Конспект НОД развитие речи "Знакомcтсво звуком и буквой [C]"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект занятия  по развитию речи на тему "Знакомство звуком и буквой [C]" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Путешествие в страну умных игр

 «Звуки С, Сь. Буква С»

    Цель: формирование фонетически чистой, грамматически правильной, лексически развитой речи.

     Задачи:
Образовательные:

 - Дать представление о звуке [С] и [С’]. Познакомить с буквой С.

-Учить различать и правильно произносить звук [с,] изолированно, в cловах, предложениях;
-учить детей давать артикуляционную характеристику звука {c}
 
Развивающие:

 - развивать навыки звукового анализа и синтеза.

-развивать  фонематический слух и восприятие;
-развивать мелкую и общую моторику;
-формировать навыки связного высказывания;
-развивать внимание, зрительную память, ассоциативное мышление.
-развивать у детей логическое мышление, внимание, память
-развивать слуховую память
-расширять словарный запас по теме звук {c}
-формировать положительный эмоциональный настрой

Воспитательные:

- воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность,  

   доброжелательность.

-воспитывать  самоконтроль за правильным произношением звуков;
-воспитывать умение работать в коллективе, сопереживать и оказывать помощь окружающим

Методические приёмы: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, наглядный материал, Д/и «Звуковая мозаика», «Теремок».

Развивающая среда: Игрушка Буратино; предметные картинки на звуки [С], [С’], фишки для звукового анализа, изображение буквы, поля для игры «Звуковая мозаика», бусы, семена арбуза, зеркало с песком, разные игрушки,  большой алфавит, зеркало.

                                               

                                                              ХОД НОД

Воспитатель входит в группу с игрушкой Буратино в руках

Воспитатель: ребята сегодня к нам в гости снова пришел Буратино и принес задания от мудрого сверчка. Буратино говорит, что задания очень трудные и одному ему с ними не справиться. Поможем буратино. Но сначала сделаем гимнастику для языка.

Четко звук произносить.

Громко, внятно говорить.

Нам поможет, наверняка,

Гимнастика для язычка.

   1.Повторение пройденного

Первое задание: «Разделить звуки на гласные и согласные».

Воспитатель достает из портфеля Буратино буквы и раскладывает их на стульчики проводится игра «Теремок». В теремок попадает тот, кто охарактеризует звук (гласный он или согласный и почему), обозначенный буквой.

  1. Затруднения в ситуации.

Второе задание «Найди лишнее слово».

Воспитатель демонстрирует детям четыре предметные картинки, среди которых нужно найти лишнюю. В первой группе лишнее слово «стол» во второй «синица»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие же слова были лишние? - Подумайте, что общего между этими словами?

Дети: В этих словах есть звуки С и Сь.

Воспитатель: Чем эти звуки похожи? (эти звуки согласные, глухие) Почему?

- Чем эти звуки отличаются? (звук С – твердый, а звук Сь – мягкий. Обозначать мы из будем фишками разного цвета).

- А еще чем похожи эти звуки? Какой буквой мы будем обозначать их на письме? (Буквой С)

3. Открытие нового знания.

Воспитатель: А как же нам узнать, как выглядит эта буква?

− Может кто-то из вас уже знает букву С?

− Как и где мы можем в этом убедиться? (Спросить  у взрослых, посмотреть информацию в интернете, обратиться к азбуке, в алфавите найти.).

− Посмотрите! У нас есть алфавит, и сколько здесь букв! Какая из них буква С?

− Как вы догадались, что это буква С? (Нарисован самолет, первый звук в слове самолет - С, поэтому рядом нарисована буква С.)

Буратино: У меня есть увеличенное изображение буквы С.

− Скажите, на что она похожа?  (На кренделёк, месяц, полукруг.)

Нарисуем полукруг

Буква С (эс) возникла вдруг

Что за буква светится

 Ясным полумесяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Игровое упражнение «Составь букву».

− Сможете ли вы составить букву С из различных материалов? (Да, сможем.).

Дети выполняют задание индивидуально, стоя, около столов, на индивидуальном подносе. Предлагаемые материалы: пластилин, проволока, бусы, семена арбуза, доска для лепки с пластилином, счетные палочки, шерстяная нить.

Музыкальная физкультурная минутка.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель: Ребята Буратино очень понравилась наша игра «Звуковая мозаика» я предлагаю вам присесть за столы и поиграть.

Проводится Д/и «Звуковая мозаика»

 Третье задание мудрого сверчка «Подбери схему к слову».

Детям раздаются картинки со звуками С и Сь в разных позициях.  И схемы слов

- Посмотрите, что нарисовано на картинках. Определите, где находится звук С или Сь в словах и подберите схемы к словам.

Дети делятся на три команды и подбирают схемы к словам стоя у столов.

Четвертое задание «Расшифруй слово»

Детям предлагается «расшифровать» слово по первым звукам каждого слова. - Как же нам расшифровать это слово? Ведь здесь только картинки. (Прочитать)

- Прочитать? А где здесь буквы?

- Кто сможет прочитать?

При затруднении педагог помогает.

- Называйте. Что нарисовано на первой картинке?

- Какой первый звук в слове «сок»? (С). и т.д.

- Смогли мы расшифровать слово?

- Какое слово у нас получилось? (Санки)

- Все знают, что такое санки? Для чего нужны санки? (Картинка.) (Чтобы кататься зимой с горки.) 
- Сделайте звуковой анализ этого слова! (Индивидуальная помощь.) 

Дети за столами  выкладывают слово «санки» из фишек и проверяют правильность выполнения задания в парах.

Воспитатель: вот мы и выполнили все задания мудрого сверчка давайте вспомним чему мы сегодня научились. Буратино благодарит детей.

5.Рефлексия.

Воспитатель задает вопросы каждой паре, подставляя ладошку. Дети отвечают и хлопают воспитателю по ладошке.

Вопросы:

1.Скакой буквой мы сегодня познакомились?

2.Какие звуки она обозначает?

3.Чем звуки С и Сь отличаются друг от друга?

4. Какие это звуки гласные или согласные?

5. Какими фишками мы их будем обозначать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:Звук [а], буква А. Задачи:Коррекционно – образовательные:  - уточнить произношение звука [...

конспект логопедического занятия звук и буква [Ш]

- закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш]- определять позиции звука в словах;- формировать словообразования существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом;- развивать фоне...

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: "Звук [а], буква А"Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно – образовательные: - знак...

конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква С и СЬ. в подготовительной группе.

Развитие мелкой моторики ,фонематического слуха. Развитие речи, обучение грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква Р. в подготовительной группе.

. Развитие фонематического слуха.4. Соотношение звука с буквой.5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитие...