Конспекты логопедических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи ( 2-3 уровня )
план-конспект занятия по логопедии

Ячменева Валентина Владимировна

Логопедические занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи  (2-3 уровня).

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Логопедические занятия для детей с общим          

             недоразвитием речи ( 2-3 уровня)

                                                          ЗИМА

                                     Тема «Зима» (занятие № 1)

Цель:

— активизация словаря по теме;

— согласование прилагательных с существительными;

 — подбор определений к существительным.

Оборудование:

сюжетные и предметные картинки о зиме, снежинки (фишки).

                                                 ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент. Логопед предлагает детям прослушать и повторить следующие цепочки слов:

-снег — снегопад

— снежинки вьюга

— метель — пурга санки

— лыжи — горки шуба

— валенки — шапка

 2. Введение в тему. Логопед спрашивает детей, к чему можно отнести эти слова. Догадались ли они, о чем будем говорить на занятии. Дети называют как можно больше признаков зимы. Логопед помогает им с помощью вопросов.

3. Логопед берет игрушку жираф и сообщает, что на занятие прибыл гость из далекой жаркой Африки. Он никогда не видел зимы и просит детей рассказать о ней. А жираф передаст рассказы детей всем животным Африки. Проводится фронтальная беседа с детьми о признаках зимы. Уточняется, что это самое холодное время года, когда выпадает много снега, люди одеваются в теплые одежды. Деревья стоят голые, замерзшие, многие птицы улетают в теплые края, дикие животные переживают зиму.

4. Физкультминутка. Второй раз можно повторить зарядку с другим ритмом «да-да-да».

Мы замерзли с вами? Да-да-да.

 Мы стучим зубами? Да-да-да.

 Мы хлопаем руками? Да-да-да.

Мы топаем ногами? Да-да-да.

5. Подбор слов-определений к существительным. Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.

6. Согласование прилагательных с существительными. Игра «Про что я задумала». На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч... Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение таким образом, повторяя затем все предложение, например: «Дует холодный... ветер. По небу плывут... облака».

7. Итог занятия. «О каком времени года беседовали?»

        Тема «Зима» (занятие № 2)

Цель:

— активизация словаря по теме;

 — уточнение предикативного словаря по теме;

— закрепление пространственных представлений (снизу, сверху, слева, справа, рядом);

 — развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: палочки, две красивые коробочки.

        

                                              ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент. Игра «Назови пары слов». Логопед называет попарно слова. Например: санки — горка, коньки — лед, зима — мороз, снег — сугроб, горка — лыжи, снег — снеговик, вьюга — ветер, лед — река... Первый вариант: логопед называет первое слово, ребенок — второе. Второй вариант: дети самостоятельно называют услышанные пары слов.

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Летят снежинки». Ладони-тучки — над столом. Каждым пальцем поочередно касаемся крышки стола, при этом считаем: одна снежинка, две снежинки....

 3. Закрепление пространственных представлений. Дети рассматривают несколько вариантов снежинок. Затем самостоятельно выкладывают из палочек понравившуюся, обговаривая свои действия. «Я справа положил коротенькую палочку, рядом еще такую же, снизу кладу длинную палочку...».

4. Уточнение предикативного словаря. Логопед предлагает послушать детям сочинение Незнайки на тему «Зима». Предлагает исправить ошибки.

 Наступила зима. Стало теплее. Выпал белый пушистый снег. Целый день светит яркое солнце. Деревья покрылись зеленой листвой. Дети пускают кораблики.

5. Физкультминутка. Смотри занятие № 1.

 6. Расширение глагольного словаря. Игра «Соберем слова». Логопед предлагает ответить на вопрос: «Что делает снег?». Слов можно подобрать много; чтобы они не потерялись, будем их складывать в красивую зимнюю коробку. Одна команда — в одну, другая — в другую. Дети, назвав слово, кладут фишку в свою коробку. «Снег что делает? — Идет, падает, лежит, покрывает, сверкает, кружится, серебрится, тает, хрустит... Лед что делает? — Тает, сверкает, трещит, ломается, блестит, светится, покрывает, крошится...». В конце подсчитывают, у какой команды слов в коробочке больше.

7. Развитие мышления, памяти. Логопед предлагает детям угадать загадку. Догадавшихся детей спрашивает: «Какие слова подсказали, что отгадка — снежинка?». Предлагает выучить загадку и загадать дома родителям.

 Глянешь — летает, на нос присядет

 Сразу растает. (Снежинка)

8. Итог занятия. Вспомнить, что мы делали на занятии.

        Тема «Зимние забавы» (занятие № 3)

Цель:

— активизация и расширение словаря по теме;

— усвоение некоторых форм словоизменения: единственного и множественного числа существительных, существительных в родительном падеже;

— овладение навыком составления простого предложения по демонстрации действий и по картинкам.

Оборудование: картинки с изображением зимнего спортинвентаря, картина «Зима» (с недорисованными моментами).

                                                 ХОД ЗАНЯТИЯ

 1. Оргмомент. Игра «Один — много». Конек — коньки, клюшка — клюшки, шайба — шайбы, снежинка — снежинки, сугроб — сугробы, сосулька — сосульки, горка — горки, мороз — морозы, метель — метели, вьюга — вьюги, снежок — снежки, Снегурочка — Снегурочки...

2. Введение в тему. Логопед предлагает детям отгадать загадки. Отгадки-картинки выставляются на доску.

 Льется речка — мы лежим, лед на речке — побежим (коньки).

 На прогулке бегуны одинаковой длины. Кони эти рыжи, а зовут их... (лыжи).

 Все лето стояли, зимы дожидались. Дождались поры, помчались с горы (санки).

 Этот блинчик клюшкой бей, свои силы не жалей, Как влетит она в ворота, всем «Ура!» кричать охота (шайба).

 Палка я не простая, А немножко завитая. Без меня игра в хоккей Не интересна для детей (клюшка).

«Для чего нужны эти предметы? — Для игр зимой, для зимних забав. — Какие игры можно придумать с санками, на коньках, лыжах, с клюшкой и шайбой?».

3. Образование единственного и множественного числа существительных в родительном падеже. Игра «Кто внимательный». Логопед предлагает детям картину и говорит, что художник забыл нарисовать на ней некоторые предметы. Кто отыщет их и ответит на вопрос, чего не оказалось на картине (конька, лыжи, клюшки, палки, ворот, лопатки, санок, кормушки)?

 4. Физкультминутка. Имитация действий: лепка снежков, катание на лыжах, забивание шайбы в ворота, метание снежков.

5. Составление предложения в прошедшем времени. Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем». Два ребенка договариваются о демонстрации какого-либо действия, отображающего зимние забавы детей. Показывают его. Остальные отгадывают и обговаривают их. «Оля и Саша катались на коньках. Дима и Олег лепили снежки».

 6. Составление простого предложения по сюжетной картинке. Например: «Дети лепят снеговика. Девочки катаются на коньках».

7. Итог занятия. «Вспомните, о каких предметах в начале занятия я вам загадывала загадки. Для чего они нам нужны?»

                 Тема «Зима» (занятие № 4)

Цель:

— активизация словаря по теме «Зима»;

— закрепление пространственных представлений (снизу — сверху, слева — справа, наверху);

— развитие связной речи, составление рассказа по картинке.

Оборудование: картина «Саша и снеговик», пособие «Разные снеговики», геометрические фигуры.

                                            ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент. Игра «Назови зимнее слово».

2. Закрепление пространственных представлений. Логопед предлагает детям отгадать загадку. Меня не растили, из снега слепили. Вместо носа ловко поставили морковку. Глаза угольки, руки сучки (снеговик). «Какие слова помогли вам догадаться, про кого эта загадка?» Далее дети выкладывают снеговика из геометрических фигур по инструкции логопеда (поэтапно).

3. Развитие связной речи. Рассматривание картины «Саша и снеговик». «Какое время года изображено на картине, как вы догадались? Чему так удивился мальчик? Сейчас вы назвали слова снег, снеговик, снегопад, снежинка, снегирь. Послушайте еще раз, я их повторю. Заметили, ребята, что эти слова похожи друг на друга, как родня? Они и есть родные, родственные. А может, кто-нибудь догадался, какое из этих слов главное? Правильно — слово «снег». А сейчас я вам расскажу одну интересную историю. Вышел мальчик Саша во двор и увидел большого снеговика. Смотрит Саша, удивляется. Откуда же он тут взялся? А снеговика слепили дети из детского сада во время прогулки. А вот как они его лепили, мы сейчас Саше и расскажем. Сначала надо вспомнить, с чего дети начинали лепить, что сделали потом, куда поставили самый маленький комок, из чего сделали глаза, нос? Что надели снеговику на голову?» (заслушивают 1— 2 рассказа).

4. Физкультминутка. 

Как на горке снег, снег, поднимают руки вверх

 И под горкой снег, снег, приседают

И на елке снег, снег, показывают ветки елки

И под елкой снег, снег, приседают

А под елкой спит медведь, изображают медведя

Тихо, тихо, не шуметь. грозят пальцем

5. Заслушивают еще 1—2 рассказа. Оценивают, у кого получилось интереснее.

 6. Развитие логического мышления. Игра «Найди, чем отличаются эти снеговики». Детям раздают картинки 2—4 снеговиков, отличающихся некоторыми деталями. Предлагают найти их

7. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе с использованием элементов логопедической ритмики

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группеТема: "Грибы"Цель: актуализировать и расширить знания на тему "грибы"Задачи:Корре...

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 5-6 лет элементами игротерапии

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития 5-6 лет  элементами игротерапииТема: "Игрушки"Цель: Актуализировать и расширить знания на тему "Игруш...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Поможем Золушке собраться на бал» (старшая группа)

Конспект направлен на расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Одежда» на основе обобщения знаний об окружающем. Сове...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Мебель для Маши и Миши» (подготовительная группа)

Конспект направлен на расширение и систематизация знаний о предметном мире. Обобщение, уточнение и активизация словаря по теме «Мебель» на основе обобщения знаний об окружающем. Совершенст...

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе.

Тема: "Грибы"Цель: актуализировать и расширить знания на тему "грибы"Задачи:Коррекционно-развивающие:Развитие вниманияРазвитие мышленияРазвитие памятиРазвитие мелкой и общей мотори...

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе с использованием логопедической ритмики

Создание условий для развития и коррекции двигательной и речевой сферы с использованием элементов логопедической ритмики....

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе с использованием элементов логопедической ритмики

Тема: Лето. Прогулка в лес.Цель: Создание условий для развития и коррекции двигательной и речевой сферы с использованием элементов логопедической ритмики.Задачи:Коррекционно-развивающие:1. Развивать с...