Обучение ребенка-логопата старшего дошкольного возраста с нарушением зрения словообразованию сложных слов, состоящих из двух основ. Конспект логопедического занятия «Учимся образовывать одно слово из двух»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Фондикова Ирина Валерьевна

Как известно, словообразование – это самый короткий путь к обогащению словаря ребенка. В статье предтавлен  конспект логопедического занятия, в основе которого дидактическая игра «Образуй сложное слово из двух».  Слова, которые будут образовывать дети – это слова-признаки, имена прилагательные, состоящие из двух основ. Цель занятия - научить детей образовывать новые сложные слова и понимать их значение, за счет них пополнить, обогатить словарь детей, помочь ребенку с патологией речи быстрее усвоить  грамматические законы русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение ребенка-логопата старшего дошкольного возраста

с нарушением зрения

словообразованию сложных слов, состоящих из двух основ

Учитель-логопед

МБДОУ г. Мурманска № 82

Фондикова И.В.

Как известно, словообразование – это самый короткий путь к обогащению словаря ребенка. Конечная цель нашей воспитательно-образовательной работы – подготовка дошкольников к школе: социализация, адаптация в новых условиях. Чем больше в словаре ребенка существительных, прилагательных, глаголов и наречий и понимание их значений  – тем легче ему выразить свои мысли, тем лучше его будут понимать окружающие, тем спокойнее пройдет его адаптация в условиях школы.

Ниже  представлен конспект логопедического занятия, в основе которого дидактическая игра «Образуй сложное слово из двух».  Слова, которые будут образовывать дети – это слова-признаки, имена прилагательные, состоящие из двух основ.  

Вспомните, как ваши воспитанники произносят слово «Пылесос». Не ошибусь, если скажу – «палесос». Еще примеры: на просьбу педагога подобрать как можно больше слов-признаков к слову медведь (медведь какой?)дети часто подбирают  слово косолапый. В словаре ребенка слово есть, его ребенок, как правило, называет в числе первых, зато его значение объяснить ребенок не может («вербализм» - употребление слов в речи, значения которых не знают). Та же участь у слова «белолапа» - сокращенное слово от «белолапая». По мнению детей младшего дошкольного возраста в потешке «Качь-качь, ты собачка не плачь» три действующих лица: собачка, детка и «Страшный никому не знакомый зверь «белолапа». Поэтому необходимо объяснить происхождение слова малышам.

Поэтому цель занятия - научить детей образовывать новые сложные слова и понимать их значение, за счет них пополнить, обогатить словарь детей, помочь ребенку с патологией речи быстрее усвоить  грамматические законы русского языка.

В дальнейшем ребенок сможет объяснить, как образовались слова: бурелом, бензовоз, горнолыжник, скороварка, водопад, белогривая, голеностопный, кистеперая  и т.п.

 

Конспект логопедического занятия

 «Учимся образовывать одно слово из двух»

Цель: обучать детей словообразованию новых слов, состоящих из  двух основ, облегчить усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов; развивать речемыслительные процессы.

Задачи:

- учить подбирать маленькие картинки к предложенной карточке

- опираясь на картинки-подсказки, договаривать вторую часть слова

- используя графическое изображение слова, воспроизводить его целиком

- многократно проигрывать способы образования сложных слов с большим количеством примеров на конкретный корень, чтобы дети понимали их значение и на практике овладевали общим принципом их образования

- отчетливо произносить сложные слова (формировать сложную структуру слова)

- для читающих детей – закрепление навыка чтения, установление соответствия между прочитанным словом и картинкой.

- развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение

- развивать зрительные функции (остроту зрения, глазодвигательную функцию)

Оборудование: Дидактическая игра «Образуй сложное слово с набором карточек, маленьких и больших картинок. Аудиозапись «Бабка Ёжка». Поощрительные карточки с надписями «Блестяще!», «Отлично!». Фланелеграфы. Указка. Игрушка для гимнастики для глаз «Белоснежный лебедь».

Ход:

Дыхательная гимнастика («Ладошки», «Ушки», «Повороты», «Погончики», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник»). Используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Артикуляционная гимнастика (под аудиозапись «Бабка-ёжка» дети выполняют артикуляционную гимнастику, используя элементы биоэнергопластики и логоритмики - «Часики», «Качели», «Чашечка», «Лошадка», «Болтушка»)

I. 

1. Логопед:  Перед вами карточки. Назовите, что в центре? (пять, три). Сейчас мы будем образовывать новые сложные слова, слова-признаки предмета, отвечающие на вопрос КАКОЙ (КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ). Слово будет состоять  из 2  частей, первая часть будет звучать так: пяти-, трёх-, бело-, черно-.

2. Закройте пустые квадраты маленькими карточками в соответствии с надписями.

3. Логопед: Соединяем  оба слова на картинках. Какие слова получились? Дети: трехколесный, пятиэтажный, трехступенчатый, пятимесячный, трехколесный, трехглазый, трехступенчатый, трехчасовой и др.  У нас получились сложные слова, когда мы соединили два простых.

4. Подберите к каждому образованному слову большую картинку. Положите рядом.

5. Проверим, какие словосочетания у вас получились. Логопед: Велосипед какой? – Ребенок: трехколесный. Почему велосипед  трехколесный?  Ребенок: Велосипед трехколесный, потому что у него 3 колеса. Логопед задает вопросы по всем карточкам.

Гимнастика для глаз («Всю неделю по порядку глазки делают зарядку»)

II. 

Аналогичная работа проводится с другими карточками. Назовите, что в центре? (белый, черный). Дети образуют слова белобокий, белозубый, белолапый, белоснежный (после образования слова белоснежный (лебедь) дети прослеживают глазами за полетом белого лебедя – Игрушка «Белоснежный лебедь»), черноносый, черноглазый, чернобровый, чернохвостый, черноухий и др.

Гимнастика для глаз («Во вторник часики-глаза водят взгляд туда-сюда» с ориентацией на день недели)

III.  

Логопед: Вспомните и назовите сложные слова, которые вы сегодня научились образовывать. Победит тот, кто  назовет больше слов. Дети называют вновь образованные слова.

Дополнительные вопросы логопеда:

- Если человек с черными волосами, он – черноволосый, а если со светлыми волосами - …, а с рыжими волосами - …, а с темными волосами - … (Ответы детей).

- Если дом из 5 этажей, а если из  3, 9 этажей, а если их много - … Какие дома в Мурманске? (Двухэтажные, 5-этажные, 9-этажные).  Среди наших гостей какие люди по цвету волос? (светловолосые, темноволосые, черноволосые, рыжеволосые).

Итог.  Логопед: Цель нашей игры достигнута: вы научились образовывать новые слова и применять их в разговорной речи. А как вы занимались, расскажут вам призы: карточки «Отлично!», «Блестяще!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Чайная" Семантическое поле слова ЧАЙ

Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия с целью формирования и расширения семантического поля слова ЧАЙ, автоматизации звука "Ч" в слогах, словах, речи....

Конспект логопедического занятия "Учим звук Р в деревне Простоквашино"

Конспект занятия в логопедической группе для детей с ОНР , направленный на актоматизацию звука Р....

Конспект логопедического занятия: формирование слоговой структуры слова. Средняя группа

Данный конспект разработан с целью обогащения специалистами предметно-пространственной среды в кабинете логопеда. А также поможет по максимуму "внедрить" свои авторские разработки в занятия....

Учимся образовывать сложные слова

Данный материал будет полезен родителям и педагогам  в работе с детьми при закреплении навыка образования сложных слов....

Конспект логопедического занятия «Учимся вместе» с родителями и детьми в подготовительной к школе группе «День защитника отечества»

Конспект логопедического занятия «Учимся вместе» с родителями и детьмив подготовительной к школегруппе «День защитника отечества»Цель: вовлечение родителей в коррекционный проц...

Конспект логопедического занятия по теме "Вежливые слова" подготовительная группа.

Цель: закрепление знаний детьми, гласных букв (а, о, у, и), математических понятий (справа  - слева, вверх - вниз,  посередине), цифр в пределах 10, развитие речевого общения....

Конспект логопедического занятия по теме "Сложные слова" Подготовительная группа.

Цель: учить детей образовывать сложные слова путём сложения основ двух слов, активизировать активный словарь сложными словами, упражнять в образовании существительных множественного числа родительного...