Условия для развития речи в ДОУ
статья по обучению грамоте

Карпова Наталья Владимировна

Условия для развития речи в ДОУ.

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Правильно подобранная предметно-развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

 Наш детский сад работает по основной общеобразовательной программе ДОУ составленной на основе комплексной программы «Детство» и предметно - развивающая среда составлена в соответствии с требованиями этой программы.

 

 

Задачи на развитие свободного общения ребёнка с взрослыми и детьми:

  1. Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребёнка со взрослыми.
  2. Поддерживать деловые мотивы общения ребёнка с взрослыми.
  3.  Стимулировать проявления признаков внеситуативно-познавательного общения с взрослыми.
  4. Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_dlya_razv_rechi_v_dou.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Условия для развития речи в ДОУ.

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Правильно подобранная предметно-развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

 Наш детский сад работает по основной общеобразовательной программе ДОУ составленной на основе комплексной программы «Детство» и предметно - развивающая среда составлена в соответствии с требованиями этой программы.

Задачи на развитие свободного общения ребёнка с взрослыми и детьми:

  1. Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребёнка со взрослыми.
  2. Поддерживать деловые мотивы общения ребёнка с взрослыми.
  3.  Стимулировать проявления признаков внеситуативно-познавательного общения с взрослыми.
  4. Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.

Задачи на развитие всех основных компонентов речи детей в различных видах детской деятельности:

  1. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
  2. Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
  3. Развивать умения отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
  4. Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.
  5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения их действий, ярко выраженных свойствах и качествах.
  6. Развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием.
  7. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
  8. Побуждать детей использовать дружелюбный, спокойный тон общения со взрослыми и сверстниками.
  9. Учить использовать речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться, знакомиться, благодарить, выражать просьбу.)

Связная речь

Наборы  предметных картинок.

Наборы сюжетных картинок.

Серии сюжетных картин для составления рассказов разной сложности.

Изображения сюжетные и предметные, вырезанные по контуру, для работы на фланелеграфе.

Картинное панно, наглядные схемы (для упражнений в моделировании сюжета пересказываемого произведения).

Атрибуты, необходимые для игр-драмматизаций.

Рисунки детей (на тему  произведения для последующего составления рассказа).

Различные виды театров.

_________________________________________________________________

В младшей группе очень важно для ребенка общение с близкими для него взрослыми – членами семьи, воспитателем, помощником воспитателя. Во взаимодействии со сверстниками для детей характерно эмоционально-практическое общение: ребенок стремится привлечь внимание сверстников, ждет от них соучастия в играх, дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером. По инициативе взрослого дети учатся вступать в общение: узнавать и называть знакомых персонажей на картинках и их действия, например:“Это мишка. Мишка спит”, “Здесь зайка. Он ест морковку”; отвечать на вопросы о себе, например: “как тебя зовут? Какого цвета твое платье?”; узнавать на фотографии и называть членов своей семьи, разговаривать о любимых игрушках. В ходе режимных моментов: воспитатель даёт образец правильной речи при проговаривании потешек, поговорок во время проведения культурно-гигиенических процедур, в процессе приучения детей к самообслуживанию.

При проведении культурно-гигиенических процедур воспитатель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании – предметов гигиены, при одевании на прогулку и подготовке ко сну – предметов одежды.

Дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнёром, дети учатся вступать в контакт с окружающими, выражают свои мысли, чувства, впечатления.

С помощью воспитателя узнавать яркие, эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут). Нужно учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, пользоваться ласковыми словами.

Одним из способов планирования связного высказывания служит метод наглядного моделирования. Моделирование – это наглядно-практический метод обучения. Он заключается в специальных схемах, через которые ребенок развивает свое мышление. В основе метода лежит принцип замещения: когда реальный предмет замещается другим предметом.

При использовании наглядного моделирования дети знакомятся с графической моделью. Элементы модели – это условные заместители – символы. Например: геометрические фигуры, контуры, силуэты, пиктограммы. На ранних этапах обучения схемы могут быть цветными, поскольку они более образны. Важно, чтобы дети усвоили внешний признак (цвет, размер), по которому они смогут построить рассказ, сказку, с помощью преметов-заместителей.

На последующих этапах дети выбирают заместители без внешних признаков объекта. Они ориентируются на качественные характеристики: злой, добрый, трусливый, сильный и т.д.

Для успешного закрепления можно использовать дидактические игры: “Назови предмет”, “На что это похоже?”,  “Подбери пару” и т.д.

Работа по такой технологии формирует следующие умения при обучении пересказа:

  • Усвоение принципа замещения, т.е. умение обозначать персонажи фигурами заместителями;
  • Умение передавать события;
  • Умение пересказывать последовательно.

Чтобы смоделировать сказку нужно начинать с хорошо знакомых сказок: “Репка”, “Теремок”, ”Колобок”, “Три медведя”. Для этого нужно провести предварительную работу, которая заключается в том , чтобы вспомнить и назвать героя сказки, уточнить их количество, детали одежды. Рассмотреть картинки из сказки, выложить мозаику отдельных фрагментов, обыграть сказку, используя различные виды театров(настольный, кукольный, пальчиковый.) Нарисовать или вылепить героев сказки. Когда проведена предварительная работа, то детям можно предложить условные заместители персонажей сказки: круги, полоски, квадраты, треугольники. Например: к сказке “Репка” мы подбирали шесть фигур-заместителей (полоски одинакового цвета, но разной длинны – от самой длинной до самой короткой). Репка – желтый круг.

Дети быстро выложили сказку, используя фигуры-заместители, и без труда рассказали её. Заключительн6ым этапом такой работы является составление мнемотаблиц, зарисовка.

При обучению пересказу, мы используем картинки-схемы, которые служат опорой для запоминания словесного материала. Это происходит путем соотнесения слова с рисунком, подходящим по смыслу. Когда мы проводим такую работу, то включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. С помощью таких карточек-схем, ребёнок сможет последовательно пересказать каждую часть текста, ни чего не упустив, т.к. символы выделяют опорные слова. Ребёнок учится выделять основную мысль текста. Точно так же с опорой на схему ребенок может составить рассказ на любую тему, классифицируя  предметы  по определенным признакам. Начать составлять описательные рассказы можно с подбора трёх-четырёх признаков(название предмета, цвет, форма, размер), постепенно увеличивая количество пунктов плана рассказа.Описательные рассказы могут быть на любую тему, например: «Фрукты», «Времена года», «Игрушки»,»Домашние и дикие животные», «Транспорт», «Птицы»,»Человек» и т.д. Он учится загадывать загадки на любую тему , например: о любимых овощах или фруктах, о животных и т.п. Параллельно обучению описывать предметы, идет обучение придумыванию загадок.

Эту технологию мы используем при заучивании стихотворений:

  1. Чтение стихотворения воспитателем;
  2. Беседа о прочитанном: каком времени года говорится в стихотворении; какие признаки указывают на это; назовите главного героя стихотворения;
  3. Рассказывание стихотворения воспитателем с параллельным выставлением моделей.
  4. Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели.
  5. Рассказывание стихотворения одним ребёнком с одновременным подбором и выставлением моделей.

Необходимым условием работы с использованием технологии моделирования – быть последовательным и терпеливым. Самое главное – это заинтересовать ребёнка.

Ещё один способ развивать связную речь у младших дошкольников – это мнемотехника. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, Обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Важную роль в работе с детьми, занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей. Это заметно облегчает детям овладеть связной речью. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Для младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. они их лучше запоминают. Впамяти у детей остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная.

Занятие состоит из нескольких этапов:

  1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
  2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы, например: домик -   , волк -    , медведь -   .
  3. Затем осуществляется пересказ сказки с опорой на символы(образы), т.е. происходит обработка метода запоминания.

Большая работа проводится с детьми по обучению чтению символов. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки , через них идёт понимание и осознание самой сказки.

Занятия построены на известных сюжетах, сказках. Дети сами являются исполнителями сюжета, активными его участниками. Превращаясь в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии , которое помогает им лучше понять окружающий их мир. Проводится большая предварительная работа: подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей; обсуждение с детьми наблюдений, проведенных перед занятием или произведений устного народного творчества; подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиозаписи; выбор педагогом приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии. В занятия я включаю различные подвижные игры, слушание музыки, словесные игры, народные приметы, чтение стихов, поговорок. Кроме мнемотаблиц есть и схемы-модели, которые помогают лучше запоминать изученный материал. Схемы-модели учат детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; зарисовывать предметы и явления природы . Самостоятельно, с помощью значков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа. Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную раннее схему-модель. Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц у детей появляется желание:

  1. Пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни.
  2. Расширяется кругозор знаний об окружающем мире.
  3. Активизируется словарный запас.
  4. Дети преодолевают робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Я считаю, чем раньше научить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше мы их подготовим к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Воспитатель призван создать такие условия в ДОУ, чтобы обеспечить родителям возможность участвовать в образовательном процессе.

Активные формы взаимодействия с родителями.

Вовлечение родителей в образовательный процесс через:

   Подготовку к праздникам;

Конкурсам чтецов;

   Тематическим выставкам;

   Изготовлению книжек-самоделок, альбомов, подделок;

   Проведение собраний;

   Индивидуальных бесед;

   Консультаций;

Тренинги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Условия успешного развития речи детей"

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.  Данный материал отвечает на вопрос: "Каковы  же условия ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение, о...

Развитие мелкой моторики рук как условие успешного развития речи ребенка

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, тулов...

Педагогические условия успешного развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Использование современных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний....

Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».

Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....

«Условия для развития речи детей и особенности современных форм, методов работы в ДОУ по речевому развитию»

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятель...