Конспект логопедического занятия с дошкольниками в технологии "Ситуация"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Овчарук Татьяна Владимировна

Конспект представляет собой разработку занятия логопеда в технологии "Ситуация" с детьми подготовительной группы по образованию сложных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_situatsiya.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с дошкольниками

 в технологии «Ситуация»

Ф.И.О. педагога, должность: Овчарук Татьяна Владимировна, учитель-логопед.

Образовательная область: речевое развитие.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет).

Тема: «Путешествие в Страну сложных слов».

Цель занятия: формировать умение образовывать сложные слова.

«Детская» цель: помочь Незнайке научиться образовывать сложные слова.

Основные задачи:

Образовательные:

- закрепить представление о сложных словах: что к ним относится, как образованы, закрепить умение находить сложные слова среди других слов;

- активизировать и расширять словарный запас;

- закреплять умение использовать образованные слова в составе предложений.

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание и восприятие, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к занятиям.

Дидактические материалы: картинки с изображением снегопада, ледохода, самолета, бетономешалки, пылесоса, игрушка Незнайка.

Оборудование: магнитная доска.

Ход образовательной ситуации:

1.Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать деятельность детей, создать условия для возникновения у детей стремления образовывать сложные слова.

Ребята, к нам в гости сегодня пришел Незнайка. Он приглашает нас с вами отправиться в Страну сложных слов, чтобы помочь ему научиться их образовывать. Хотите помочь? Сможете? Что нам для этого нужно сделать?

2.Актуализация знаний и умений.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о сложных словах: какие слова так называются, много ли их, как они образованы.

А что такое сложные слова?  (Такие слова, которые образованы из  двух других слов). Ребята, а Незнайка спрашивает, много таких слов на свете? (Таких слов много). Зачем они нужны? (Есть просто слова, а есть сложные слова, которые взрослые придумали для себя, для этого они «посклеивали» некоторые слова вместе). А вы можете узнать из каких слов «склеены» слова?

Посмотрите на доску. Что вы здесь видите? (на картинах изображены снегопад, ледоход, самолет, бетономешалка, пылесос). Это сложные слова? Как вы догадались? Из каких двух слов состоит каждое из этих слов?

3.Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: формировать опыт преодоления затруднения под руководством учителя-логопеда, фиксации затруднения и понимания его причины.

Ну, что, ж, ребята, я вижу, вы хорошо знакомы со сложными словами. Мы отправляемся с вами в Страну сложных слов. Здесь можно самим образовывать сложные слова. Для этого нужно просто «склеивать» два других слова в одно. Можем? Берем два слова: сидит, стул. Составляйте!

Возникает затруднение. Почему не смогли? (нет такого слова).

4.«Открытие» нового знания (способа действия).

Дидактические задачи: формировать представление о составлении сложных слов.

Что же делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (можно спросить у того, кто знает).  Где еще можно получить информацию, знания?

Дети обращаются с вопросом к логопеду.

Ребята, а все слова можно «склеивать», чтобы получились новые? (Не все, а только некоторые). Для этого берется часть одного слова и часть другого слова. Я назову 2 слова - “пар” и “ходит”, а если их соединить вместе, то получится слово - пароход.

- А какие слова получаются из слов: луна и ход, тепло и ход?

Самостоятельное образование сложных слов.

Кто рыбу ловит? – рыболов.

Кто птиц ловит? – птицелов.

Кто чистит трубы? – трубочист.

Явление природы, когда листья падают? – листопад.

Явление природы на реке, когда вода падает? – водопад.

Явление природы, при котором земля трясется? – землетрясение.

Детская игрушка или средство передвижения, которое само катится? – самокат.

Машина, которая возит молоко? – молоковоз.

Машина, которая сама сваливает груз? – самосвал.

Кухонный прибор, который выжимает сок? – соковыжималка.

Кухонный прибор, который овощи режет? – овощерезка.

Какая девочка с синими глазами? – синеглазая.

Какой мальчик со светлыми волосами? – светловолосый.

Какой заяц с длинными ушами? – длинноухий.

Какая птица с острым клювом? – остроклювая.

Какая собака с длинной шерстью? – длинношерстная.

Цапля с длинными ногами? – длинноногая.

Дом, в котором два этажа? – двухэтажный.

Физкультминутка.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.

Слова бывают разные:                                    Руки на поясе. Повороты вправо-влево.

Весёлые, забавные,

Простые и серьёзные

И очень-очень сложные.                        Погрозить указательным пальцем правой руки.

Листопад – слово летящее.                   Трепещущие движения кистями рук сверху вниз.

Снегопад – слово блестящее.                                            «Фонарики».

Звездопад – слово искрящее.                  Поднимая руки вверх, с силой  разжать  кулак.

Водопад – слово мокрое.                               Стряхнуть «капли воды» кистями рук.

Ледоход – слово плывущее.                            Волнообразные движения ладонями.

Носорог – слово могучее.                       Согнуть руки к плечам, пальцы сжаты в кулак.

Водомерка – слово скользящее.                     Движение вперед-назад ладонями вниз.

Пылесос – слово гудящее.                       Имитация работы пылесоса  со звуком:  у-у-у.

Самовар – слово пыхтящее.                        Пружинка, руки на поясе: пых-пых-пых.

А сладкоежка – слово хрустящее!                     Щелчки пальцами рук:   хр-хр-хр.

5.Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

Дидактические задачи: закреплять умение детей образовывать сложные слова.

А теперь, ребята, я предлагаю вам самим превратиться в сложные слова. Мы поиграем с вами в игру «Найди пару».

Каждому ребёнку называется простое слово: сам, летит, пешком, ходит, вода, падает, пыль, сосёт, овощи, режет, бензин, возит и т. д. Затем дует сильный ветер, и слова разлетаются. Логопед называет сложное слово, а ребята объединяются в пары.

Придумайте предложения с этими словами!

Дети составляют предложения, озвучивают их.

6.Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали и создать ситуацию успеха.

Ребята, смогли мы помочь Незнайке научиться образовывать сложные слова? Что для этого мы делали? Какие знания мы использовали для образования сложных слов? Что еще помогло образовывать сложные слова?

Молодцы!

Использованная литература:

1.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению  фонетико-фонематического недоразвития речи у детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

Конспект логопедического занятия с дошкольниками подготовительной к школе группы на тему «Звуки [К, К\']. Буква К»

Данный конспект может быть использован как в работе логопеда детского сада,так и воспитателями....

Конспект индивидуального логопедического занятия с дошкольником старшей логопедической группы на тему «Автоматизации звука [Р] в словах, в предложениях, в чистоговорках».

Цель: формировать умение произносить звук «Р» в словах. Задачи: упражнять в правильном произнесении звука «Р»;формировать умение правильно произносить звук «Р»...

Конспект логопедического занятия для дошкольников с ТНР на тему "Народное творчество. Ярмарка"

В этих материалах представлен конспект занятия на тему "Народное творчество. Ярмарка", варианты раскрасок на данную тематику и презентация, что делает занятие интересным для очного или диста...

конспект логопедического занятия. ознакомление дошкольников со словами-предметами

Знакомство детей со словами-предметами в рамках логопедического занятия. Разделение понятий слово и звук; одушевлённые и неодушевлённые предметы....

Конспекты логопедических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи ( 2-3 уровня )

Логопедические занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи  (2-3 уровня)....