Как хорошо уметь читать
статья по обучению грамоте (старшая группа)

Статья содержит ответы на вопросы: Надо ли учить читать дошкольника? Какой оптимальный возраст для начала обучения чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_horosho_umet_chitat.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать…»

Эти строчки знакомы, наверное, каждому родителю. Многие мамочки хотят, чтобы ребенок зачитал пораньше. И не просто так зачитал,а целыми предложениями. Такое желание родителя вполне объяснимо потребностями общества и духом времени. Современная школа предъявляет повышенные требования к уровню подготовки ребенка к школе, нежели 15, 20 лет назад. Все мы знаем, что нужно обучать дошкольников чтению. Но все-таки интересно, а зачем?

Многие ученые предполагают, что читающий дошкольник – это хорошо! И вот почему. Процесс обучения чтению развивает такие высшие психические функции как: внимание, память, восприятие, мышление и речь. Это значит, что если ребенок просто учиться читать и даже, если зачитает еще не скоро, он упражняет неречевые функции. Учась различать буквы, формируется зрительное восприятие, да и сам процесс запоминания букв развивает память. Пока ребенок учиться складывать буквы в слоги, а слоги в слова, просыпаются такие мыслительные операции как анализ и синтез. А связь чтения и устной речи очевидна даже не педагогу. Письменная речь, то есть чтение и письмо надстраивается над устной и тянет последнюю за собой. Если малыш с удовольствием учится читать, то незаметно для него самого: расширяется словарь, развивается фонематический слух. И кругозор становится шире. Таким образом обучение чтению — полезный инструмент для всестороннего развития малыша, кроме того самостоятельное чтение формирует ребенка-исследователя, умеющего находить и анализировать информацию.

Возникает закономерный вопрос: в каком возрасте следует начинать занятия по обучению чтению? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним о возрастных задачах. Возрастная задача рождается в самом ребенке, в самые разные периоды его жизни. Это наиболее приоритетная задача для успешного развития, практически его потребность. Если игнорировать эту потребность, то развитие будет протекать искаженно. Многие разработчики методик обучения чтению призывают начинать обучение то с 3 месячного возраста, то с 3 лет. Интересно, а что организм ребёнка думает на этот счёт?

Первое и самое главное правило для любого родителя малыша раннего возраста гласит, что мы должны изучить возрастные задачи и строить обучение в соответствии с ними. От рождения до года такой задачей является эмоционально-тактильный контакт с мамой, формирующий базовое доверие к миру. От года до двух лет — предметная деятельность, установление причинно-следственных связей. От двух до трёх лет — сенсорное развитие, установление первых понятий цвета, формы, величины, развитие речи и потребность в самостоятельности. Понятно, что у 3 месячного ребенка, совсем иные возрастные задачи, нежели у 5 летнего или годовалого ребенка. И в них изначально не входит стремление обучиться читать и писать. Это естественное стремление приходит ближе к 4 годам. Когда малыш спрашивает маму: «Что тут написано? Прочитай». Или просит папу: «А напиши мое имя, а какая это буква, а какая цифра?». Мария Монтессори, еще сто лет назад отмечала возраст эксплазивного письма — самопроизвольного письма. В норме дети начинают читать в возрасте от четырёх до семи лет, в зависимости от типа восприятия, от особенностей личности, от уровня двигательной активности и еще от очень многих причин. Если у ребенка нет логопедических проблем, он все равно научится читать. Причем научится именно тогда, когда будет к этому готов!

С другой стороны, если активно предлагать ребенку освоить какой-то навык раньше времени, раньше, чем он будет готов, то, скорее всего, он его освоит, потому что у детей очень пластичная психика. Но это произойдет за счет чего-то другого. То есть в тот момент, когда ребенок будет, предположим, раньше, чем он к этому готов, учиться читать, у него могут запасть какие-то другие важные функции.

В лучшем случае, поскольку дети хорошо защищены, ребёнок будет не настолько активно учиться читать, и все обойдется. Но если всё-таки родителям удастся победить и научить ребёнка раньше времени читать, закрашивать рамочки, складывать головоломки и так далее, то он не освоит то, что ему надо было бы освоить. Условно говоря, не научиться прыгать на одной ножке, кататься на велосипеде и завязывать шнурки.

В свое время Мария Монтессори ввела такое понятие, как «сенситивный возраст», то есть возраст, когда мозг ребенка максимально готов к освоению того или иного навыка. Если ребенок в своем развитии проскакивает этот возраст, то он потом всё-таки освоит этот навык, но с гораздо большими затратами и потерями.

Нельзя учить ребенка читать в два года вместо того, чтобы лепить с ним куличики. Потому что лепить куличики, кидать мячик, кататься на велосипеде в два года, несомненно, полезней, чем читать.

Даже если ребенок научится складывать буквы в слова, он все равно читать не будет. Скорее всего, он будет просто угадывать слова, которые запомнил. Многие дети проделывают этот фокус, вводя родителей в заблуждение. По-настоящему читать они всё равно начинают ровно тогда, когда им надо начать читать: в свои пять, шесть, семь лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"

Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"

Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....

"Как хорошо уметь читать"

Консультация для родителей....

"Как хорошо уметь читать" консультация для родителей

"Как хорошо уметь читать"Консультация для родителей.Воспитывать интерес детей к худ. литературе....

план кружковой работы "Как хорошо уметь читать"

Всем хорошо известно, насколько сложно  и объемна программа начальных классов и как бывает трудно ребенку, не умеющему читать, освоить её курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-дру...

"Как хорошо уметь читать!"

Очень важно знакомить детей с буквами и звуками, применяя игровые приёмы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности....