Программа по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей «Букварёнок»
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)

 Маликова Сабира Башировна

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvaryonok.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

Программа по развитию интеллектуально-творческих

способностей у детей

 «Букварёнок»

Руководитель: Маликова С.Б.

г. Нижневартовск

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.

Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи

Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте.

Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.

Цель учебной программы – Обучение основам грамоты и чтения

 Задачи программы:  

  • Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и предложениями.
  • Формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением.
  • Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
  • Формирование мотивации к обучению.
  • Формировать навык самоконтроля.

Программа разработана с учетом основных принципов:

1.        Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

2.        Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

3.        Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

4.         Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

5.         Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

6.         Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

Методы обучения:

 а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);

в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Обучение чтению ведётся по трём направлениям:

– аналитикосинтетическое (побуквенное) чтение;

– послоговое чтение;

     – глобальное чтение.

        Учитывая данные направления,  выделены следующие этапы работы:

1.Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с  графическим изображением букв алфавита.

2.Обучение слогослиянию.

3.Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трёхсложных слов.

4.Обучение осмысленному чтению словосочетаний.

5. Обучение осмысленному чтению предложений.

6. Обучение осмысленному чтению текстов.

На каждом этапе проводится работа по анализу и синтезу изучаемой единицы.

Начиная с 3 этапа, ведётся работа над осознанностью (понимание прочитанного) чтения. Она включает:

1.Формирование понимания на уровне слова.

Работа на первом этапе направлена на расширение, обогащение, активизацию, актуализацию словаря, формирование понятийного словаря и соотнесение печатного слова с его лексическим значением.

2.Формирование понимания на уровне словосочетаний и фразы.

Работа на втором этапе направлена на понимание грамматических и логико – грамматических отношений в предложно - падежных конструкциях, в том числе включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями. А также на формирование понимания и анализа пословиц и поговорок, устойчивых выражений и фразеологических оборотов.

3.Формирование понимания на уровне текста.

На данном этапе работа направлена на понимание фактического содержания текста и понимание скрытого смысла текста.

Организация процесса обучения

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации данной программы рассчитан на два года.

Форма организации занятий – подгрупповая (до 10 человек).

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого, соответствует возрастным нормам детей:

– 1-й год обучения – 1 раз в неделю по 25-30 минут

– 2-й год обучения – 1 раза в неделю по 30-35 минут

Учебный план

форма проведения

количество занятий в год

количество занятий в неделю

Обучение чтению

фронтальная

64 занятия

2 занятия

п/п

Тема

всего

занятий

1

Мониторинг

2

2

Гласные звуки [а][о][и][ы][у][э]. Буква  А а

1

3

Гласные звуки [а][о][и][ы][у][э]. Буква  У у

1

4

Гласные звуки [а][о][и][ы][у][э]. Буква  О о

1

5

Звуки  [м] [м`] буква М м

1

6

Звуки  [с] [с`] буква С с

1

7

Звуки  [с] [с`] буква С с (закрепление)

1

8

Звуки [х] [х`] буква Х х

1

9

Звуки [х] [х`] буква Х х (закрепление)

1

10

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

1

11

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

1

12

Звуки [р] [р`] буква Р р

1

13

Звуки [р] [р`] буква Р р (закрепление)

1

     14

Звуки [ш]  буква Ш ш

1

     15

 Звуки [ш]  буква Ш ш (закрепление)

1

     16

Звук  [ы] Буква Ы

1

     17

Звуки  [л] [л`] Буква Л

1

     18

Чтение Л-Р

1

     19

Звуки  [н] [н`] Буква Н

       1

     20

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

1

     21

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

1

     22

Звуки  [к] [к`] Буква К

1

23

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

1

24

Звуки  [т] [т`] Буква Т

1

25

Звук [и] Буква И

       1

26

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

1

27

Звуки  [п] [п`] Буква П

1

28

Звуки  [з] [з`] Буква З

1

29

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

1

30

Звук [й`] Буква Й

1

31

Чтение И-Й, ый-ий

1

32

Звуки  [г] [г`] Буква Г

1

33

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

1

34

Парные С-З, Г-К

1

35

Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж

6

36

Йотированные гласные Е , Ё, Ю,Я

5

37

Мягкий знак Ь

1

38

Звуки  [ч`] Буква Ч ч

2

39

Звук [э] Буква Э э

2

40

Звуки  [ц] Буква Ц ц

3

41

Звуки  [ф] [ф`] Буква Ф ф

1

42

Звуки  [щ`] Буква Щ щ

3

43

Твердый знак Ъ, Ъ-Ь

2

44

Чтение текстов, задания по карточкам

2

45

Мониторинг

2

Итого

      64

Условия реализации программы.

Кадровое обеспечение:

Воспитатель с высшей квалификационной категорией.

Материально техническое обеспечение

Наименование

1

Демонстрационное учебно- наглядное пособие по обучению грамоте «Ступеньки грамоты»

1

2

Касса букв

10

3

Азбука разрезная

2

4

Азбука в картинках

1

5

Азбука Жуковой

1

6

Магнитная азбука

1

7

Наборы букв  

8

Карандаши цветные

10

9

Тетради рабочие

10

10

Развивающие игры

11

Кофрограф «Ларчик»

1

12

Кубики   с буквами и слогами

5

13

Говорящая азбука

1

Мониторинг

Для выявления уровня усвоения детьми программы «Букварёнок» проводиться мониторинг два раза в год.

Тестовый лист диагностики навыка чтения

Летом.

Наступило тёплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают её в ведёрко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из неё варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем.

6

8

7

9

5

Вопросы для оценки понимания прочитанного:

  1. Какая ягода поспела в саду?
  2. Кто собирал смородину в ведёрко?
  3. Куда девочка положила смородину?
  4. Что мама сварит из ягод?
  5. Что будут делать дети зимой в холода?

Скорость чтения   _________ слов        

Способ чтения: слоговое, целыми словами.

Правильность чтения: без ошибок, с ошибками (указать вид ошибок).

Критерии оценки уровня усвоения программы кружка

Высокий уровень

Средний  уровень

Низкий уровень

Читает  целыми словами, без ошибок,  отвечает на вопросы по тексту, понимает прочитанный текст.

Читает  целыми словами, делает ошибки отвечая на вопросы,  плохо ориентируется в тексте

Читает по слогам, не понимает прочитанного текста.

Список литературы.

  1. Ковригина Т. Е., Шеремет Р. Е. Занимательное обучение чтению Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
  2. Шумаева Д.Г.  Как хорошо уметь читать – Санкт-Петербург:                  «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010».
  3. Пятак С. В. Читаю слова и предложения: для детей 5-б лет. В 2 ч. / С. В. Пятак; под ред. М. А. Зиганова. - М.: Эксмо, 2010.
  4. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
  5. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001
  6. Н.В. Дурова Обучение дошкольников грамоте: дидактические материалы в четырёх книгах. Поиграем в слова, От слова к звуку, от звука к букве, Читаем сами. М., «Школьная Пресса» 2006.
  7. В.В. Мамаева, «Как помочь ребёнку научиться читать», Санкт- Петербург, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации программы музыкального развития в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа с приложением (календарно-тематическое планирование), составлена по парциальной программе "Ладушки" И.Каплуновой, И.Новоскольцевой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации программы музыкального развития в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2016-2017 гг

Рабочая программа составлена по образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие» по направлению развития и образования детей «Музыкальная деятельность» (ФГОС ДО) для детей от 1.6 до 7 ле...

Рабочая программа по программам (разделам): «Развитие зрительного восприятия» «Развитие социально-бытовой ориентировки» «Развитие пространственной ориентировки».

Рабочая программа по программам (разделам):«Развитие зрительного восприятия»«Развитие социально-бытовой ориентировки»«Развитие пространственной ориентировки»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации программы музыкального развития в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой ГДО МОКУ «Олекминская СОШ» на 2018-2019гг, на основе Федерального государственного образовательного станд...