конспект логопедического занятия. ознакомление дошкольников со словами-предметами
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Елена Любимова

Знакомство детей со словами-предметами в рамках логопедического занятия. Разделение понятий слово и звук; одушевлённые и неодушевлённые предметы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova-predmety.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ»

Цель: формирование понятия о слове, обозначающем предмет.

Образовательные задачи:

  1. Продолжать формировать умение делить слова на слоги.
  2. Формировать умение различать понятия «слово» и «звук».
  3. Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
  4. Уточнять представления об одушевленных и неодушевленных предметах.
  5. Формировать умение правильно задавать вопросы «Что это? Кто это?».
  6. Упражнять в передаче вопросительной интонации.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать фонематические процессы.
  2. Развивать мелодико-интонационную сторону речи.
  3. Развивать внимание, память, мышление.
  4. Развивать координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать умение слушать говорящего.

Оборудование: картинки с изображением живых и неживых предметов, длинные и короткие полоски.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

 Игра «Посчитай слоги»

— Давайте вспомним, как называются части, из которых состоят слова.

— Назовите количество слогов в словах.

Лексический материал: стол, крот, бинт, роза, баня, ветка, телефон, бегемот, сарафан, шоколад, пирамида, Буратино.

  1. Введение в тему

 Игра «Доскажи словечко»

— Слушайте внимательно и добавляйте нужное слово.

  • Руки мыть пошла Людмила, ей понадобится... (Мыло.)
  • Ты надел совсем не то: нужна не шуба, а.... (Пальто.)
  • Не поедет без бензина наша быстрая... (Машина.)
  • Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся... (Мыши.)
  • Кто один имеет рог? Отгадайте... (Носорог.)
  •  Вперевалку шел со льдин к нам на утренник... (Пингвин.)
  • Михаил играл в футбол и забил в ворота... (Гол.) Сейчас вы договаривали слова.

Лексический материал: мыло, пальто, машина, мыши, носорог, пингвин, гол.

  1. Основная часть

Игра «Собери — разбери»

  1. Сложите пальчики «чашечкой», «соберите» звуки, чтобы получилось слово.
  2. М, а, к.
  3. Л, и, с, а.
  4. М, а, ш, и, н, а.
  5. А теперь пальчики «пошли гулять» в разные стороны, все звуки «разбежались». Давайте разберем слова на звуки.

Лексический материал: дом, ива, винт, батут, малина.

 Игра «Длинное — короткое»

  1. Если в слове мало звуков, то оно короткое, а если в слове много звуков, то оно длинное. Например, в слове «дом» всего три звука, это короткое слово. А в слове «бутерброд» девять звуков, это длинное слово.
  2. Хлопните, если услышите длинное слово. Топайте, если услышите короткое слово. Речевой материал: шар, машина, пар, рот, экскаватор, зонт, электричество, троллейбус.

 Физминутка

Раз, два все вставайте, Три, четыре — приседайте. Пять, шесть повернись, Семь, восемь улыбнись. Девять, десять не зевайте, Свое место занимайте.

  1. Слова бывают разные: слова-предметы (цветок), слова-действия (учиться), слова-признаки (красный).
  2. Слова, которые обозначают предметы, называются слова-предметы. Например, книга, парта, ученик.

 Игра «Живое неживое»

  1. Слова-предметы могут обозначать живые и неживые предметы. Например, лягушка — это живой предмет, а стол неживой предмет.
  2. Закрывайте руками глаза, если услышите слово, которое обозначает живой предмет. Закрывайте руками уши, если услышите слово, которое обозначает неживой предмет.

Лексический материал: белка, бумага, бабочка, шоколадка, медведь, дом, муравей, лягушка, лужа.

 Игра «Вопрос — ответ»

— У каждого из вас по три картинки с изображением живых и неживых предметов. Покажите своему соседу картинку и задайте вопрос: «Кто это?» или «Что это?». Сосед отвечает и задает вопрос по своей картинке.

Картиночный материал: самолет, пилот, машина, шофер, магазин, продавец, школа, учитель, стадион, спортсмен, дом, строитель.

4. Итог

— С какими словами мы сегодня познакомились?

— Давайте вспомним слова-предметы.

— О каких предметах спрашивают «Кто это?»?

— О каких предметах спрашивают «Что это?»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе Слова-предметы (живое-неживое)

Целю данного занятия является- формироватние понятия о словах, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы.Дети учатся  задавать вопросы к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленн...

Конспект логопедического занятия с дошкольниками подготовительной к школе группы на тему «Звуки [К, К\']. Буква К»

Данный конспект может быть использован как в работе логопеда детского сада,так и воспитателями....

Конспект логопедического занятия для развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством

Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством».Цель: расширять словарный запас посредством русских народных сказок. ...

Конспект логопедического занятия с дошкольниками в технологии "Ситуация"

Конспект представляет собой разработку занятия логопеда в технологии "Ситуация" с детьми подготовительной группы по образованию сложных слов....

Конспект логопедического занятия для дошкольников с ТНР на тему "Народное творчество. Ярмарка"

В этих материалах представлен конспект занятия на тему "Народное творчество. Ярмарка", варианты раскрасок на данную тематику и презентация, что делает занятие интересным для очного или диста...

Конспекты логопедических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи ( 2-3 уровня )

Логопедические занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи  (2-3 уровня)....