Занятие по обучению грамоте "Части слов"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Головина Елена Ивановна

Цель занятия – привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее: Когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом.  Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_gramota_-_slog.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

«Части слов»

(старшая группа)

Цель:

  1.   Сформировать представление о том, что слова можно разделить на части.       Ввести понятие «слог».  Упражнять в делении 1,2,3-сложных слов, в умении определять количество слогов в слове.
  2.   Развивать гибкость мышления, быстроту реакции, речь детей.
  3.   Воспитывать само регуляцию, умение слушать сверстников, помогать друг другу.                                                                                   

Материалы к занятию: иллюстрация «ежик разделил грушу», предметные картинки к игре «Волшебный мешочек», конверты с цифрами, мяч, игрушки.

Ход занятия:

  1. Повторение:

-Давайте разомнем язычки и вспомним скороговорку:

                              Кошка, мышка, дом, окно,

                              Небо, улица, кино,

                              Солнце, радуга, трава-

                              Это разные слова.

-Из чего состоит наша речь?

- А из чего состоят слова?

-Какие бывают слова? (длинные и короткие).

-А сейчас давайте поиграем. Если я буду называть длинное слово, вы будете поднимать руки вверх (вырастать). Если я назову короткое слово, вы будете приседать. (Слова: дом, грузовик, кит, лестница, мак, аквариум и т.д.)

2. Знакомство с понятием «слог».

-Что можно поделить на части? (пирог, яблоко, конфету и т.д.)

(Выставляется иллюстрация «ежик разделил грушу»).  

-На сколько частей ежик поделил грушу?

-Ежик поделил не только грушу, но и слово. Что было написано на первой части? Что на второй? Чтобы разделить слово на части можно:

 1.Прохлопать в ладоши.

2. Прошагать.

3. Простучать.

4. Подставить ладонь к подбородку.  

-Часть слова называется «слог» (проговаривание хором).

Слово делится на слоги, как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом – получаются слова:

Ты - и ква - , а вместе тыква, со - и ва – итак, сова.

3. Игра «Волшебный мешочек».  

(дети вынимают предметные картинки и делят слова на слоги).  

4. Игра «Угадай птиц». Ребята, а как вы думаете, что будет, если слоги в словах произносить не по порядку. (Ответы детей). Вот я предлагаю вам послушать, какое слово я хотела сказать (воспитатель произносит слоги, а дети должны понять, что она загадала, при затруднении воспитатель объясняет): ро – но – ва (ворона); ни – си – ца (синица); ро – бей – во (воробей); ка – ро – со (сорока). Вот видите, как важно правильно проговаривать слова, чтобы вас понимали. А теперь попробуйте угадать каких птиц я зашифровала в слова: ворогирь (ворона или воробей и снегирь); снерока, дярона, синибей, голуница, сороклест. А как вы думаете, почему слово клест я произнесла целиком? (в нем один слог).

5.Чтение рассказа Э. Мошковской  «Урок грамматики».  

«Жила-была лягушка.   Лягушка как лягушка. Маленькая такая лягушка. Маленькая, а ведь из трех слогов! Ля-гуш-ка. И жил-был слон! Большой, большой! И только из одного слога. Слон и все. Маленькая лягушка дразнила большого слона: - Э-э-э! Такой большой, а из одного слога. Но пришла цапля из болота из двух слогов и проглотила лягушку из трех слогов, всю! Вот и все!»    

Беседа по тексту.

6.Игра с мячом:  -

-« Я начну, а вы кончайте-

Часть любую добавляйте!» 

(Дети стоят в кругу. Воспитатель называет первый слог, бросает мяч и просит придумать слово на заданный слог).  

7.Игра «Молчанка».  

-Я буду показывать игрушки. Если слово состоит из одного слога-вы должны показать карточку с цифрой 1и т.д.    

8.Подведение итогов:

- Чему учились на занятии?

-Какие были трудности?

-На что можно поделить слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе №3. "Звуковой анализ слов".

Цель:  Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности....

Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" по программе "Преемственность" Н.А.Федосовой

Конспекты разработаны в помощь воспитателям и родителям к рабочей тетради "От слова к букве"...

Обучение ребенка-логопата старшего дошкольного возраста с нарушением зрения словообразованию сложных слов, состоящих из двух основ. Конспект логопедического занятия «Учимся образовывать одно слово из двух»

Как известно, словообразование – это самый короткий путь к обогащению словаря ребенка. В статье предтавлен  конспект логопедического занятия, в основе которого дидактическая игра «Обр...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи:  Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...