КОНСПЕКТ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "Времена года"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Даудова Рахима Абдуллаевна

Тема: «Времена года»

Цель: Обогащение и развитие коммуникативных навыков воспитанников в процессе освоения знаний о временах года.

Задачи:

 - создать условия для формирования коммуникативных навыков у воспитанников через организацию различных видов деятельности и использование подгрупповых форм сотрудничества;

- продолжать формировать обобщённое представление о сезонных явлениях в природе, закреплять знания детей об отдельных признаках времен года, систематизировать представления детей о цикличности времен года;

- Закреплять умение  использовать план-схему при составлении описательного рассказа.

- продолжать развивать умение слышать вопросы и многоступенчатые задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников;

- активизировать словарный запас детей; закреплять умение правильно  выстраивать из слов распространённые предложения, проводить анализ предложения по схеме

- развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, умение выражать свои мысли,

- развивать культурно-гигиенические навыки в процессе подготовки материала к занятиям

 

- воспитывать умение работать в команде, принимать совместные решения, отстаивать интересы команды, проводить самооценку и оценку результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_podgotov_gruppe_vremena_goda.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

по образовательной области

«Социально- коммуникативное  развитие»

в подготовительной  группе

Даудова Рахима Абдулаевна

(фамилия, имя, отчество педагога)

воспитатель

(должность педагога)

г.Когалым

Тема: «Времена года»

Цель: Обогащение и развитие коммуникативных навыков воспитанников в процессе освоения знаний о временах года.

Задачи:

 - создать условия для формирования коммуникативных навыков у воспитанников через организацию различных видов деятельности и использование подгрупповых форм сотрудничества;

- продолжать формировать обобщённое представление о сезонных явлениях в природе, закреплять знания детей об отдельных признаках времен года, систематизировать представления детей о цикличности времен года;

- Закреплять умение  использовать план-схему при составлении описательного рассказа.

- продолжать развивать умение слышать вопросы и многоступенчатые задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников;

- активизировать словарный запас детей; закреплять умение правильно  выстраивать из слов распространённые предложения, проводить анализ предложения по схеме

- развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, умение выражать свои мысли,

- развивать культурно-гигиенические навыки в процессе подготовки материала к занятиям

- воспитывать умение работать в команде, принимать совместные решения, отстаивать интересы команды, проводить самооценку и оценку результатов.

Методы и приёмы:

- Сюрпризный момент: «Чудо дерево».

- Хороводная игра «Осень»

- Пальчиковая игра: «Что мы делали зимой!»
-Считалочка: «Солнышко».

- экспериментирование,

…….

- классификация

- логоритмика

Материал и оборудование:Дерево, схемы времен года, схемы на словесный разбор  предложения, одноразовые  тарелки, одноразовые  стаканчики, контейнеры с красками, ватные палочки, орешки, эмблемы времён года, магнитофон,сигнальные карты

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательноеразвитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

ХОД

Дети  самостоятельно играют.Звенит будильник (сигнал начала занятия),  ребята собираются возле воспитателя.

В-ль: Ребята,я сегодня приготовила для вас сюрприз,а что это за сюрприз, вы должны отгадать. Предлагаю игру «Да-нет-ка». Задавайте мне любые вопросы, но я смогу ответить на них только «да» или «нет». Наша схема будет вашей помощницей.

Дети задают вопросыпо схеме «Рукотворный- нерукотворный мир»

В-ль: Правильно ребята это дерево (выносит атрибут), но дерево не простое.(ставит на демонстрационный стол, дети садятся на ковёр)

А как вы думаете, что в этом дереве необычного?

Дети:дерево разделено на четыре части, наверное, по временам года.

В-ль: А ещё здесь растут эмблемы, которые символизируют времена года, Предлагаю  вам взять по одной эмблеме и разделиться на команды. Я вас так и буду называть: «зима», «весна», «лето», «осень».

Уважаемые члены команд!  На каждом столе вы видите карточки с признаками  времён года, вам нужно отобрать  признаки своего времени года и выстроить общую  схему. Затем вы должны представить, защититьсвоё время года, то есть рассказать о нём или загадать загадку, или предложить нам игру.

Дети работают со схема. Затем каждая команда по степени готовности поднимает сигнальную карточку, которая также есть на каждом столе)

Команды по очереди представляют своё время года, раскрывая основные признаки, при этом самостоятельно договариваются, кто представляет материал, затем предлагают загадку, игру или рассказ о своём времени года. Способ представления дети также обговаривают в процессе работы.

Примерные программные материалы по теме «Осень»:

Рассказ:осень, в это время года идут дожди, желтеют листья, (отгадали),а ещё мы знаем хороводную игру  «Осень»

Хороводная игра:«Осень»

Уже траву не косят

И значит это осень,

Жёлтая, красная,

Красивая, Прекрасная!

идут по кругу

Пора всей красоты

И возраста растений,

Но только лишь, увы,

Так длиться с две недели!

Кружатся вокруг себя

Холодные ветра

С шумом прилетают

приседают и встают, руки вперёд

Ждёт снега детвора

А он то есть, то тает!

хлопают в ладоши

Уже траву не косят

И значит это осень!

идут по кругу

Кружит листва в осеннем танце

кружатся

Мы соберём листочки в ранцы

имитация

И будем ими любоваться!

руки перед лицом, улыбнуться

Стихотворение: «Летят дождинки»

Летят дождинки
Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.

У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы!
(И. Демьянов)

«Осень»

Осень
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
(М. Ходякова)

Примерные программные материалы по теме «Лето»:

Лето, а у нас для вас загадки(отгадали)

Ну- ка кто из вас ответит?

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит.

И не пекарь, а печёт!

Солнце печет, липа цветет,

Рожь поспевает, когда это бывает?   (Летом)

Только дождик удалился, в небе мостик появился,

Ярко выгнулся дугой, будто пояс золотой.   (Радуга)

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь нажужжусь.   (Жук)

 

В небе подсолнух: весь год цветет, а семян не дает.  (Солнце)

Спал цветок и вдруг проснулся:

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.   (Бабочка)

Летний дождь прошел с утра,

Выглянуло солнце.

Удивилась детвора,

Посмотрев в оконце, -

Семицветная дуга

Заслонила облака! (Радуга)

Пальчиковая игра: «Я рисую лето»

Я рисую лето

рисуют пальчиком по столу

Красной краской- солнце

рисуют в воздухе «солнце»

На газонах розы

На лугах покосы

сжимают и разжимают пальцы

Синей краской – небо                    

рисуют в воздухе «облака

И ручей певучей

на столе рисуют пальцем «ручей

Дети: (зима: описывают время года (отгадали) у нас тоже есть  пальчиковая игра  «Что мы делали зимой!»

Пальчиковая игра «Что мы делали зимой!»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Хороводная игра: «Как на тоненький ледок»

Дети с   Стоят в кругу. Выбранный заранее  «Ваня» и две подружки отходят в сторону.

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

дети поют и показывают, как падал снежок (приседая)

Припев.

Эх! Зимушка – зима,

Зима снежная была .  2 раза          

взявшись за руки, дети идут вправо, при повторе  влево

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка – дружок.            

дети выполняют пружинку, Ваня выезжает в круг (ходит, высоко поднимая ноги)

Припев

Ехал, Ваня,  поспешал,

С добра коня упал.

дети пританцовывают, Ваня, бежит и падает

Припев.

Две подружки увидали,

Прямо к Ване подбежали

Две подружки увидали,

Прямо к Ване подбежали

Припев

Две подружки помогали,

На добра коня сажали

дети хлопают в ладоши, а Ваня с подружками,  скачут на коне.                

Стихотворение:«Зимушка-зима»

В ледяной карете мчится зимушка-зима

Ветер крыльями стучится в сонные дома.

Расцветают скверы, парки снежной белизной.

И мороз возводит арки над тропой лесной.

( Т.Бокова )

«Зима»

На картине у зимы

Всё бело от снега:

Поле, дальние холмы,

Изгородь, телега.

Но порой блеснут на ней

Средь поляны ватной

Красногрудых снегирей

Солнечные пятна.

( В.Лунин )

Дети:(весна: загадка ,стих (отгадали) а мы знаем  считалочку« Солнышко»

Считалочка: «Солнышко».

Выйди, солнышко, выйди, красное.

Хватит спать тебе в мягком облаке.

Поднимись скорей в небо чистое,

Согрей Землю.

Словесная игра: «Весенняя телеграмма»

Дети (стучат стеклянными камушками в ритм стихам).
Дятел сел на толстый сук,
Тук да тук.
Всем друзьям своим на юг;
Тук да тук
Телеграмму срочно шлёт
Тук да тук.
Что весна уже идёт.
Тук да тук.
Что растаял снег вокруг,
Тук да тук.
Что подснежники вокруг;
Тук да тук.
Дятел зиму зимовал,
Тук да тук.
В жарких странах не бывал,
Тук да тук.
И понятно, почему
Скучно дятлу одному! (В. Суслов
)

Загадки:

  Я раскрываю почки

         В зеленые листочки.

         Деревья одеваю,

         Посевы поливаю,            

         Движения полна...

         Зовут меня... (Весна)

   

Снежок растаял и с полей

    Бежит проворливый...(Ручей)

Из-под снега вышел друг —

  И весной запахло вдруг.(Подснежник)

Зазвенели ручьи,

    Прилетели грачи.

    В дом свой — улей пчела

    Первый мед принесла.

    Кто скажет, кто знает,

    Когда это бывает?(Весной)

В-ль: Молодцы, справились с заданием, а теперь предлагаюодному из членов команды закрепить полученные схемы времён года на общем панно. Взамен возьмите конверт с сюрпризом и присаживайтесь за столы. Давайте посмотрим, что внутри конвертов! (Дети достают содержимое конвертов и определяют, что внутри лежат схемы, по которым можно строить  предложения)

В-ль: Придумайте предложения о своем времени года и составьте по нему схему. Но в этот раз команды будут выступать по порядку, а порядковый номер изображён цифрой на вашем каждом столе.

Дети: озвучивают свои предложения в соответствии с порядковым номером.

Последними выступает команда «лето».

В-ль: началось наше занятие с сюрприза, и завершить его хочется тоже сюрпризом! Возьмите каждый по одной  корзинке и располагайтесь за столами, оборудование располагайте удобно около себя. Все готовы? Тогда слушайте внимательно и повторяйте движения за мной:

Осень, рыжая лиса,

разукрасила леса.

Дождик с неба побежал,

капли в лужицу собрал.

Наливают водичку

А уж зимушка-краса

Выбелила небеса

Белый лес и белый дом

Белым стало всё кругом!

Наливают молоко

А весна красна пришла

Много красок принесла

Зелень трав и синь небес

Разноцветным стал весь лес

Наливают краски поочереди

А лето пришло,

В небе радугу зажгло!

Ватные палочки намоченные в мыльном растворе

В этом чуде разноцветном

Краски водят хоровод

Чтобы был для нас чудесным

 И весёлым  круглый  год

Вслед за белою Зимой

Буйство красок ждём Весной

За весной примчится лето

В яркий сарафан одето

Лето шумное пройдёт

Осень следом приведёт

Итог занятия: вы сегодня работали дружными командами, показали себя в работе настоящими друзьями и помощниками, но мне хотелось бы знать ваше мнение о том, какая команда лучше всего рассказала о своём времени года. При этом вы должны соблюдать главное правило: хвалить свою команду нельзя!

(Дети проводят самоанализ деятельности и качества выполнения заданий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ( Образовательная область "Социально - Коммуникативное развитие")

КонспектНепосредственной образовательной деятельности  НОД                                      ...

конспект по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" тема "Спортивная зима"

Знакомить детей с олимпийскими традициями,зимними видами спорта...

КОНСПЕКТ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тема: "Семейные традиции"            Цель: формирование основ нравственности во взаимоотношениях с членами семьи. Программное содержание:Образов...

Конспект занятия образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" для старшего дошкольного возраста "Дом дружбы".

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Задачами являются:Обобщать и расширять знания детей о таких понятиях как "друг", "дружба".Формировать социально-коммуни...

КОНСПЕКТ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "Семейные традиции".

       Цель: формирование основ нравственности во взаимоотношениях с членами семьи. Программное содержание:Образовательные: закрепить представления детей о се...

Конспект ООД Образовательная область "Социально – коммуникативное развитие" Тема: "Волшебный цветок пожеланий" Средняя группа

Программное содержание:Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.Формировани...

Конспект занятия образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» образовательная деятельность «Безопасность» Тема: «Спички детям не игрушка» группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 5 до 6 лет

Конспект занятияобразовательная область «Социально-коммуникативное развитие»образовательная деятельность «Безопасность»Тема: «Спички детям не игрушка»группа общераз...