальная тема в современном мире....

Методическая разработка для родителей старшей группы на тему «Воспитание интереса и любви к чтению»

Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению кругозора, детского горизонта знаний о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощенные в литературных гер...

Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: «Развитие интереса к книгам и чтению художественной литературы у старших дошкольников».

Данные рекомендации помогут родителям старших  дошкольников подобрать необходимую литературу для чтения, активизировать их на совместное чтение....

Консультация для родителей «Развитие интереса и любви к книге у дошкольников»

Книга воспитывает личность и формирует нравственные качества. Переживания героев, даже если это курочка, петушок и лисичка, помогают личности отделить добро от зла, получить важные нравственные ценнос...